«Капилляры» России — вопрос исторического выживания

СРОчная помощь малой авиации

1897
«Капилляры» России – вопрос исторического выживания
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

10 февраля в Государственной Думе под председательством лидера КПРФ Геннадия Зюганова состоялся Круглый стол на тему «Коммерческие воздушные перевозки на легких воздушных судах». В заседании также приняли участие заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик, депутаты различных фракций, представители Минпромторга, Минэкономразвития, общественности и отраслевых объединений.

Как отметил Геннадий Зюганов в своем вступительном слове, ситуация с малой и средней авиацией в стране является очень тяжелой, фактически она истреблена как класс.

«Если вы посмотрите, как скудно финансируется в бюджете это направление, вы ахнете. А без авиации мы не можем быть самодостаточной страной. Для нас это всегда был вопрос развития и исторического выживания, но пробрались рыночники к власти. Им не нужны были современные технологии, и посыпалось одно изделие за другим. Оказалось, что не нужно производить, а будем покупать чужую технику. Сейчас в любом аэропорту 9 из 10 самолетов иностранные. Малая и средняя авиация истреблена как класс, и любая наша попытка развить ее натыкалась на противодействие чиновников, пригревшихся в результате зарубежных контрактов и, видимо, имеющих большую мзду», — заявил Геннадий Зюганов.

Читайте также
Ноутбуки и планшеты станут роскошью: Стоимость электроники вырастет на 50% Ноутбуки и планшеты станут роскошью: Стоимость электроники вырастет на 50% Падение курса рубля и пандемия приведут к резкому скачку цен на гаджеты и технику в 2021 году

В центре внимания на Круглом столе был внесенный в июне 2020 года в Думу межфракционный законопроект № 970922−7, который снимает существующие уже более 20 лет административные барьеры в сфере малой коммерческой авиации и вводит саморегулирование этого сегмента рынка.

Законопроект предлагает предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям право осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы на легких воздушных судах без получения сертификата эксплуатанта при условии их членства в профильной саморегулируемой организации, установить компенсационный фонд в качестве обязательной формы обеспечения материальной ответственности членов СРО (саморегулирующая организация), при этом Минтранс будет регулировать порядок их деятельности, а Ространснадзор осуществлять государственный надзор. В результате, как ожидают авторы проекта, резко вырастет спрос на легкие воздушные суда российского производства, малые аэродромы и коммерческих пилотов. Косвенный экономический эффект от развития вымирающих регионов вследствие обеспечения их транспортной доступности оценивается в 9−10% ВВП.

Как отметила один из авторов законопроекта коммунистка Вера Ганзя, «данная тема общая и больная для всех, в ней нет особой политики», так как, с 1998 года после приказа Минтранса Россия лишились права иметь малую коммерческую авиацию, что приводит к территориальной деградации страны.

«Всем понятно, что нужно развивать малую авиацию. Авиация общего назначения — это хорошо, но это не коммерческие перевозки, а самолеты, которые приобретают богатые люди для собственной эксплуатации. Я бы хотела, чтобы в мой родной Барабинск, как в советское время, можно было долететь из Новосибирска за 40 минут. А сейчас нужно ехать 4,5 часа по дороге не очень хорошего качества. Нужны коммерческие воздушные перевозки, мы должны позаботиться о пассажирах, которые хотят воспользоваться услугами легких воздушных судов», — заявила депутат КПРФ.

Заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик согласился с важностью малой авиации для России. «Это действительно, как говорил Геннадий Зюганов, капилляры, которые ведут к каждому населенному пункту, несмотря на более широкое развитие автомобильных дорог и ЖД, тем не менее, остается большое количество труднодоступных мест, где жители имеют ограниченные возможности для перемещения. Минтранс разрабатывает стратегию, которая будет представлена премьер-министру, одна из ее целей — повысить мобильность населения и дать возможность каждому жителю легко добраться до любой точки России и мира», — отметил чиновник.

Авторы упомянутого з/п отмечают, что на сегодня применение легких воздушных судов в сфере коммерческих воздушных перевозок практически невозможно из-за приказа Минтранса РФ № 246 от 13.08.2015, по которому к крупной авиакомпании с парком магистральных самолетов и к индивидуальному предпринимателю с одной шестиместной «Цессной» предъявляются одинаковые требования, включающей найм минимум 7 высококвалифицированных директоров и содержание сложной организационной структуры.

Каким способом предлагается решать проблему, не снижая безопасность полетов? По мнению экспертов, саморегулирование будет выгодно и бизнесу, и государству, которому придется контролировать несколько десятков СРО, а не тысячи перевозчиков. В вопросах безопасности система СРО будет нацелена на предотвращение инцидентов, а не на реагирование уже случившихся аварий; с точки зрения бизнеса СРО должны нести материальную ответственность за своих членов и противостоять монополизации рынка агрегаторами.

«Основная проблема в сфере малой коммерческой авиации — ФАП-246. Минтранс это понимает, органы власти знают, доказывать необходимость изменений уже не нужно, огромное спасибо от отрасли за это КПРФ, — сообщил председатель правления Ассоциации МалАП Сергей Детенышев. — Переходим к конструктивной повестке, как менять и вводить саморегулирование? Нет жесткой позиции, что это должно быть только так, а не иначе. Есть аргументы и опасения, которые мы видим.

Глава Росавиации Александр Нерадько сравнивал малую авиацию с «Джамшут-такси», это зацепило меня. В чем проблематика. На рынке такси произошла монополизация со стороны агрегаторов, и это привело к полной безответственности и вытеснению трудовых кадров мигрантами. Если что-то случится, то отвечать будет уроженец Средней Азии, а не Яндекс-такси. Когда мы говорим об упрощении, то задаемся вопросом, не произойдет ли такое в небе? Не придет ли туда Яндекс-такси, хотя он уже пришел, есть флайтшеринг. Кто будет летать? Наших коммерческих пилотов нет, они могут из Узбекистана приехать. Так вот, СРО — это не вседозволенность а усиление ответственности, когда вся отрасль отвечает по принципу «все за одного» и, решая вопрос с тем же «Яндексом» о принципах работы, чтобы не нужно было за 3 копейки конкурировать с мигрантами".

В процессе дискуссии возник вопрос посадочных мест для самолетов. «Было 14,5 тысячи аэродромов, осталось 280. Если эту сеть мы не будем развивать — опять будет тупик», — заметил Геннадий Зюганов.

«Уже 240, к сожалению, еще меньше стало, — предоставил свежую информацию Игорь Чалик. — В силу определенных требований к аэропортам, по защищенности, есть тенденция переводов аэродромов в посадочные площадки, это упрощает их эксплуатацию. Площадок больше 2 тысяч по стране. Строительство бетонных полос достаточно дорого.

Читайте также
"Дворец Путина": Навальный швыряет деньги кураторов в топку «Дворец Путина»: Навальный швыряет деньги кураторов в топку Фильм «берлинского пациента» посмотрела четверть россиян, только 17% из них ему поверили

Сейчас разрабатывается строительство грунтовых полос по новым технологиям, которые позволяют сделать верхний слой почти таким же по несущей способности, как бетон, но позволяет снизить стоимость строительства и упростить эксплуатацию. Если пойдем кардинально по этому пути, то создание аэродромов для легких судов будет оперативным и широко распространенным".

После этого участники Круглого стола, имеющие прямое отношение к таким площадкам, начали жаловаться на проблемы, уже не связанные с новыми технологиями. В частности, прозвучало пояснение, почему аэродром закрывается, превращаясь в пустырь — потому что туда прибегают всевозможные силовые ведомства и проводят проверки. Гендиректор ООО «Вельтпласт» Дмитрий Шаповалов рассказал историю о 9 проверках прокуратуры, которые следовали одна за другой, и о пробирающихся по полю «специалистах из ФСБ с картонными коробками». Игорь Чалик в ответ согласился, что у владельца площадки должен быть документ с указанным число ежегодных проверок, а каждая внеплановая должна иметь основание.

А на чем летать? Замдиректора Департамента авиационной промышленности Минпромторга Михаил Пересадин рассказал о работе над самолетом «Байкал», который с 2023 года планируется выпускать на базе Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ).

«Сокращается число самолетов типа Ан-2, на замену ему планируется „Байкал“ — 9-местный высокоплан, который предназначен для безангарного хранения и эксплуатации в тяжелых условиях», — сообщил он.

«Байкал» — это хорошо, но сам факт, что до сих пор малая авиация — это Ан-2, говорит о многом.

«То, что мы 30 лет инкарнируем Ан-2, это конечно позор, — высказался депутат КПРФ, в прошлом советник гендиректора ОАО „Воронежское акционерное самолётостроительное общество“ Сергей Гаврилов. — Деградировала конструкторская мысль, каждый год на грани выживания. Еще хочу отметить тягу к реформам, мы все время реформируем отрасль, постоянно меняем руководителей, директора не могут туалетную бумагу заказать, по полгода нужно согласовывать. Нужно как в советские времена — давать людям ответственность, ну и спрашивать с них».

Последние новости
Цитаты
Аждар Куртов

Политолог

Вячеслав Бобков

Заведующий лабораторией уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня