Россия в нынешнее время сталкивается с многочисленными вызовами, как геополитическими, так и технологическими. Один из способов справиться с ними — выйти на передовые позиции в мировой науке и технике, для чего в РФ разработана специальная программа партнерства властей, бизнеса и ученых. Однако не везде региональные власти всерьез отнеслись к задаче, а кое где и вовсе пытаются на ней паразитировать.
Созданию научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) в России был дан старт в конце весны 2018 года, когда президент страны Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Тогда правительству было поручено создать как минимум 15 таких центров, объединив усилия бизнеса, учебных и исследовательских центров и региональных властей.
НОЦ должны были обеспечить исследования и разработки мирового уровня, дать новые конкурентноспособные технологии и их внедрение на коммерческой основе.
Для этого нужна и подготовка квалифицированных кадров, без которых не решить такие масштабные задачи и не ответить на те вызовы, которые встают перед Россией в современном мире.
Планировалось, что данный национальный проект позволит стране менее чем через шесть лет войти в пятерку стран мира по числу заявок на изобретения в приоритетных областях научно-технологического прогресса, которые в итоге были реализованы в бизнесе и промышленности.
Кто присоединился к программе
На данный момент на официальном сайте проекта уже есть десять таких центров, ставших участниками программы и получивших финансирование из федерального центра. У каждого из таких центров своя, уникальная специализация.
К примеру, НОЦ «Инновационные решения в AПК», созданный в Белгородской области, сосредоточился на биотехнологиях и генной инженерии. НОЦ «Кузбасс» работает в сфере угольной промышленности и экологии.
В Нижегородской области создан НОЦ «Техноплатформа 2035», работающий в сфере инноваций в производстве, материалах, цифровых технологий, в том числе на транспорте, а также в медицине и борьбе с экологическими катастрофами.
Пермский НОЦ «Рациональное недропользование» исследует углеводороды и другие полезные ископаемые, разрабатывает технологии для химической промышленности и энергетики.
Есть и центры, которые работают не в одном регионе, а объединяют усилия нескольких субъектов Федерации.
Так, для создания НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» объединили свои усилия Архангельская и Мурманская области вместе с Ненецким автономным округом.
Помимо стандартных заседаний наблюдательного совета НОЦ главы регионов регулярно участвуют в различного рода панельных дискуссиях, публичных презентациях и прочих мероприятиях.
«Основное конкурентное преимущество Арктического НОЦ заключается в его межрегиональной составляющей и в возможности совмещения потенциалов», — рассказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский во время открытой лекции на площадке «Точка кипения».
И ему, и его коллегам-губернаторам Андрею Чибису и Юрию Бездудному НОЦ предпочтителен в плане собственного престижа, как в глазах центральной власти, так и в среде коллег — глав регионов.
Ведь за оставшиеся места в программе в борьбу вступили еще десятки российских областей, республик и округов.
Небывалый ажиотаж
«Вокруг создания НОЦ началась настоящая истерия», — отмечал директор центра перспективных экономических исследований Академии наук республики Татарстан Марат Сафиуллин.
По его словам, одобрение проекта НОЦ для региона — важный инвестиционный сигнал, «поэтому все субъекты пытаются где-то политически поддавливать, чтобы было принято решение в их пользу».
Вообще, в Татарстане крайне серьезно восприняли данный федеральный проект, хотя пока и не смогли пробиться в число его участников. Набсовет республиканского НОЦ возглавил лично глава региона Рустам Минниханов, в него вошли десять вузов и 13 крупнейших предприятий Татарстана.
В проект идут масштабные инвестиции, в том числе из регионального бюджета, объем которых, по словам Сафиуллина, существенно больше тех денег, которые в итоге можно будет получить из Москвы.
Что еще раз подтверждает: проект НОЦ для Татарстана и целого ряда других регионов не способ вытянуть деньги из федерального бюджета, а долгосрочные капиталовложения в развитие местного бизнеса и поднятие престижа местных властей.
Но все ли претенденты подходят к задаче таким же образом? В этом есть сомнения.
Между небом и землей
Еще в 2019 году в Красноярском крае было объявлено о создании НОЦ «Енисейская Сибирь: Индустрия 4.0».
Было объявлено, что центр обеспечит «ускоренное использование технологий четвертой промышленной революции для повышения эффективности реальной экономики Красноярского края, республик Хакасия и Тыва».
Однако красноярская заявка дважды проваливалась, и в этом, как оказалось, есть вина губернатора края Александра Усса, вмешательство которого в процесс создания НОЦ оказалось деструктивным.
В частности, вместо монолитной космической направленности, что планировалось первым проектом центра, были добавлены еще пять кардинально отличающихся направлений, в том числе геологоразведка, горное дело и цветная металлургия.
«Сначала был НОЦ с космическими технологиями по линии СО РАН. Потом возникла вторая линия, параллельная, от губернатора, с рабочей группой „Енисейской Сибири“, и там космос стал одним из шести направлений. Новая заявка оказалась размытой в плане отсутствия специализации и четкой тематической направленности, что, возможно, и смутило федеральных чиновников», — рассказал ведущий научный сотрудник Красноярского научного центра Егор Задереев.
Он также рассказал, что красноярские власти слишком поздно начали работу над заявкой.
Причину их неторопливости можно понять, если знать историю взаимоотношений с местным научным центром, Сибирским федеральным университетом (СФУ).
СФУ и Усс
Бессменным президентом красноярского вуза был и остается губернатор Усс. Именно для него в 2010 году и создавалась эта должность, еще в те времена, когда он был еще председателем краевого Законодательного собрания.
Немногим ранее Усс приблизил к себе местного бизнесмена Владимира Егорова, владельца строительной компании средней руки под названием «Сибиряк», щедро снабжая ее госконтрактами.
Сумма выполненных «Сибиряком» строительных контрактов от одного только СФУ составила миллиарды рублей. Компания получала строительные контракты также от региональных властей и «осваивала» бюджетные деньги.
В учредительных документах «Сибиряка» числятся Егоров, на которого записаны 75% предприятия, и Екатерина Кочеткова (25%). Местные СМИ называют ее «массовым учредителем» и подставным лицом, через которого в фирме представлены интересы губернатора Усса. При этом не обошлось и без скандалов.
Например, местный интернет-портал «Babr24.com» сообщал, что вокруг СФУ силами «Сибиряка» построили металлический забор за 150 млн рублей, который слишком уж напоминал тюремный. Потом из-за многочисленных жалоб студентов, просочившихся в прессу, забор просто пришлось демонтировать, причем за бюджетные деньги.
Кроме того, комплекс горнолыжных трасс «Сопка», построенный для СФУ в рамках подготовки к Универсиаде 2019 года, за который фирма Егорова получила от государства 1,7 млрд рублей, уже весной 2020-го вышел из строя.
Получается, для губернатора наука изначально была лишь средством зарабатывания денег. Выходит, неудивительно, что он не стал торопиться с реальной работой по НОЦ, ограничившись имитацией бурной деятельности: и в 2019, и в 2020 году для участников программы НОЦ из федерального бюджета было выделено всего около 700 млн рублей. Эта сумма возрастет в 2021 и 2022 году, но незначительно: примерно до 1,3 млрд, которые еще нужно будет делить минимум на 15 центров, так как в 2021-м к программе должны присоединиться еще пять НОЦ.
Это несравнимо с теми деньгами, которые можно не особо напрягаясь получать на строительных контрактах. Так зачем заниматься реальным развитием наукоемких отраслей?
Впрочем, судя по тому количеству направлений для работы красноярского НОЦ, этим и не собирались заниматься.
Однако при таком подходе возникают и проблемы. Москва не могла не замечать «художеств» Усса, хотя до поры до времени не предпринимала никаких действий в отношении него. Летом прошлого года глава региона получил первый сигнал.
Ревизор из центра
Счетная палата РФ в августе 2020 года сообщила о результатах своей проверки, проведенной в Сибирском федеральном университете. Среди прочего выяснилось, что только с 2014 по 2019 год около половины закупок вуза, связанных со строительством, прошли на неконкурентной основе.
Их общая сумма составила более 4,4 млрд рублей. Кроме того, было выявлено почти четыре десятка нарушений на общую сумму свыше 1 млрд рублей. Среди них — принятие и оплата работ, качество которых не соответствовало условиям контрактов, завышение смет, не выполнение графика работ и так далее.
«Несмотря на отставание от срока выполнения работ по объекту более чем на 16 месяцев, университет не направил требования к подрядной организации об уплате пени», — заявляли в Счётной палате РФ.
Хотя в самом СФУ заявили, что во время проверки «фактов нецелевого использования выделенных университету средств выявлено не было».
У губернатора Усса уже был в 2019 году конфликт с главой региональной счетной палаты Татьяны Давыденко. Тогда главный ревизор края огласила данные по масштабным махинациям в лесной отрасли Красноярского края. И, как сообщал интернет-портал «Континент Сибирь Online», заявила, что без ведома Александра Усса в крае ничего не делается. Но, если скандал, возникший из-за выступления Татьяны Давиденко, был оперативно погашен после увольнения последней с поста главы региональной счетной палаты, то отправить в отставку главу Счетной палаты РФ Алексея Кудрина Усс уже не сможет.
Мышиная возня вокруг НОЦ на примере некоторых регионов не красит современную российскую науку. Вместо прорыва страна получает прореху. Ведь взамен эффективного партнерства властей, бизнеса и ученых государство вынуждено разбираться с коррупционной связкой «власть-бизнес».