Росстат сообщил об очередном подорожании овощей. С 23 по 29 марта цены на ингредиенты борщевого набора прибавили: +3,1% - на морковь, +2,6% - на картофель, +1,8% - на капусту белокочанную и + 1,5% - на лук. Особенно тревожит позиция по «второму хлебу» — традиционному и наиболее востребованному продукту для абсолютного большинства россиян.
В сетевой торговле можно найти ценники, подходящие к психологической отметке в 100 рублей за 1 кг. Например, в бюджетном ритейле «Ашан» сетку красной бульбы неясного бренда — No brand — весом в 2,5 кг продают по 229,90 руб. Есть и дешевле, но с сомнительным качеством.
Чуть больше 4 лет назад «Свободная пресса» прогнозировала этот безумный скачок цен в статье «Картошка по 100 рублей? Это реально! Из-за чего „второй хлеб“ в ближайшие годы может взлететь в цене». Тогда бульба в магазинах продавалась по 13 рублей, а на базарах — по 35 рублей за «самую вкусную и рассыпчатую». По самым простым прикидкам, «второй хлеб» с осени 2016 года до конца марта 2021 года взлетел в цене от 3 до 7 раз.
В те недалекие времена недорогой, но «вкусной и рассыпчатой», причем белой бульбы было навалом потому, что ее в основном выращивали частники, а не, как сейчас стало модно говорить на американский манер — фермеры и сельскохозяйственные капиталисты. Так, в 2013 году 80% убранного картофеля приходилось на личные подсобные хозяйства населения, 7% - на фермерские хозяйства, 13% - на крупные сельскохозяйственные предприятия.
Но уже тогда стало ясно, что родной Минсельхоз не понимает, что вообще происходит с картошкой, в том числе и из-за неточного учета. По одной статистике на душу населения приходилось 100−105 кг, а по другой — всего 63 кг. Такой разброс, ясное дело, дезориентировал рынок и не способствовал качественному планированию. Как говорят частники, то пусто, то густо.
В итоге 2015 год стал годом «начала конца» российского картофелеводства, поскольку переизбыток урожая в личных хозяйствах совпал с безудержным ростом затрат. Самозанятые картофелеводы с ужасом наблюдали на расклад цен у оптовых закупщиков. Люди мало того, что влезли в долги, вынуждены были бросать тонны клубней в полях, посчитав уборку еще одной статьей убытка.
От прежнего подспорья, каким раньше, даже в ельцинское время, была дача или огород, не осталось и следа. Люди на многочисленных форумах с большим сожалением писали об этом:
«Дача нерентабельна. Электроэнергия, вода, сторож, взносы, проезд на автобусе, удобрения, семена… все это делает картофель золотым, а ведь когда-то вся еда своя была. Еще лет пять назад, благодаря огороду любое безденежье пережить можно было».
«Все лето на огород как на работу ездил, пахал каждый день, даже в выходные ковырялся, потом сам стоял-торговал на рынке, в итоге получил 15 тысяч».
Но даже это оказалось не самым страшным. Куда опаснее была конкуренция по-русски — бессмысленная и беспощадная.
«Не было доступных по арендной ставке картофелехранилищ, поэтому приходилось отдавать урожай монополистам-спекулянтам фактически за бесценок», — вспоминает Игорь К., в прошлом фермер, а сейчас охранник в супермаркете.
По его словам, тогда возник ажиотажный переизбыток, как оказалось, временный и искусственно созданный. И вообще, как можно сравнивать, промышленные «желто-зеленые» клубни, перекормленные пестицидами с картошечкой, выращенной частником. Тем не менее, монополисты драли, да и сейчас продолжают драть с крестьян три шкуры.
Приведем некоторые цифры, чтобы было понятно, как «навариваются» оптовики за счет самозанятых картофелеводов. Далеко в историю углубляться не будем, иначе можно запутаться из-за инфляции.
Так, в конце сентября 2018 года средние закупочные цены на российский картофель составляли 8,2 руб/кг без НДС, но через пару месяцев (в ноябре) эта же картошка стоила на 3−4 рубля выше, а еще через четыре месяца (в марте) подорожала на 8−10 рублей. Подобная динамика наблюдалась и в 2019 году и 2020 году.
Такой бизнес называется злоупотреблением монопольным положением, а Минсельхоз это в упор не видит. А если и видит, то ничего реально не делает. «Если бы я мог сдать урожай на полгода на хранение, скажем за 1−2 рубля за кг, то в марте у меня в любом случае были бы деньги не только на посадку, но и инвестиции в картофелеводство», — поясняет юзер с ником «дед_иван».
Именно поэтому мы видим в России с ленцой растущее промышленное производство картофеля. Из-за отсутствия конкуренции со стороны самозанятых и личных хозяйств «хозяева рынка» буквально озолотились и без увеличения урожая. Невольно складывается впечатление, что это было сделано намеренно в угоду нечистоплотных доморощенных лендлордов. Речь в отдельных случаях может идти о нескольких сотнях процентов прибыли за каких-то полгода.
В таком положении дел заинтересованы и импортеры картошки, хотя ввозимый продукт принципиально отличается по вкусовым предпочтениям от «белой и рассыпчатой». Да и цена кусается. Сейчас египетская картошка продается в магазинах по цене от 50 рэ за кг, что, без всякого сомнения, не по карману многим категориям россиян.
Очевидно, что валовые сборы картофеля в промышленном секторе картофелеводства, включая фермерские хозяйства, и близко не закроют потребности РФ еще очень много-много лет. Статистика показывает, что с 2011 года по 2020 год в этом секторе наблюдается стагнация на уровне 6,5 млн. тонн (плюс-минус) при, повторимся, потребности в 30 млн. тонн.
Для того, чтобы выйти из картофельного дефицита, властям нужно привлечь самозанятых картофелеводов, обеспечив их нормальной логистикой и условиями для хранения урожая. Понятно, что вернуть их будет очень сложно, хотя бы потому, что государство с ними очень долго играло только краплеными картами. В частных разговорах бывшие крестьяне уверяют, что больше не вернутся в поле.
Но с учетом гигантской скрытой безработицы ренессанс личных хозяйств мог быть реальным выходом из тяжелейшего продовольственного кризиса, который не видит, пожалуй, только Кремль. Кроме того, вовлечение в картофелеводство новых самозанятых стало бы самым настоящим спасением для очень многих людей, в том числе предпенсинеров. Однако, похоже, Минсельхоз, как и вся вертикаль власти, ориентирован на обогащение кучки приближенных лоялистов.
Вывод очевиден: если власть не станет государственником и не перестанет лоббировать интересы кучки промышленных картофелеводов, то через 3−4 года мы уже увидим в магазинах ценники по 200 рублей за один кг суррогатной желто-зеленой биомассы, которую и близко нельзя сравнить с бывшей «белой и рассыпчатой».