Генеральный директор сети «Макдоналдс» Крис Кемпчински обратился к сотрудникам и просто франчайзерам торговой марки с известием о том, что все 850 ресторанов быстрого питания в России временно закрываются. Заявление довольно лицемерное, как и вся история компании. Крис, в частности, пишет, что конфликт на Украине и гуманитарный кризис в Европе «причинили невыразимые страдания ни в чем не повинным людям». Он «осуждает агрессию и насилие и молится за мир», сообщает ТАСС.
Лицемерие заключается в том, что за более чем полувековую историю этого ресторана быстрого питания появлялось немало поводов для того, чтобы осудить какую-нибудь реальную, а не мнимую агрессию, с прилагающимся к ней насилием и помолиться за мир. Однако ни во времена войны во Вьетнаме, ни во время войны в Ираке, ни во время бомбардировок Югославии, ударов по мирным городам Донбасса, начавшихся в 2014 году и приведших за восемь лет к смерти тысяч мирных жителей, ничего такого не произошло. Пока агрессия и насилие направлялись с запада на восток — это никого в США не волновало. Как только получили ответ — сразу не понравилось.
Впрочем, надо признать: делать деньги американцы умеют. «Макдоналдс» -тому пример.
Эксперт по качеству и безопасности питания, председатель Ассоциации международного клуба любителей полезных продуктов, Ростислав Гурман считает, что фаст-фуд, можно сказать, «подсадил на зависимость» молодое поколение россиян:
— Конечно, это очень удобно — поесть быстро и недорого. Но получился какой-то однобокий культ еды. И мы забываем про полезные свойства продуктов, которых в ресторанах быстрого питания попросту нет. Если уйдут с рынка не только американские рестораны быстрого питания, а вообще все, я это только поприветствую. Для нас появится возможность заполнить эту освободившуюся нишу какими-то своими, историческими, традиционными блюдами, что нам вовсе не чуждо.
Да, фаст-фуд доступен, это сегмент эконом-класса и все такое. Но в свете последних событий нельзя продолжать травить наших людей — это получается какой-то продуктовый геноцид.
«СП»: — Но в такого рода ресторанах, помимо того, чтобы «травиться», можно просто посидеть с друзьями за бумажным стаканом чая или кофе. В конце концов, что немаловажно — сходить в туалет, а то ведь раньше, лет двадцать-тридцать назад, у нас удобства располагались отнюдь не на каждом углу. Благодаря «мак-даку» их стало больше.
— Ничего страшного, сейчасу уже есть, где попить чаю и сходить бесплатно в туалет. В Москве и областных города — понастроили торговых центров. Нужно возрождать советские столовые самообслуживания под брендом СССР — это самый лучший формат. Еда готовая, пришел, купил, что считаешь нужным, поел, соотношение цены и качества — приемлемое. В этих столовых также можно зайти попить чаю, пообщаться — почему бы и нет…
У нас так было принято раньше, когда существовали трактиры, еще до всяких заграничных фаст-фудов. И сейчас все есть: хочешь пойти вальяжно, неторопливо посидеть в ресторан — пожалуйста, а можно по-быстрому — в кулинарию при нем, перекусить, хотя и стоя, но зато недорого.
Появилось всевозможные экзотические кухни. Пандемия ковида ударила по «ресторанным дворикам». Уход, пусть даже временный, мощного конкурента окажется только на руку всевозможным «вьет-кафе» и «крошкам- картошкам».
В Санкт-Петербурге есть своя традиция пирожковых. В других местах: чебуречные, сосисочные, пельменные. Повсюду огромное колличество жареных на гриле куриц с непременной шаурмой. Новое веяние — кухня халяль, всё то, что разрешено или допустимо в исламе.
Конечно, американский ресторан быстрого питания принес нам определенную культуру. Но мы со времен Петра Первого, не боимся учиться у иностранцев. И по части фаст-фуда кое-чему научились. Но помимо хорошего, в «макдаке» есть и сомнительные моменты. Сейчас все знают «клоуна Рональда Макдональда», а про реальных Ричарда и Мориса, братьев Макдональдов, у которых некий бизнесмен по имени Рей Крок — отсудил торговую марку вместе с их родовой шотландской фамилией, мало кто помнит.
И у нас во времена открытия первого ресторана на Тверской — тоже были какие-то сомнительные моменты. Поговаривают, что не обошлось без родственников представителей тогдашней власти, «крышевавших» этот бизнес. В самой Америке у этого ресторана тоже не все в порядке, он неумолимо сдает позиции. Причем, как другим сетевым структурам, так и небольшим местным ресторанчикам, которые привлекают посетителей высоким качеством и, что немаловажно, уникальностью.
Жительница Донбаса, юная писательница Фаина Савенкова не видит в уходе американцев с российского рынка ничего страшного:
— На место «Макдоналдса» придут другие. Потеряют в первую очередь сами американцы.
Кстати, в Донецке давно, еще в 2016 году закрыли точки «Макдоналдс». И тут же открылись ресторанчики под названием «ДонМак» — в тех же самых помещениях. Ассортимент, фирменные упаковки и внешний вид самого заведения очень напоминает все то, что здесь было ранее. Поскольку заведения закрылись, и хозяева уехали, объекты были признаны по закону ДНР бесхозными, местные взяли помещение и оборудование в аренду у местного фонда госимущества…
Да, под этой торговой маркой во всем мире пока еще работает 38 тыс. заведений в 120 странах мира, из них 93% управлялось по так называемому франчайзингу. Ассортимент ресторанов, размер и состав порций может весьма различаться в разных странах. Но и российская часть этой «бизнес- империи» довольно важна. Американцы признаются, что ситуация чрезвычайно сложная для такого глобального бренда, и у них есть много разных соображений. Неспроста рестораны закрыли временно, обещают выплачивать зарплату сотрудникам. Остаются за ними и помещения.
В России на «клоуна Рональда» работает 62 тысячи человек. Сотни местных, российских поставщиков и партнеров, которые производят продукты для меню и поддерживают бренд. Работа, кстати, отнюдь не для всех прибыльная и подчас весьма тяжелая. Как иногда говорят, хотя все реже и реже, «не для белого человека».
Специалист по Китаю, директор Института Дальнего Востока РАН Алексей Маслов сообщил, что по числу «Макдоналдсов» и КФС Китай — опережает все страны мира:
— Сам по себе «китайский фаст-фуд» отсутствует как институция. В Китае не принято есть второпях. Существуют небольшие китайские региональные сети фаст-фуда, которые вряд ли зайдут в Россию, поскольку они кормят исключительно китайской пищей, а по логистике копируют «Макдоналдс». Да и вряд ли они тут нужны — еда для нас непривычная, очень острая.
Из фастфудовских ресторанов Дальнего Востока известны, в основном, японские и, как ни странно, южно-корейские. Учитывая наши сложности с Японией, вряд ли число японских ресторанов у нас увеличится. А южнокорейские кормят посетителей «ким-чи», это остро приправленные квашеные овощи, в первую очередь, пекинская капуста. Вряд ли у нас это будет пользоваться большой популярностью.
«СП»: — Так что одна надежда на турецкие кебабы?
— Да. Возможно, еще греческие, где есть свой фаст-фуд, на поверку тоже очень похожий на турецкий…
Янки явно хитрят — знают, что их место на рынке, если они уйдут окончательно, могут быстро занять, скорее всего, турки. У них свои хорошие сети быстрого питания, а логистику легко наладят. И качество хорошее, и сервис на высоте. Может, сейчас имеет смысл дать зеленый свет нашим «товарищам с Востока?». Да и свои отечественные сети развивать…
Что может предложить русский фаст-фуд, в принципе, понятно: блины, пирожки, компоты вместо «кока-колы». А турки? У них ассортимент тоже приличный.
Вот, например турецкое блюдо под русским названием балык, точнее «балык экмек». Это бутерброд с рыбой, «филе о фиш», но только вкуснее. Или донер-кебаб — что-то вроде привычной нам шаурмы, но только с турецким, а не киргизским качеством, без кучи острых приправ. Есть и незнакомые или не очень знакомые названия, например «кокереч» — на слух напоминает что-то, как бы куринное, но на самом деле — это бараний, лучше молодого барашка, ливер в свежей булке — пережаренные свежие потрошка. Или турецкая пицца «пиде», которую готовят на углях. У тех, кто едал такое в Турции, лишь при одном упоминании — слюнки текут. Есть и десерты типа вареного миндаля, который у нас принято грызть сушеным…