Призывы российских властей не закупать продукты питания впрок не действуют на граждан РФ, люди видят, что всё творится вопреки словам чиновников. Цены на «социально важные» товары растут как на дрожжах, а полки в магазинах стремительно пустеют. Никакого «ограничения торговых наценок» нет, это всё фикция. Между тем в стране, действительно, всего много. В чём проблема?
«Не стоит подогревать искусственный спрос закупками „впрок“. Никаких предпосылок для рисков дефицита или снижения ассортимента в условиях внешнего экономического давления нет. Россия обеспечивает себя основными продовольственными товарами и продолжает расширять поставки импорта для насыщения рынка разной продукцией и увеличения ассортимента для российского потребителя», — советовала недавно замглавы правительства РФ Виктория Абрамченко.
Но как раз вскоре после её слов из магазинов начисто пропал сахар. Круп тоже нет, остались только самые дорогие. И ведь не везут!
«Не знаем, когда будет сахар, гречку тоже уже несколько дней не привозили, как и другие недорогие крупы. Мы заказываем, но нам не везут. Совсем. Почему — непонятно», — рассказывает управляющий одного подмосковного «сетевого» магазина.
На складах всё есть, много, просто завались. На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела дело в отношении ретейлеров «Пятерочка» и «Магнит».
«В ходе проверки на складах компаний обнаружены значительные запасы сахара-песка. При этом компании синхронно не поставляли в магазины товар, поддерживая ажиотажный спрос», — говорится в сообщении ФАС.
Ничего нового, всё как обычно. И «отмазки» торгашей стандартные, в «X5 Group» заявили, что типа не успели развезти товар по торговым точкам. Выкрутятся. Даже в том случае, если злой умысел будет доказан, рискуют они тоже немногим. ФАС выпишет штраф, юристы его начнут оспаривать, может-таки и заплатят. А может, и нет. Всё равно это сущие копейки по сравнению со сверхприбылями.
«Наиболее эффективной мерой для противодействия потребительской панике будет жесткий контроль за производителями и ретейлерами, чтобы они не придерживали товары, тогда и паника быстро уляжется. Тем более, что свободных денег на руках у российских граждан довольно мало, а кредиты сейчас очень дороги», — считает директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артём Лютик.
«Жесткий контроль» — да, это хорошо. Но жесткий — это когда боятся, причём за свою шкуру. Прежде всего, реальные владельцы торговых сетей. Когда придут «маски-шоу», положат всех мордами в пол, а потом отвезут в СИЗО. После чего будет суд и не менее реальные сроки. «Мой номер 245, на телогреечке печать»…
Вот тут дело ведомства Бастрыкина и его Следственного комитета.
Увы, пока о подобном говорить рано. Но пока и не поздно. Градус недовольства населения растёт, ведь о том, что у нас в стране полное (с большим запасом!) самообеспечение по сахару, крупам, растительному маслу и прочим продуктам, знают все. Смартфоны нынче есть у каждого, а в новостях чиновники об этом не перестают «отчитываться». Но полки в магазинах говорят об ином, и народ данная «нестыковочка» просто бесит.
Плюс рост цен. Вроде как власти трубили о том, что торговую наценку на «социально значимые продукты питания» ограничат. Но всё дорожает. Сахар за неделю вырос в цене в два раза — с 50 рублей до 100 рублей. Это как, «ограничение»? По тому же растительному маслу подорожание вообще необъяснимо, учитывая то, что при потреблении 2 млн. тонн в РФ производится более 5 млн. тонн, а экспорт вроде как сильно ограничили. Да и с сахаром примерно такая же ситуация, его просто завались. Ровно как гречки и иных круп.
Но никто ничего не проверяет, несмотря на пустоту в магазинах и конские цены — в новостях нет ничего о массовых рейдах. Так, только про ФАС и «X5 Group». Всего одна новость на всю страну! А так всё хорошо, прекрасная маркиза.
«Почти 90% информации, предоставленной муниципалитетами, — это все ложь, от начала до конца. Проверили, никто никуда не выезжал, не проверял, ничего не делали», — возмущен глава республики Крым Сергей Аксенов.
В Казани «отчитались» — взяли за мягкое место ОДНОГО как бы спекулянта. Который продал кому-то мешок сахара. Почём — не говорят. Видимо, чтобы совсем уж не опозориться.
«В ходе оперативно-розыскного мероприятия „Проверочная закупка“ задержан мужчина, который осуществлял доставку и реализацию одного мешка сахара массой 50 килограмм по цене, превышающей рыночную стоимость», — вещает МВД по Республике Татарстан. Торговца местные сыщики типа вычислили по социальным сетям. Герои, ничего не скажешь.
Одинокого барыгу, понятное дело, взять за жабры несложно. Особенно если есть приказ начальства. И доказать, что он превысил некую «рыночную стоимость» тоже всегда можно. А что такое — это самая рыночная стоимость? 50 рублей, как две недели назад, или 100 рублей, как сейчас?
«В мелкой рознице завышают цены от 60% до 150−200%. Это необоснованно вообще, при том, что в сетях эти продукты не превышают цену, рекомендованную Министерством промышленной политики. То есть обыкновенная спекуляция, ни чем не обоснованная в большинстве случаев», — говорит Сергей Аксенов.
Почему из Крыма нет аналогичных отчётов «ментов»? И из иных регионов, той же Московской области, да и из самой столицы? Страшно, небось? Понятное дело страшно.
В подобной ситуации гуманизм неуместен. Действовать нужно решительно, так, как со спекулянтами боролись в годы Великой Отечественной войны. Тогда эти твари пытались наживаться на народе, но в итоге ставились к стенке. Нужен народный контроль. Пресловутые комиссары в кожанках, если хотите. А не чиновники-проверяльщики, которые не поднимают свои задницы из кресел.
Без подобных мер, к сожалению, не получится. Ибо в погоне за прибылью барыги готовы на всё. Но и одним страхом не обойтись, судя по всему, настало время задуматься о смене экономической модели нашего общества. Нужно признать, что капитализм в России построить не удалось. Его, в общем-то, нигде не удалось построить, данная уродливая формация была обречена на крах ещё в конце 80-х. Но её на время спасло разграбление Советского Союза, а сейчас на планете таких ресурсов больше нет.
«Государство занимается кусочно-разрывными мерами, системный подход отсутствует в принципе. Понимание того, что старая спекулятивная модель экономики себя изжила и её нужно менять на другую, быть может, у кого-то и присутствует, но признаков этого не видно. Меры по борьбе с повышением цен либо отсутствуют, либо настолько нелепы, что о них даже не стоит говорить. Сахар в 2019-м стоил около 19 рублей, сейчас его регулируют на уровне 100 рублей, но и эта цифра уже превышена. Государство изображает какую-то активность, но принципиальных действий не совершает».
«Зачем продавать сахар по 50 рублей, если завтра его можно продать по 100 рублей? Налицо искусственно созданный дефицит. Ввести минимальную торговую наценку на тот же сахар — стандартный товар — проще некуда. Не надо никакой „цифровизации“. Это просто разница между ценой производителя и ценой в магазине», — продолжает депутат Госдумы, доктор экономических наук Михаил Делягин.
Число вопросов к власти нарастает.
«Идёт выработка тактических мер для поддержки нашей экономики и населения в условиях беспрецедентных санкций, роста цен и безработицы. Но стратегического видения это самой „новой России“ нам никто еще не представил. Да и есть ли это стратегическое видение — пока совершенно не ясно. А ведь это самый главный вопрос сегодняшнего дня. Ради чего Россия борется и готовится терпеть лишения? Ради какого будущего?» — вопрошает координатор Левого фронта Сергей Удальцов.
Будущее спекулянтов, «олигархов» и воров-чиновников видеть уже никто не хочет. Более того, даже настоящее тоже совсем непонятно. Почему народ грабят, оставляют без продуктов, причём при полном изобилии? В чьих интересах? Спекулянтов — это понятно. Но за ними явно кто-то стоит.
Кто?