Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Терроризм
2 февраля 2023 16:49

Сергей Гончаров: Диверсантом может стать, кто угодно

Достаточно ли эффективно обеспечивается безопасность на российских железных дорогах?

3919
Архивное фото.
Архивное фото. (Фото: ЦОС ФСБ РФ/ТАСС)
Материал комментируют:

Украина ведёт против России диверсионно-террористическую войну. Мишенями террористов и диверсантов становятся и железные дороги.

ФСБ России распространено видео, на котором задержанные в Свердловской области украинские агенты признаются в совершении теракта и поджоге электрощитовых на железной дороге.

В декабре сообщалось о том, что в Бердянске задержаны двое местных жителей, совершавших на железной дороге диверсии.

В Кабардино-Балкарии двое мужчин пытались заложить взрывчатку на рельсах.

Перечень можно продолжить.

Удивляться тут нечему. Железные дороги — важнейшее средство сообщения в такой огромной стране как Россия. Особенно в свете того, что в ряде городов в связи с проведением спецоперации на Украине закрыты аэропорты.

Читайте также
«Леопарды»: Становится понятно, как немцы будут воевать на Украине «Леопарды»: Становится понятно, как немцы будут воевать на Украине Германия опять втягивается в схватку с Россией

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров считает, что спецслужбам нужно быть готовым к новым вызовам.

— Давайте разберем два момента. Первый — это те инциденты, которые являются очень серьезными. Например, взрыв железнодорожного моста или подрыв состава, уничтожение каких-то компонентов, соединяющих транспортные потоки на железнодорожном узле или повреждение линий электропередач, что приведёт к остановке движение поездов, поскольку электровозы с места без электричества не сдвинуться, и тому подобное.

Тут мы имеем дело с серьезными диверсионными операциями, которые требуют планирования, подготовки и значительных усилий для их осуществления.

И второй момент — это незначительные повреждения, которые могут нанести школьники или взрослые граждане, не имеющие спецподготовки. Они за деньги разбирают пути, что-нибудь поджигают или ломают. Но такие действия, как правило, вовремя пресекаются.

Обращает на себя внимание то, что среди «диверсантов» есть подростки, которых украинские спецслужбы вербуют в соцсетях, мессенджерах, онлайнах.

Вот в Подмосковье троих восьмиклассников задержали за повреждение объектов транспортной инфраструктуры на железнодорожном перегоне. Кроме того, было несколько случаев, когда подростки поджигали военкоматы.

«СП»: Уголовная ответственность, к слову, за подготовку и осуществление терактов у нас наступает с 14 лет. Диверсии, наверное, можно отнести туда же.

— Тут, конечно, есть много вопросов к их родителям. Как это их воспитывают, что в их головы вкладывают? Кстати, тут надо особое внимание обратить на смешанные семьи, где мать украинка, а отец — россиянин, или наоборот. Особенно, если такие семьи переезжают в Россию с Украины. Важно понимать, какие взгляды прививаются детям из таких семей: за Россию или русофобские, это имеет важнейшее значение. Потому как диверсионная война быстро не закончится.

Вот Буданов, руководитель Главного управления разведки Минобороны Украины, без обиняков заявил, что диверсионная деятельность на территории России будут усиливаться. Он же прямым текстом сказал, что все диверсии, которые уже произошли или ещё будут у нас происходить, это дело рук украинских спецслужб.

И я не устаю повторять: чем больше будет наших побед, тем больше будет диверсий организовываться. Так всегда бывает, когда идут боевые действия. И диверсантом может стать кто угодно из тех, для кого Россия — пустой звук.

Кто-то пойдёт на преступление за идею, кто-то — за деньги. Тот же Буданов признал, что Украина имеет в России своих агентов и что Киев делает ставку в том числе и на тех, кто не доволен российскими властями.

«СП»: Насколько спецслужбы могут обеспечить безопасность на железных дорогах?

— Спецслужбам в этих условиях надо принимать серьёзные решения и переходить к серьёзным действиям.

«СП»: Давайте сравним ситуацию сейчас с тем, что было в начале двухтысячных. В сентябре 2003-го — подрыв электропоезда «Кисловодск-Минеральные Воды». Дистанционно управляемые взрывные устройства были заложены на железнодорожном полотне. Погибли 7 человек. В декабре того же года в Ессентуках возле центрального вокзала в одном из вагонов пригородного поезда сработало взрывное устройство. Погибли 47 человек. В июне 2005 произошёл подрыв поезда «Грозный-Москва». В ноябре 2009 — крушение «Невского экспресса», официальная причина трагедии — теракт. Погибли 28 человек. Взрывы на железных дорогах гремели и в 2010. А потом — затишье. Можно ли говорить о том, что меры безопасности, которые были предприняты за это время, работают? И не только на железных дорогах.

— Будет исходить из того, что у нас после начала спецоперации, слава богу, не случились диверсии или теракты, которые бы представляли серьёзную угрозу. У нас не было ни взрывов на вокзалах, ни крушений поездов. По крайней мере, таких сообщений не было. Это, конечно, свидетельствует о том, что меры безопасности работают.

Читайте также
Трупное место: Как наши солдаты перехватили инициативу на Сватово-Кременском направлении Трупное место: Как наши солдаты перехватили инициативу на Сватово-Кременском направлении На севере Луганской области вчерашние мобилизованные русские солдаты успешно ведут жесточайшие бои с противником

Но в целом говорить об улучшении я бы не стал. Был Крымский мост, «Северные потоки», два раза напали на наши аэродромы в центре России, на которых стоят наши стратегические бомбардировщики, нефтепровод «Дружба» взорвали в Курской области. И на железных дорогах хоть серьёзных происшествий не было, но незначительных инцидентов много.

«СП»: Но ведь за это время была отлажена система досмотров пассажиров на вокзалах, еще разогнали торговцев, которые ходили по вагонам, запретили проводникам посылки перевозить и пускать пассажиров без билета.

— Вы не путайте: задерживать людей, всучивающих пассажирам разные бирюльки — это одно, а предотвращать теракты и диверсии — это уже совсем другое. Да, наши спецслужбы достигли определённых успехов. Но досмотры вещей, проверки документов и даже патрули Росгвардии с собаками не могут гарантировать безопасность. Невозможно выставить патрули возле каждой опоры электропередач, так же как невозможно отследить всех тех подростков, о которых мы говорили, и тех, кто действует в одиночку. Они вообще часто остаются вне поля зрения спецслужб.

И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов диверсионно-разведывательные группы, которые забрасываются на российскую территорию, и «спящие» до поры до времени террористические ячейки, напомнил Сергей Гончаров.

В России за 2022 год было предотвращено 123 террористических преступления, в том числе 64 теракта.

Также за этот период была пресечена деятельность 68 законспирированных террористических ячеек.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня