Маршруты кораблей, с которых к Крымскому мосту могли запустить морские беспилотники, выяснили в группировке «Злые русские хакеры» (RaHDit). Там провели собственное расследование, согласно которому в операции ВСУ могли участвовать танкеры Beks Loyal и Khudayar Yusifzade. Ходят под флагами соответственно Маршалловых островов и Либерии, приписаны к портам Мальты и Греции. Первый спущен на воду в 2004-м, второй — в 2011 году.
«Злые хакеры» проследили весь маршрут этих танкеров в Черном море, сравнив его с официально заявленным. «K.Y.» вместо Босфора, куда собирался вернуться, покидая Измаил, взял почему-то курс на Туапсе, но так и не появился там в срок. «С вечера 7 июля до 13 июля экипаж дрейфовал в нейтральных водах на удалении около 100 км от Новороссийска», — констатирует RaHDit.
Танкер «B.L.» волею ли ветра, морских течений или некоего спецзадания направлялся в тот же район. 13 июня в 16:00 UTC они стали дрейфовать рядом. Тогда с большой долей вероятности и были перегружены с одного корабля на другой дроны, предназначенные для теракта.
Некоторое время спустя Khudayar Yusifzade наконец вспомнил о Босфоре, а Beks Loyal выдвинулся в сторону Керченского пролива, где продолжил бесцельно болтаться на волнах…
Напомним, ЧП на нашей переправе, связавшей в 2018-м году Тавриду с Большой землей, произошло ночью 17 июля. Как сообщала «СП», доставленные морскими дронами заряды, взорвались в районе 145-й опоры со стороны Краснодарского края. Конструкция выстояла, но пострадал один пролет, его пришлось демонтировать, повреждена часть дорожного полотна близ него. При взрыве погибли мирные граждане — супруги из Белгородской области, проезжавшие в этот момент по мосту. Их дочь-подросток получила тяжелые травмы, ее госпитализировали.
Единственным объяснением довольно загадочных маневров морских танкеров может быть только то, что они являлись средством доставки в Керченский залив морских беспилотников, с помощью которых осуществлен подрыв моста, уверены «Злые хакеры». И добавляют: Beks Loyal в украинские порты не заходил, потому не вызывал подозрений у нашей береговой охраны. Не исключено также, что для управления беспилотными катерами могло использоваться еще одно судно, оно находилось сравнительно недалеко от Крымского моста.
Оба судовладельца не замедлили с опровержением. Как заявил Эфе Туналы, директор операционного департамента Beks Ship Management And Trading S.A. (владелец «B.L.»), в момент инцидента их судно находилось далеко от места ЧП. И вообще, танкер «никоим образом не связан с военной деятельностью». «Мы перевозим российские грузы. Связывать нас с происшествием очень нелогично».
Хозяин «K.Y.» — компания Palmali Shipping & Agency — был краток: во время взрыва на мосту судно «на данной территории не находилось».
Что вызывает удивление, так это стремительность, с которой вышеуказанные суда покинули российские воды. По данным международной системы отслеживания Marine Traffic, Khudayar Yusifzade 18 июля прибыло в греческий Элефсис. А Beks Loyal в этот же день — в румынскую Константу. Ждали в море погоды или что-то другое?
С этим разбираются наши спецслужбы. А мы поговорим о хакерах. В последние годы они стали играть все более заметную роль не только в общественной, но и в политической жизни страны. Стремительно растет их численность. По некоторым данным, счет идет на десятки тысяч человек. Появилась своего рода градация: «по трем шляпам», пришедшая из классических американских вестернов, где по цвету шляпы персонажа можно определить его намерения. Черная — плохие. Белая — хорошие. Серая — не спрашивают разрешения у компаний, системы которых пытаются взломать, но, найдя уязвимость, не делают зла, а просят деньги за эту информацию.
RaHDit, о которых речь, позиционируют себя белыми. «Кто-то называет нас хакерами, кто-то OSINTерами (разведка по открытым источникам — „СП“), но на самом деле у нас есть и пентестеры (имитация работы реального злоумышленника — „СП“), и специалисты по сетевому розыску. Мы твердо заявляем, что наша команда стоит и стоять будет исключительно на позициях защиты интересов любимой России», — утверждают хакеры.
После начала СВО в феврале 2022 года «Злые русские» немало преуспели. Они верстают новости, в том числе с полей СВО, защищают сети компаний, отметились расследованиями преступлений Украины в Донбассе, обнародовав имена военных преступников этой страны…
И как прикажете относиться к этим, по сути, взломщикам — как к преступникам или как к героям? Ко всем тем, кто, как и они, сейчас однозначно «Z»? А среди них есть и женская команда. Правда, не российская, а с Украины, сражающаяся «на стороне света». Не так давно девчата устроили настоящий террор бандеровскому 72-му Центру информационно-психологических операций. Взломали их внутреннюю сеть и выложили в интернет всю подноготную центра: как распространяют фейки, организуют провокации, вербуют российских подростков, издеваются над родственниками погибших на Украине российских солдат и многое другое. Словом, наши люди.
Вопрос: добываемая «белыми» хакерами информация, их расследования учитываются высшим руководством страны? Используют там получаемые ими сведения?
— Современное киберпространство — отдельная вселенная, где уживаются взломщики банков и охотники за преступниками, — поделился мнением с «СП» Андрей Константинов, журналист, писатель, сценарист. — Большинство работают скрытно. Любят похулиганить в сетях. Сотрудничают ли с властью? Конкретно с Минобороны РФ? Это вопрос не к ним, а к самой власти. У которой, конечно, есть свои засекреченные подразделения такого рода.
«СП»: Иной раз складывается впечатление, что эти подразделения отстают от жизни. Хакеры, бывает, уже все выложили в сеть, а официальные спецы — молчок…
— Служба такая у них. Не обо всем, что знаешь, нужно кричать.
«СП»: Разве неправильно было бы работать совместно на пользу стране?
— Это очень тонкая материя. Не всеми правильно понимаемая. Насколько я знаю, до 80% пользователей Даркнета придерживаются нейтралитета. Среди них есть те, кто помогает преступникам вымогать деньги у граждан, и в то же время патриот Родины, взламывает сайты укробандеровцев, янки
Корреспонденту «СП» удалось разговорить знакомого программиста, оказавшегося на поверку классическим хакером. Назовем его Nic.
«СП»: По профессии ты корабел, а стал программистом. Как так получилось?
— Нужно было семью кормить, а заработка в государственной конторе едва хватало на хлеб без масла. С компьютерами я дружу с 1990-х, как они стали появляться в России. К 2010-му вышел на уровень, который позволил мне открыть собственную небольшую фирму. Все было хорошо, но, когда попробовал расширяться, попал на рейдеров. Фирму не спас, зато многому научился. В частности, мстить. У тех, кто отжал у меня бизнес, я отобрал деньги, взломав их сети. Сейчас этим не занимаюсь. Помогаю тем, кто попал, как я когда-то, на мошенников. Безопасность — мой конек. Отслеживаю также текущую информацию в мире, скидывая то, что может быть важным, знакомым спецам.
«СП»: Предложения сотрудничать от спецслужбами не было?
— Нет. И слава Богу! Мне вполне комфортно в том деле, которым занимаюсь.
Комментирует тему Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития.
— Ни один вменяемый хакер никогда не признается, что он жулик. Даже если и уводит с чужих счетов деньги. Они именно хакеры — продвинутые в современных технологиях люди, высококлассные специалисты вычислительной техники и программирования. А чужие счета — это некие издержки профессии. Тех, кто этим занимается, безусловно, нужно наказывать.
Есть среди них и специалисты, умеющие добывать для Родины важные разведданные, технологические секреты. Собственно, весь цивилизованный мир сейчас этим занимается.
«СП»: Как раз о тех, кто старается для Родины и хочется спросить: они ведь, в основном, сами по себе. Добытые ими данные, которые нужно не один раз проверять, либо выбрасываются в сеть, либо зависают в Даркнете. В чем фишка такой деятельности? И почему бы нашим службам официально не привлечь хакеров к сотрудничеству? Легендарный разведчик 1930−40-х Павел Судоплатов не гнушался работать со всеми, кто мог быть полезен делу!
— Я не исключаю, что современные российские судоплатовы действуют так же, но не афишируют это. Может быть, не столь активно, как хотелось бы, учитывая геополитическую ситуацию. Думаю, за иными частными хакерскими группировками скрывается, на самом деле, реальная работа спецслужб, которой чужда публичность. А нужны тишина и спокойствие. Всё, что публично, — это, скорей, для рекламы заказов. Очень аккуратно нужно относиться к такого рода «вбросам».