Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Пьяный на самокате: теперь под прицелом закона

Пьяных водителей «средств индивидуальной мобильности» собираются штрафовать, но пока непонятно, как именно

1316
Пьяный на самокате: теперь под прицелом закона
Фото: Svetlana Vozmilova/Global Look Press

Владельцев электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) всё-таки будут штрафовать — за превышение скорости, езду вдвоём-втроём и, главное, за пьянку за рулём. Правда, в проекте закона почему-то присутствует странный либерализм, да и откровенных правовых «дырок» тоже немало.

По сути, в отличие от мотоциклистов и автомобилистов, владельцы СИМ получают возможность творить всё, что они пожелают.

«Отзывом правительства, подготовленным Минюстом с учетом позиции ключевых министерств, предлагается поддержать разработанный мной с коллегами законопроект о регулировании средств индивидуальной мобильности и велосипедов», — заявил член Совета Федерации Артем Шейкин.

Законопроект — о штрафах для водителей СИМ, и велосипедов тоже.

Читайте также
Санитары города: Проблему бездомных псов на улицах решат не чиновники, а волки Санитары города: Проблему бездомных псов на улицах решат не чиновники, а волки С бродячими собаками никто не хочет связываться, поскольку зоозащитники — еще большая головная боль

— Управление средством индивидуальной мобильности или велосипедом в состоянии опьянения — штраф до 30 тысяч рублей.

— Превышение скорости — штраф от 800 рублей до 5000 рублей (в зависимости от превышения);

— Невыполнение требования полиции об остановке — штраф до 800 рублей.

— Нарушение требований к перевозке грузов при вождении СИМ — штраф 1000 рублей.

— Езда по проезжей части дороги — штраф до 2500 рублей.

— Езда на СИМ массой более 35 килограммов по пешеходным зонам и тротуарам — штраф до 3500 рублей.

Всё это, конечно, очень хорошо, но есть нюансы. Превышение скорости — это значит, что «нарушение зафиксировано камерой». Зафиксировали, а дальше? Номеров-то на самокатах, велосипедах и прочих СИМ нет, можно фиксировать сколько угодно.

«Возложить обязанность по контролю за такими правонарушениями на полицию». Кто бы сомневался! Любопытно, что данная новость настигла автора в дороге, в момент общения с инспектором ГИБДД. Проверяющий документы лейтенант проводил глазами очередной несущийся на бреющем полёте электросамокат и выдал грустную матерную тираду по поводу того, что уже весной эти транспортные средства им придётся как-то ловить.

Если очистить его пламенную речь от ненормативной лексики в адрес самокатчиков, чиновников всех рангов и депутатов, то проблемы, действительно, налицо. Очень серьёзные.

«Ловить их придётся нам, кому же ещё. Причём дополнительных штатов на это не дадут, а план тут же спустят. По идее, наловить этих бухих самокатчиков не проблема, там больше половины таких. Сам неоднократно видел — высосет он около магазина бутылку пивка или мерзкий коктейльчик, и погнал. Всё, клиент под градусом — можно принимать. Но как?

Бегать за ним? Не догнать. Подключать мотоциклетный батальон? Так они до сих пор со скутеристами и малолетними придурками на питбайках, которые нынче продаются в каждом магазине, не могут справиться. Да и тоже не догонят, маневренность не та", — сказал инспектор ДПС и грязно выругался.

Кстати, по поводу «малолеток». А кто будет отвечать за их проступки? Родители? Тогда нужно чётко прописать в законе и это. Или же решить проблему более кардинально.

«За 10 месяцев текущего года произошло 805 ДТП с участием СИМ, погибли три человека. За этот же период произошло 271 ДТП на СИМ с участием несовершеннолетних, с детьми до 16 лет — 213 из них. Нужно исключить возможность использования СИМ лицами, не достигшим совершеннолетнего возраста. Это нужно сделать как можно быстрее», — предлагает замначальника УГИБДД по Москве Евгений Логиновский.

Более четверти ДТП с малолетними водителями — это сильно. И страшно. Совершенно очевидно, что если проблемой детей на СИМ не заняться, она станет стремительно прогрессировать. Впрочем, со взрослыми непоняток пока ничуть не меньше.

«Сумма в 30 тысяч рублей очень сильно занижена, нужно привязывать стоимость штрафа к стоимости электросамоката. Стоимость электросамоката сейчас от 50 тысяч до 150 тысяч рублей, то есть штраф должен быть в районе 90−100 тысяч рублей.

Я абсолютно уверен, что эти мизерные штрафы пьяного на электросамокате вообще даже не остановят, потому что уровень ответственности минимальный. Если бы, поймав пьяного на самокате и узнав, что у него есть водительское удостоверение, лишали бы его водительских прав на любые транспортные средства, да, тогда бы это работало", — рассуждает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

Нетрезвых водителей, к слову, тоже штрафуют на 30 тысяч рублей, но ещё и отбирают права на 1,5−2 года. Предусмотрена также и уголовная ответственность — до двух лет. Применяется это крайне редко, но иногда и такое случается. А водители СИМ, выходит, имеют индульгенцию. Заплатил 30 тысяч рублей (если поймали…) и катайся «под мухой» дальше? Несправедливо!

Читайте также
Михаил Делягин: Минимальная пенсия в России должна составлять 45300 рублей Михаил Делягин: Минимальная пенсия в России должна составлять 45300 рублей Деньги на это в бюджете есть, нет лишь желания либеральных чиновников исполнять свой служебный долг

Хотя бы потому, что несущейся со скоростью 30−60 км/ч электросамокат очень опасная штука, он тяжёлый и способен нанести серьёзные травмы. Даже убить. Увы, такие случаи уже были. А уж тяжелейших травм, нанесенных пешеходам, просто не счесть.

Откуда тогда такой либерализм? Водителей на дорогах «построили» по полной программе, ПДД местами излишни суровы, а ограничения скорости порой отдают откровенным идиотизмом. Все трассы увешали камерами, которые рассылают штрафы за всё на свете, включая более чем спорное нарушение разметки. А СИМ будут без кататься номеров и, по сути, без правил?

Власти так боятся молодёжи — основных «пилотов» СИМ? Как вариант, популярность «партии власти» среди юношей и девушек ниже плинтуса. Это «горючий материал», так как социальная неустроенность тут максимальная, не хватает даже на еду, а уж на рождение ребёнка и подавно. Молодёжь некоторым образом зла на чиновников и они в курсе этого.

Но тогда не стоило затевать весь этот сыр-бор в принципе. Но если уж сказали «А», нужно говорить и «Б». В таком виде закон породит ещё большую вседозволенность, автомобилисты и мотоциклисты станут пересаживаться на СИМ и специально кататься, как угодно. И в каком угодно состоянии. По сути, появится законная возможность похулиганить и поглумиться над гаишниками.

В конце лета правительство почему-то не поддержало законопроект о номерах для электросамокатов, хотя без них какое-либо наведение порядка невозможно. В таких условиях всё остальное законотворчество, де-факто, бесполезно.

Читайте также
Кто доживет до выплат компенсаций по советским сбережениям Кто доживет до выплат компенсаций по советским сбережениям Чиновники хотят дождаться, пока умрут все обладатели паспортов СССР

Время ещё есть — до весны. Новый закон собираются запустить с 1 марта 2024 года, то есть у Госдумы и прочих заинтересованных сторон имеется три месяца на то, чтобы всё доработать. Довести до ума хотя бы в первом приближении, убрать откровенные ляпы и нестыковки. Коих, на самом деле, ещё больше — все не описать.

Например, где именно нельзя передвигаться на СИМ (велосипеде) подшофе. По полю можно, или по лесу? А по парку? Или нигде нельзя? Всё должно быть прописано предельно чётко, так как иначе толку от «дырявого» закона не будет никакого.

«Некоторые электрические самокаты развивают скорость до 60−70 км/ч, и люди носятся на них без защитной экипировки. Если человек на СИМ, например, заденет автомобиль или въедет в него, то возмещать ущерб будет водитель машины в отсутствие вины. Потому, что владелец источника повышенной опасности априори обязан компенсировать получаемый вред. Если у нас примут какое-то нормативно-правовое регулирование, связанное с привлечением к ответственности лиц, управляющих СИМ, это будет правильно. Давно нужно было ими заняться», — говорит глава адвокатского бюро «Аманлиев, Комаровская, Тимченко» Марат Аманлиев.

Тоже важный аспект — имущественный. Но и он в законопроекте пока не прописан. Кстати, равно как и идентификация того пьяного персонажа, который налетит на вас на тротуаре. Пепелац свой он бросит и удерёт, номеров на нём нет, документов у него — тоже. Он некто и звать его никак. А вам потом лечиться или до конца своих дней оставаться инвалидом. Если выживите, конечно…

Сейчас большинство СИМ встают на прикол, соленой русской зимы с её морозами и реагентами нежная импортная электрика-электроника не переносит. Это хорошо, у пешеходов, да и автомобилистов тоже, наступит передышка. Временная. И законодателям нужно использовать её по полной программе, чтобы весной не было мучительно больно. Порой в прямом смысле этого слова.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня