Владельцев электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ) всё-таки будут штрафовать — за превышение скорости, езду вдвоём-втроём и, главное, за пьянку за рулём. Правда, в проекте закона почему-то присутствует странный либерализм, да и откровенных правовых «дырок» тоже немало.
По сути, в отличие от мотоциклистов и автомобилистов, владельцы СИМ получают возможность творить всё, что они пожелают.
«Отзывом правительства, подготовленным Минюстом с учетом позиции ключевых министерств, предлагается поддержать разработанный мной с коллегами законопроект о регулировании средств индивидуальной мобильности и велосипедов», — заявил член Совета Федерации Артем Шейкин.
Законопроект — о штрафах для водителей СИМ, и велосипедов тоже.
— Управление средством индивидуальной мобильности или велосипедом в состоянии опьянения — штраф до 30 тысяч рублей.
— Превышение скорости — штраф от 800 рублей до 5000 рублей (в зависимости от превышения);
— Невыполнение требования полиции об остановке — штраф до 800 рублей.
— Нарушение требований к перевозке грузов при вождении СИМ — штраф 1000 рублей.
— Езда по проезжей части дороги — штраф до 2500 рублей.
— Езда на СИМ массой более 35 килограммов по пешеходным зонам и тротуарам — штраф до 3500 рублей.
Всё это, конечно, очень хорошо, но есть нюансы. Превышение скорости — это значит, что «нарушение зафиксировано камерой». Зафиксировали, а дальше? Номеров-то на самокатах, велосипедах и прочих СИМ нет, можно фиксировать сколько угодно.
«Возложить обязанность по контролю за такими правонарушениями на полицию». Кто бы сомневался! Любопытно, что данная новость настигла автора в дороге, в момент общения с инспектором ГИБДД. Проверяющий документы лейтенант проводил глазами очередной несущийся на бреющем полёте электросамокат и выдал грустную матерную тираду по поводу того, что уже весной эти транспортные средства им придётся как-то ловить.
Если очистить его пламенную речь от ненормативной лексики в адрес самокатчиков, чиновников всех рангов и депутатов, то проблемы, действительно, налицо. Очень серьёзные.
«Ловить их придётся нам, кому же ещё. Причём дополнительных штатов на это не дадут, а план тут же спустят. По идее, наловить этих бухих самокатчиков не проблема, там больше половины таких. Сам неоднократно видел — высосет он около магазина бутылку пивка или мерзкий коктейльчик, и погнал. Всё, клиент под градусом — можно принимать. Но как?
Бегать за ним? Не догнать. Подключать мотоциклетный батальон? Так они до сих пор со скутеристами и малолетними придурками на питбайках, которые нынче продаются в каждом магазине, не могут справиться. Да и тоже не догонят, маневренность не та", — сказал инспектор ДПС и грязно выругался.
Кстати, по поводу «малолеток». А кто будет отвечать за их проступки? Родители? Тогда нужно чётко прописать в законе и это. Или же решить проблему более кардинально.
«За 10 месяцев текущего года произошло 805 ДТП с участием СИМ, погибли три человека. За этот же период произошло 271 ДТП на СИМ с участием несовершеннолетних, с детьми до 16 лет — 213 из них. Нужно исключить возможность использования СИМ лицами, не достигшим совершеннолетнего возраста. Это нужно сделать как можно быстрее», — предлагает замначальника УГИБДД по Москве Евгений Логиновский.
Более четверти ДТП с малолетними водителями — это сильно. И страшно. Совершенно очевидно, что если проблемой детей на СИМ не заняться, она станет стремительно прогрессировать. Впрочем, со взрослыми непоняток пока ничуть не меньше.
«Сумма в 30 тысяч рублей очень сильно занижена, нужно привязывать стоимость штрафа к стоимости электросамоката. Стоимость электросамоката сейчас от 50 тысяч до 150 тысяч рублей, то есть штраф должен быть в районе 90−100 тысяч рублей.
Я абсолютно уверен, что эти мизерные штрафы пьяного на электросамокате вообще даже не остановят, потому что уровень ответственности минимальный. Если бы, поймав пьяного на самокате и узнав, что у него есть водительское удостоверение, лишали бы его водительских прав на любые транспортные средства, да, тогда бы это работало", — рассуждает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.
Нетрезвых водителей, к слову, тоже штрафуют на 30 тысяч рублей, но ещё и отбирают права на 1,5−2 года. Предусмотрена также и уголовная ответственность — до двух лет. Применяется это крайне редко, но иногда и такое случается. А водители СИМ, выходит, имеют индульгенцию. Заплатил 30 тысяч рублей (если поймали…) и катайся «под мухой» дальше? Несправедливо!
Хотя бы потому, что несущейся со скоростью 30−60 км/ч электросамокат очень опасная штука, он тяжёлый и способен нанести серьёзные травмы. Даже убить. Увы, такие случаи уже были. А уж тяжелейших травм, нанесенных пешеходам, просто не счесть.
Откуда тогда такой либерализм? Водителей на дорогах «построили» по полной программе, ПДД местами излишни суровы, а ограничения скорости порой отдают откровенным идиотизмом. Все трассы увешали камерами, которые рассылают штрафы за всё на свете, включая более чем спорное нарушение разметки. А СИМ будут без кататься номеров и, по сути, без правил?
Власти так боятся молодёжи — основных «пилотов» СИМ? Как вариант, популярность «партии власти» среди юношей и девушек ниже плинтуса. Это «горючий материал», так как социальная неустроенность тут максимальная, не хватает даже на еду, а уж на рождение ребёнка и подавно. Молодёжь некоторым образом зла на чиновников и они в курсе этого.
Но тогда не стоило затевать весь этот сыр-бор в принципе. Но если уж сказали «А», нужно говорить и «Б». В таком виде закон породит ещё большую вседозволенность, автомобилисты и мотоциклисты станут пересаживаться на СИМ и специально кататься, как угодно. И в каком угодно состоянии. По сути, появится законная возможность похулиганить и поглумиться над гаишниками.
В конце лета правительство почему-то не поддержало законопроект о номерах для электросамокатов, хотя без них какое-либо наведение порядка невозможно. В таких условиях всё остальное законотворчество, де-факто, бесполезно.
Время ещё есть — до весны. Новый закон собираются запустить с 1 марта 2024 года, то есть у Госдумы и прочих заинтересованных сторон имеется три месяца на то, чтобы всё доработать. Довести до ума хотя бы в первом приближении, убрать откровенные ляпы и нестыковки. Коих, на самом деле, ещё больше — все не описать.
Например, где именно нельзя передвигаться на СИМ (велосипеде) подшофе. По полю можно, или по лесу? А по парку? Или нигде нельзя? Всё должно быть прописано предельно чётко, так как иначе толку от «дырявого» закона не будет никакого.
«Некоторые электрические самокаты развивают скорость до 60−70 км/ч, и люди носятся на них без защитной экипировки. Если человек на СИМ, например, заденет автомобиль или въедет в него, то возмещать ущерб будет водитель машины в отсутствие вины. Потому, что владелец источника повышенной опасности априори обязан компенсировать получаемый вред. Если у нас примут какое-то нормативно-правовое регулирование, связанное с привлечением к ответственности лиц, управляющих СИМ, это будет правильно. Давно нужно было ими заняться», — говорит глава адвокатского бюро «Аманлиев, Комаровская, Тимченко» Марат Аманлиев.
Тоже важный аспект — имущественный. Но и он в законопроекте пока не прописан. Кстати, равно как и идентификация того пьяного персонажа, который налетит на вас на тротуаре. Пепелац свой он бросит и удерёт, номеров на нём нет, документов у него — тоже. Он некто и звать его никак. А вам потом лечиться или до конца своих дней оставаться инвалидом. Если выживите, конечно…
Сейчас большинство СИМ встают на прикол, соленой русской зимы с её морозами и реагентами нежная импортная электрика-электроника не переносит. Это хорошо, у пешеходов, да и автомобилистов тоже, наступит передышка. Временная. И законодателям нужно использовать её по полной программе, чтобы весной не было мучительно больно. Порой в прямом смысле этого слова.