Действительного государственного советника РФ III класса, бывшего губернатора-назначенца Севастополя и замглавы Минпромторга Дмитрия Овсянникова задержала британская полиция. Задержали бывшего чиновника в его доме, естественно в лондонском, не в московском же, и, тем более, не в севастопольском.
Предварительное слушание по его делу в лондонском же суде назначено на 20 февраля. Овсянникова подозревают в нарушении санкционного режима и «отмывании денег». Возможно, ничего не найдут. До 2022 года он и находился под всевозможными санкциями — Великобритании, ЕС и США, но затем Европейский суд решил санкции в отношении его персоны больше не продлевать.
Не раскопали его связей с российским руководством и «дестабилизирующего влияния на Украину» после ухода с должностей?
Адвокат Дмитрий Аграновский напоминает, что если вы бывший чиновник, то вам ни в коем случае не стоит уезжать в недружественное государство:
— Не стоит иметь там счета, отправлять туда детей и покупать недвижимость. За это вас могут, что называется, «прихватить». И уж тем более самому туда нельзя переезжать — просто небезопасно. Истории на этот счет есть совершенно разной степени жути, достаточно вспомнить того же Бориса Березовского — другим наука.
«СП»: Тут другие масштабы. Дмитрий Овсянников, как пишут, получал переводы на общую сумму в 65 тыс. фунтов стерлингов на счет, который он ранее открыл в одном из банков финансовой группы HBOS в Лондоне. Кроме того, у него было изъято 77,5 тыс. фунтов наличными, по курсу «всего-то» сто тысяч долларов.
— В данном случае человек не перебежчик и не предатель. Просто уехал — были средства. У нас с вами их нет, чтобы в Лондоне жить, у него есть. Но я бы лично в Крыму купил домик или в каком-то дружественном государстве. А он приобрел недвижимость там. Неизвестно, что завтра будет, он может просто попасть в заложники.
«СП»: Зря старались его адвокаты: доктор юридических наук, профессор Ириарте Анхель и синьор Делаж Гонсалес, сумевшие убедить суд ЕС, что санкции против экс-губернатора Севастополя не актуальны: высказывания о российском статусе Севастополя «не превышали среднего характера публичных выступлений, ожидаемых от лица, занимавшего указанную должность», а суверенитет Украины он если и подрывал, то лишь по должности. Живет в Москве, а не в Крыму, политикой не занимается и вообще — вкладывает в европейскую экономику нажитые капиталы.
— Сейчас ситуация у него совершенно дурацкая. Ведь могут потребовать его выдачу на Украину за «сепаратистскую деятельность», как требуют нынешние власти незалежной. Правда потом его можно будет обменять, но неизвестно, будут ли наши это делать с учетом его бэкграунда.
Я ни в коем случае не злорадствую, не знаю этого человека. Но Англия в настоящее время не просто недружественное, а враждебное государство. И сам по себе поступок с моральной точки зрения достаточно удивительный.
«СП»: Быть может, он боялся, что с ним поступят как с некоторыми другими бывшими губернаторами, посадят? Случилось же это с Вячеславом Гайзером, бывшим губернатором Коми, обвинённым в организации преступного сообщества, или Сергеем Фургалом, экс-губернатором Хабаровского края, уволенным Владимиром Путиным с должности в связи с утратой доверия или Александром Хорошавиным, бывшим губернатором Сахалинской области, за которым тянулся очень «богатый» шлейф.
— Это другое дело. Когда человек сбегает от правосудия, то конечно ему лучше попасть во враждебное государство. Но это уже путь предательства. Тут мы ему сочувствовать никак не можем. Но в данном случае нет никаких официальных сведений, что он находится в конфликте с законодательством Российской Федерации.
«СП»: Такое ощущение, что бывший губернатор и замминистра уехал, находясь в некой прострации, не читая газет, не смотря телевизор, после давнего увольнения. Или он знал то, чего мы не знаем?
— Если сбегают от уголовного преследования, то это по крайней мере логично и понятно. А когда человек, находясь в здравом уме и трезвой памяти, уезжает во враждебное государство, сейчас — это не слишком умный поступок.
С ним в любой момент может случится все что угодно. Особенно если он причастен к таким «тонким материям», как Крым. В любой момент могут обвинить в чем угодно. Одно дело, если ты просто хоккеист, а совсем другое — если ты бывший государственный чиновник. Британия — это не то место, где можно спокойно встретить старость.
Напомним. Со своих двух последних мест работы Овсянников ушел со скандалами. Губернатором Севастополя он пробыл три года и официально ушел «по собственному желанию». На самом же деле, он конфликтовал с тогдашним «народным мэром» Севастополя, весьма авторитетным в городе общественным деятелем, бывшим председателем Законодательного собрания Севастополя Алексеем Чалым, между прочим, одним из подписантов договора о присоединении Крыма и Севастополя к России.
Предположительной причиной их разногласий стал проект Генерального плана города. Но, кроме того, будучи губернатором, у Овсянникова был затяжной конфликт с председателем Законодательного собрания Екатериной Алтабаевой, отказавшейся созывать внеочередное заседание в 2017 году.
Затем губернатор неудачно перевёл из бюджета два миллиарда рублей, предназначенных на строительство очистных сооружений в лопнувший банк.
Официально губернатор всего лишь не выполнил целевую федеральную программу по строительству очистных сооружений, реконструкцию Парка Победы и строительство двух больниц.
В общем и целом, не нашел он общий язык ни с крымчанами, ни с московским партийным руководством.
Жизнь действительного государственного советника РФ III класса — такая нервотрепка. После увольнения с должности губернатора Денис Мантуров взял было к себе Дмитрия Овсянникова назад, в министерство на пост замминистра промышленности и торговли России, тогда еще в правительстве Дмитрия Медведева. Но однажды оказался он в аэропорту Ижевска, где по-хамски вел себя перед взлетом.
А вскоре Овсянникова освободили от поста заместителя министра промышленности и торговли в «связи с сокращением этой должности».
Затем его исключили из «Единой России».
После скандала Овсянников ушел с госслужбы окончательно и занялся бизнесом на Кипре. Нам же остается только гадать, как же это все кураторы, двигавшие Овсянникова, проглядели?