С началом двухтысячных годов самые совестливые из российских олигархов демонстрируют экологическое сознание, говорят о зеленых технологиях и защите природы. Для тех, до кого, как говорится, «не доходит», лично президент страны готов проводить экологический ликбез, как это было во время аварии на Таймыре, когда случился разлив нефтепродуктов, и вредные вещества попали в реку. Владимир Путин очень жестко реагирует на подобные инциденты.
Но, к сожалению, не все олигархи стремятся «быть в тренде». Есть и те, кто ради извлечения максимальной прибыли вообще не тратятся на экологию. Свежий пример продемонстрировал всей стране владелец компании «Русагро» Вадим Мошкович. Сахарное производство, как известно, довольно «грязное» и требует повышенных мер безопасности. Да и другие направления деятельности его холдинга — свиноводство и масложировой бизнес — чистотой не отличаются, и также должны быть в зоне особого внимания на предмет соответствия экологическому законодательству.
«Это варварство и злодеяние»
В конце января 2024 года губернатор Тамбовской области Максим Егоров обвинил «Русагро» в бездействии касательно слива Знаменским сахарным заводом отходов производства, которые попадают в реку Царевку. Через нее загрязнение может затронуть реку Цну, на которой ниже по течению стоит сам Тамбов, и тогда, по словам главы региона, потомки «будут исправлять ситуацию в течение десятков лет».
Губернатор сказал: «При увеличении и реконструкции производства собственник сахарного завода не строит новые очистные сооружения, а использует прежние, рассчитанные на другой объем производства. Похоже, что владельцы предприятия не думают о последствиях для экологии региона, для людей, которые живут вокруг». Егоров пообещал инициировать федеральное законодательство на предмет ужесточения экологических требований к предприятиям.
О загрязнении местные жители сообщили в начале января. На место выехала проверка регионального министерства экологии и природных ресурсов с участием прокуратуры. Согласно предварительному анализу проб, взятых в месте выхода сточных вод, были выявлены превышения по аммонию в 118 раз, по нефтепродуктам — в 26 раз.
Скриншот страницы в VK министра экологии и природных ресурсов Тамбовской области Аллы Албеговой
По словам министра экологии и природных ресурсов Тамбовской области Аллы Албеговой, «Русагро» отреагировало на проверку и засыпало промоину в обваловке полей фильтрации. Но полностью прекратить сброс стоков в верховья Царевки не получилось.
Более того, сохранилась угроза размыва земляной плотины в большем масштабе.
Жители села Царевки, недалеко от которого находится Знаменский сахарный завод, менее «дипломатичны» в своих высказываниях относительно создавшейся ситуации. Сегодня рекой, возле которой они живут, они не только не могут пользоваться — купаться или рыбачить, но даже в воду заходить боятся: в отравленной воде кожа на ногах покрывается красными пятнами, похожими на последствия кислотного ожога.
Сельчане делятся своими сведениями, как и почему это произошло. «При сахарном заводе есть большой котлован, в который ссыпается весь сахарный жом, — рассказывает в YouTube жительница села Марина Четверткова. — Когда в конце сезона работы на заводе приостанавливаются, они начинают его мыть, и весь жом, который скапливается за сезон обработки свеклы, начинает там гнить. Эта гадость затем вывозится „Камазами“ на поля, сгружается, в том числе, возможно, возле речки».
«В поселке Царевка уже три года происходит экологическая катастрофа, — рассказывает тамбовский журналист Дмитрий Шапкин. — В речке нет больше ни рыбы, ничего живого. Раньше тут была живописная купальня со святым источником, сюда часто приходили верующие, сейчас она напоминает бурлящий поток нечистот с соответствующим запахом».
Местный житель Виктор Мещеряков достает из воды граблями слизь, которая видна повсюду на дне водоема, в воздухе повисает запах разложения. «Вся сгнившая сахарная патока, которая пришла с завода, находится сейчас в реке. У нас просьба, если хотите, требование: надо наказать за это все злодеяние, ведь это варварство»! — не может удержаться от эмоций Мещеряков.
И подобная ситуация с сахарными заводами, принадлежащими компании «Русагро», создалась не только в Знаменском районе. Жители тамбовского села Савала также стали жертвами деятельности предприятия Вадима Мошковича, фактически погубившего их реку. Вот что рассказывает об этом местный рыбак Сергей на сайте «Мой Хопер» (пунктуация и орфография сохранены — ред.):
«Примерно 2−3 недели назад Жердевский сах. завод пустил свою отраву под лёд. Вся рыба подохла, а вчера я ходил на реку, просверлил лунку и понюхал воду, прёт дохлой рыбой. Капец Савале!!!» По моему подсчету — это уже третья сахарная потрава Савалы за последнее время" .
«Сахарозаводчикам легче и дешевле заплатить штраф, чем строить новые очистные сооружения. Жердевский сахзавод траванул воду аж до самого Хопра. Пресса молчит. Просто нет слов, конечно, от этого беспредела. Окунуть бы директора этого завода в ёмкость с этими его отходами…», — пишет в сердцах другой пользователь сайта Алексей.
Напомним, что Тамбовская область — один из ведущих центров сахарного производства в России. Здесь у Мошковича целых три сахарных завода, кроме того, он имеет три завода в Белгородской, два в Курской и один в Орловской областях. И везде, где он ведет бизнес, к нему имеются множество претензий от местных жителей и контролирующих организаций по части экологии.
Рекордные прибыли за счет гибели природы
К примеру, В 2020 году Управление Росприроднадзора выявило нарушения природоохранного законодательства в работе «Кшенского сахарного комбината» в Курской области. Проверка показала, что предприятие сбрасывало в реку с символическим названием Грязная неочищенные сточные воды с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Любопытно, что у сахарного комбината «Русагро» отсутствовали документы на право пользования этим водным объектом. У предприятия даже не было журнала учета отходов. Комбинат не проверял качество сбрасываемых на поля фильтрации сточных вод, не изучал подземные воды в районе расположения этих полей. Мало того, как и в случае с тамбовскими заводами, виновник скрывал информацию о своих экологических правонарушениях.
В конце 2021 года инспекторы Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора провели плановую выездную проверку ООО «Русагро-Белгород», специализирующегося на производстве свекловичного сахара, в ходе которой специалисты выявили более ста (!) нарушений. Но общая сумма наложенных штрафов составила всего… 601 тыс. рублей. Для олигарха сумма совершенно ничтожная, дешевле и дальше нарушать, платить копеечные штрафы, и продолжать отравлять воду, воздух и почву.
С 2015 года жители Екатеринбурга жалуются на едкий запах с местного жирового комбината, принадлежащего Мошковичу, который на предприятии объясняли «испарениями при производстве знаменитых масел, маргарина и майонеза». По утверждению местных СМИ, представители «Русагро» не идут на контакт с местными властями с формулировкой: «мы у вас ничего не просим, и вы нас не трогайте».
Даже в производстве такого, в общем-то, безопасного продукта как молоко, «Русагро» успело наследить. В 2020 году инспектора Белгородского Росприроднадзора провели проверку в отношении ООО «Русагро-Молоко», и выписали штрафов на 103 тысячи рублей за выявленные нарушения. В результате Мошкович решил вообще закрыть молочное направление в холдинге, и в 2021 продал молочную ферму в Белгородской области, лишь бы не тратиться на экологию.
На фоне такой картины вопиющего безразличия к экологическим последствиям становятся ясны «секреты фирмы» Вадима Мошковича: почему за 2023 год «Русагро» демонстрирует рекордную выручку (20% плюс к прошлому году) и рост продаж по всем направлениям. Когда ты по максимуму экономишь на безопасности, не вкладываешься в очистительные установки и технологии, в экологический мониторинг, то прибыль, можно сказать, гарантирована.
Обратной стороной бизнеса «по-мошковски» становится масштабное загрязнение русского Черноземья, где расположены основные его производства. Уникальные черноземы — основа продовольственной безопасности России — оказываются под угрозой непоправимого ущерба, экосистема глобально нарушается. Это же касается бассейна Волги, где в Саратовской и Самарской областях находится другой кластер предприятий Мошковича. После покупки им Нижегородского масложиркомбината в 2023 году ситуация для великой русской реки еще более усугубилась.
«Россия для них только пищевая база»
Заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Михаил Делягин давно заявляет об опасности для России бизнесменов-компрадоров. По его мнению, это временщики, которые получают сверхприбыли за счет разграбления и нанесения вреда стране, ненавидят ее и мечтают жить вне ее пределов. «Россия для них только место зарабатывания денег, пищевая база. Для них нет жизни иначе как заграницей, пребывание вне России они воспринимают как успех и смысл всей своей карьеры в бизнесе».
Крайне жестко высказался парламентарий о недавних высказываниях Мошковича в Европейском суде, в которых тот признался, что его предприятие практически не платит налогов и что сам он во многом не согласен с политикой российского правительства. «Согласно его доводам, он не входит в ближайший или внутренний круг Путина», а его присутствие на встрече с президентом России было чуть ли не случайным, ведь он якобы «не является одним из ведущих бизнесменов, обеспечивающих доход правительству РФ», — с иронией прокомментировал ситуацию известный экономист. «Хочется спросить Вас, уважаемый господин Мошкович, Вы определились в итоге, с кем вы — с Россией или с Западом? — публично обратился он к главе „Русагро“. — Ответьте, ждет ли холдинг „Агро-Белогорье“, активы которого были недавно арестованы по иску Вашей компании, перерегистрация в офшорную юрисдикцию»?
Мошкович проживает по преимуществу за рубежами страны, дети находятся «за бугром». Собственность по больше части выведена в офшоры, налоговой режим на его предприятиях установлен такой, что в бюджет РФ деньги поступают по минимуму. Когда ты не видишь для себя и своих детей будущего в стране, то какой смысл вкладываться в нее, в том числе, в ее экологию?
Но вызывает закономерное удивление, почему так лояльно относится к Мошковичу государство, которое он постоянно пытается обмануть, демонстрируя нелояльность? Отчего соответствующие федеральные органы власти молчат относительно его «подвигов» в регионах России?