В Киргизии предложили отказаться от обучения на русском языке в начальных классах школ. С инициативой выступил спикер парламента Нурланбек Шакиев.
«Что это за отношение к государственному языку? Если мы хотим усилить позиции киргизского языка, надо начать с начальной школы», — заявил депутат.
Он отметил, что отношение к госязыку должно поменяться в свете принятия соответствующего закона, приведя в качестве положительного примера языковую ситуацию в соседнем Казахстане.
— Шакиев уже не раз выступал с русофобских позиций и озвучивал различные инициативы по дерусификации республики, — напоминает лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
— Последней такой инициативой было принятие в апреле прошлого года конституционного закона о государственном языке, обязывающего все органы власти, а также предприятия и организации независимо от форм собственности вести свою деятельность только на киргизском языке.
В результате все государственные учреждения (школы, вузы, больницы, органы правопорядка), а также частные компании должны будут вести свою документацию только на киргизском. Помимо этого, вводится еще и 65% квота для государственного языка в республиканских СМИ.
Это говорит о том, что применение русского языка сразу будет резко сужено, хотя чиновники пытаются отмахнуться от критики, заявляя, что в Конституции он признан «языком межнационального общения» и не будет ущемлён. Но это просто формальности, на самом деле мы становимся свидетелями настоящего социокультурного переворота по украинским лекалам.
Это уже некая традиция в Центральной Азии. Как мы помним, Москва спасла президента соседнего Казахстана от заговорщиков в начале 2022 года, но уже в конце января в качестве «благодарности» в казахстанском парламенте тогдашний депутат и член Государственной комиссии по окончательной реабилитации жертв сталинских репрессий Берик Абдигалиулы инициировал и провел закон «О вывесках», который ставит полный крест на русской топонимике в республике.
Повторение такой же ситуации мы видим и в Киргизии, где в начале января была сорвана попытка государственного переворота с участием прозападных НПО и СМИ. Москва и тут оказала поддержку Бишкеку, но как только ситуация стабилизировалась, и правящая элита успокоилась, то сразу же наверх вылезли новые русофобские инициативы.
На этом фоне появился вновь Нурланбек Шакиев, его нынешнюю инициативу надо расценивать как попытку правящей группировки выслужиться и проявить лояльность перед Вашингтоном. Ведь ясно, что он не самостоятельная фигура, а как его казахстанский коллега Берик Абдигалиулы лишь говорящая голова для озвучивания русофобских предложений.
«СП»: Шакиев привел в качестве положительного примера языковую ситуацию в соседнем Казахстане. Языковые патрули и запрет на рекламу на русском это хороший пример? А что дальше? Переписывание истории? Реабилитация коллаборационистов? Переименование топонимов?
— Правящие круги в Киргизии пытаются следовать по казахстанскому пути, копируя пример Астаны, которая сейчас оказалась в авангарде процессов декоммунизации и дерусификации в регионе. И тут казахстанская верхушка пытается влиять на своих «младших братьев», рекомендуя им идти по проторенной дорожке стран Прибалтики и Украины.
Кстати, пару лет назад именно по инициативе министра образования Казахстана и соросовского выкормыша Асхата Аймагамбетова русский язык убрали из обучения в младших классах казахоязычных школ. И тут Нурланбек Шакиев не придумывает ничего нового, а лишь копирует и следует по курсу «генеральной линии».
Берут пример с Казахстана и в переписывании истории. Киргизский парламент в прошлом году принял законопроект, формально разработанный всё тем же Нурланбеком Шакиевым, а также Чолпон Султанбековой и Мирлана Самыйкожо о реабилитации жертв советских репрессий с 1918 по 1953 годы.
Парламентарии включили в списки невинно репрессированных помимо басмачей, террористов, шпионов, участников Туркестанского легиона Вермахта и мусульманских частей СС еще и большую массу уголовников и бандитов.
Самое примечательное, что это точная копия законопроекта, подготовленного в 2019-м году фондом «Сорос-Кыргызстан» и проамериканским «Открытым правительством». В тот период благодаря активному сопротивлению общественности, а затем последовавшему перевороту в октябре 2020 года, законопроект повис в воздухе и был отложен. Но в прошлом году уже от лица того же Шакиева он вновь был запущен на рассмотрение уже нового состава парламента.
Интересно, что данный законопроект лег в основу указа уже президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о создании Государственной комиссии по окончательной реабилитации жертв сталинских репрессий в ноябре 2020 года.
В конце декабря прошлого года данная комиссия в РК кулуарно полностью реабилитировала 311 тысяч уголовников, бандитов, расхитителей, а также басмачей, гитлеровских коллаборационистов. А это говорит, что процессы в Казахстане и Киргизии идут по тем же самым лекалам, спущенным из-за океана.
Поэтому следующим этапом, конечно, будет тотальная декоммунизация и дерусификация названий улиц, населённых пунктов и снос памятников советской эпохи. То есть всё, как по американской методичке.
«СП»: Киргизия в последнее время демонстрировала шаги навстречу России, прекратила, например, преследование бойца СВО. У них теперь шаг вперед, два шага назад? Насколько киргизские элиты пронизаны национализмом и готовы и дальше продолжать в том же духе, копируя Казахстан или даже Украину?
— Да, кыргызстанец Аскар Кубанычбек уулу, обвинённый в участии в СВО, был освобожден из зала Первомайского районного суда Бишкека в конце января этого года, хотя в августе прошлого был осужден на 10 лет заключения. Но это произошло благодаря тому, что вмешался МИД России, а также тому, что требовали его освобождения многочисленные общественные организации внутри самой республики.
Думаю, что поддержка президента Садыра Жапарова со стороны Москвы в деле раскрытия и пресечения попытки государственного переворота в начале января этого года также сыграла важную роль в этом решении киргизского суда.
Не надо забывать, что бюджет республики во многом зависит от получения субсидий со стороны России, а российские компании играют стабилизирующую роль в экономике Киргизии. Переводы киргизских трудовых мигрантов из России на родину составили за прошлый год $2,5 млрд 531,5 млн, что составляет большой процент ВВП республики.
Все эти факторы безусловно влияют и тормозят процессы декоммунизации и дерусификации в Киргизии. Республика и на сегодняшний момент считается наиболее пророссийской как в экономике, так и во внешней политике в Центральной Азии. Но надо понимать, что только одних экономических рычагов явно недостаточно, как их оказалось недостаточно во взаимоотношениях с той же Германией и Украиной.
При этом значительная часть правящей элиты в республике также была и остаётся компрадорской, как и во всей Центральной Азии, занимает выжидательную позицию, пытается усидеть сразу на двух или даже сразу на трёх стульях, да ещё имеет собственность и активы на Западе. Быстрый отзыв законопроекта об НКО под давлением Госдепа США, где вводилось понятие «иноагент» и тюремное заключение для нарушителей, яркое тому свидетельство.
Принятие дискриминационных законов, направленных на ограничение русского языка, а также действие «мовных патрулей», срисованных по примеру Казахстана, но созданных еще ранее на Украине, также красноречиво показывают этот дуализм и двурушничество нынешней верхушки. Ведь она не прочь поиграть на националистических настроениях, а также на пантюркизме и панисламизме.
Влияет на рост русофобии и антироссийских настроений еще и общий процесс социокульутной деградации и падение уровня образования и грамотности в регионе в целом. При низких темпах экономического развития, перманентной бедности и при высокой рождаемости верхам легче всего показать массам в качестве виновников их нынешнего положения русских коммунистов, якобы осуществлявших «геноцид» в период СССР, а также инородцев в лице тех же некиргизов.
Поэтому угроза украинизации вполне реальна, но пока тут идёт полное копирование соседнего Казахстана.
«СП»: Чем это может закончиться для страны? Украинский сценарий? Опять же Киргизия рекордсмен региона по революциям. Насколько ситуация с вытеснением русского языка может повлиять на политическую нестабильность?
— Запад постоянно пытается дестабилизировать регион и учитывая то, что в Киргизии многотысячная армия проамериканских НКО и фондов, организовать там очередной цветной переворот будет легче.
Рост русофобских настроений, вытеснение русского языка, запуск процесса тотальной декоммунизации и дерусификации станут дополнительным дестабилизирующим фактором, так как дадут возможность вполне легально мобилизовывать националистов всех мастей и создавать массовые неонацистские движения, которые в итоге сыграют и против действующей власти. Ведь олигархические группировки и другие кланы также захотят использовать данных молодчиков в своих целях захвата власти, но уже под флагами борьбы против «российской угрозы».
«СП»: Будет ли реакция Москвы? Что Россия может сделать сейчас?
— У Москвы достаточно большой спектр возможностей и есть эффективные инструменты как экономического, так и политического характера. То, что Садыр Жапаров полетел в Россию 21 февраля по приглашению Владимира Путина — также говорит о том, что Кремль сохраняет своё влияние на Бишкек.
Но нельзя умалчивать об этих фактах раскручивания русофобии и антироссийских настроений. Роль чиновников и депутатов, проводящих подобную политику, должна всем демонстрироваться, а не затушёвываться. В конечном итоге, депутаты Госдумы РФ также могут высказать своё мнение о таких инициативах.
Кроме этого, необходимо поддерживать внутри республики те политические движения, СМИ и лидеров, а также группировки, которые пытаются ориентироваться или заявляют о симпатиях к России. Ведь очевидно, что только одних публикаций в прессе и наращивания торговых и экономических связей явно недостаточно. Для борьбы с организованной армией проамериканских НКО нужна, в первую очередь, своя армия сторонников.
Нужно дать и достойный информационный отпор процессам реабилитации, декоммунизации, дерусификации и героизации басмачей и пособников нацистов.