Рок-музыкант Андрей Макаревич* в беседе из Израиля с пранкерами Вованом и Лексусом, которые представились «Володимиром Зеленским», в очередной раз показал себя махровым приспособленцем, ищущим тёплого места, и ради этого готовым подстраиваться под стремительно меняющуюся политическую реальность. И даже выступать против своей Родины. Случай этот заставляет задуматься о системных мерах против такого рода «двузадых» россиян со многими паспортами. Время суровое, сантименты неуместны.
Речь идёт не о вкусах или взгляде на искусство. Макаревич прямо встал на сторону Киева в его военном конфликте с Москвой: «Я в первый день победы вашей (Украины) с удовольствием приеду, и мы дадим бешеный концерт. Я очень хочу вашей победы, я считаю до неё дни. Я желаю вам тройного здоровья. Я вам желаю все это выдержать и сдюжить, и всех их победить». Другими словами, когда убьют «достаточно» русских, он порадуется этому факту. Смелый или глупый? Или просто чужой и таким был всегда?
«Бешеный концерт» в Киеве предполагает лояльность Украине в её нынешнем виде, и Макаревич поторопился присягнуть режиму. Нет, «батька наш Бандера» он петь не стал, но морально оправдать убиенного советским агентом националиста и антисемита попытался. Мол, все «нехорошие» истории о нём сотканы из мифов и пропаганды.
Пройдет время и все всё забудут. А чтобы звучало убедительнее, выкрикнул пароль: «Героям слава!». Им, певцам ртом, не привыкать издавать любые, в том числе самые дикие, звуки.
Присягая Бандере и Зеленскому, Макаревич закономерно поторопился отмежеваться от Путина и Медведева, сославшись на то, что его, якобы, «использовали». О том, как он годами и с явным удовольствием принимал из их рук многочисленные награды, музыкант предпочёл умолчать. Не выгодно. Кстати, «иконостас» Макаревича (ни разу не военного), засвеченный на множестве фото в Сети, ясно указывает на его напыщенное тщеславие. Скромный Маргулис из «Машины времени» (тоже имеющий награды) выглядит достойнее.
Реакция россиян на эскапады новоиспечённого забандеровца вполне предсказуема. «Какой он мерзкий», — воскликнул в комментариях YouTube один из зрителей пранка. «Помню как мне, ребёнку, рассказывала дальняя родственница из Котовска, которая жила там в оккупации во время ВОВ, — поделилась другая, — что бандеровцы были хуже фашистов. Очень большие зверства творили». «Уехал и уехал! Зачем грязь лить! Не приезжай в Россию! Неприятный тип!» — припечатал третий. Народ не проведёшь.
Люди в массе своей настолько презирают таких скользких персонажей, как Макаревич, что, как правило, не очень-то настаивают на их наказании, даже когда есть повод для этого (кусок дерьма лучше обойти стороной, чтобы не испачкаться). Иначе рассуждают правоохранители.
Безнаказанность рождает беспредел, знают они из своей практики, а значит, любой проступок, тем более преступление, если оно подпадает под закон, должны иметь для нарушителя последствия. Не обязательно жёсткие, но неотвратимые.
Не прошло и суток после пранка, как стало известно, что Макаревичу грозит уголовное дело по ст. 330.1 УК РФ за уклонение от иноагентских обязанностей — до двух лет лишения свободы.
Также музыканта после его заявлений про Бандеру и ВСУ проверят на экстремизм. Много чести, скажет добрый русский человек — и по-своему будет прав. Но у органов своя логика: вор должен сидеть в тюрьме, а забандеровец как минимум подвергаться преследованию, чтобы другим не повадно было.
Кстати, сам Макаревич не преминул однажды использовать репрессивный аппарат государства, чтобы засадить, и надолго, своего идейного противника за решетку. Три года провёл в колонии политактивист Олег Миронов за срыв концерта музыканта («СП» писала).
Причиной демарша стала поездка Макаревича в 2014 году в Славянск, захваченный ВСУ, где он дал концерт и выставил на аукцион свою гитару для сбора средств в их пользу. «Глупый скворец» Макаревич всегда был приспособленцем", — говорилось в листовке Олега.
После освобождения Миронов служил в одном из армейских корпусов республик Донбасса, после начала СВО штурмовал Мариуполь, несколько раз был ранен… Более красноречивой иллюстрации противостояния двух миров, своих и чужих, пожалуй, не найти. Родом Олег из Инты, республика Коми — из самой гущи народной.
И реакции у него простые и ясные: во всех внешних конфликтах нужно безоговорочно принимать сторону своей страны. Ну, а если у нас дома что-то вдруг не так, нам самим это и исправлять. Без Бандеры.
Оторванность «макаревичей» от народа, их инаковость, чужеродность хорошо подчёркнута в популярном сериале «Слово пацана», где в роли местного лабуха снялся сын нашего музыканта Иван.
Сын за отца, конечно, не отвечает, но здесь то ли яблоко от яблони упало недалеко, то ли режиссёрская работа оказалась на высоте, но вполне талантливо сыгранный Макаревичем-младшим персонаж не вызывает ничего, кроме отторжения. Причём, у обеих противоборствующих в фильме групп равно: и у «пацанов», и у «ментов». И у зрителей.
Можно, наверное, списать всё на художественный образ, но последний пранк Лексуса и Вована заставляет верить — нет дыма без огня. Только глубокая моральная ущербность может заставить всегда обласканного властью, хорошо устроенного в жизни человека так ненавидеть и своих благодетелей на верху, и простых людей, среди которых вырос. Неизбывное стремление к личной выгоде? Так может всё дело в презрении к себе за собственный конформизм? Не устоял, а теперь виноваты другие.
Напомним, в СССР «Машина времени» была в чести, гастролировала, выпускала пластинки на фирме «Мелодия», загребая немалые гонорары (тиражи в Союзе были огромные, авторские отчисления приличные). Сам «Макар» снимался в кино, дружил с сильными мира сего, никогда не преследовался, по тюрьмам, как диссиденты, не мыкался. В постсоветское время зажил ещё шире: гастроли, фильмы, Смак ТВ, приёмы в Кремле, дайвинг, Ксения Стриж… Может фронда нужна Макаревичу, чтобы выбить себе побольше благ?
Случай его хрестоматийный, но, увы, далеко не единственный. Те же пранкеры недавно вывели на чистую воду и Акунина**, и Улицкую*** и ещё ряд однотипных персонажей. Живущие каждый в своей — другой стране, не в России, с ещё какими-то паспортами, они кормятся с неё и её же ненавидят. Удивляться этому, порицать их за это, наверное, можно, но гораздо полезнее, собрав все эти факты в единый «кейс», принять некие системные меры, минимизирующие ущерб, который наносят эти деятели.
Кое-что уже предпринято. Так, закон теперь блокирует им возможность заработка в России, и это правильно. Но не следует ли, действуя в той же логике, в принципе свести на нет появление среди россиян людей с двойной лояльностью? Например, сделать невозможным обладание двумя паспортами.
Принудить такого рода «двузадых» делать окончательный выбор — быть с Россией или вне её. Нравится Израиль? Так и живи там, имей там все права и неси обязанности, воюй за него. А у нас свой монастырь и свой устав. Пшёл вон.
До тех пор, пока в РФ признаётся двойное гражданство, лояльность стране будет размыта и «макаревичи» не переведутся.
* В 2022 году Минюст РФ включил Андрея Макаревича в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
** 12 января 2024 года Минюст РФ включил Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) в реестр иностранных агентов.
Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) Росфинмониторингом также включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
*** Людмила Улицкая Минюстом РФ признана иностранным агентом.