Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Исторический скандал: Михаил Матвеев, депутат Госдумы, доведет Минпросвещения до прокурора

Миф о «дружбе народов» становится понятнее, если почитать учебники, по которым учат истории в Средней Азии

7939
Исторический скандал: Михаил Матвеев, депутат Госдумы, доведет Минпросвещения до прокурора
Фото: Свободная Пресса
Материал комментируют:

Проблема обучения детей мигрантов в Средней Азии с перспективой их работы в России обернулась грандиозным скандалом, который вышел на государственный уровень. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН недавно опубликовал работу по теме: «Образ России в учебниках истории Центральной Азии». Выяснилось, что исторической правды в большинстве случаев там нет и в помине.

Началось все со скандала. Он разгорелся после того, как историк Александр Дюков прочел программу по истории российско-таджикской школы в городе Бохтар. После этого его заинтересовали другие пособия по истории государств Центральной Азии. Дюков буквально по пунктам разобрал все, чему учат детей в Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и других среднеазиатских республиках. И опубликовал все это в соцсетях.

Читайте также
10 лет за любовь к России: Геннадию Федько, воевавшему с бандеровцами, грозит депортация в Молдавию 10 лет за любовь к России: Геннадию Федько, воевавшему с бандеровцами, грозит депортация в Молдавию Очередной позорный случай — бойца СВО выдворяют за нарушение миграционного законодательства, на родине его ждет тюрьма

Программа истории Таджикистана, по которой учат местных детей, кстати, выложена на сайте российско-таджикской школы в городе Бохтар. Я не поленилась прочесть все это. Меня ждало немало чудных открытий.

Рассказываю. В таджикском учебнике подробнейшим образом говорится о «нашествии царской России», об «оккупации» Таджикистана, а также «антиколониальной борьбе» с Российской империей. Справедливости ради стоит отметить, что таджикские учебники признают: «имперский и советский период стал важным этапом модернизации, необходимым для создания современного таджикского национального государства». Однако именно в Российской империи «таджикский народ стал разделенным и оторванным от корней».

Прелесть и комизм ситуации в том, что в открытии этой самой школы участвовал министр просвещения России Сергей Кравцов. Кстати, всего в стране пять российско-таджикских школ, они открыты в рамках соглашения между Россией и Таджикистаном. И везде будущих «ценных специалистов», планирующих приехать в Россию, учат тому, что Россия — это едва ли не агрессор.

Есть в таджикском учебнике и вовсе фееричное. Там, например, утверждается, что таджики — это «потомки древних ариев», от которых, кстати, повели свой род те самые «истинные арийцы», творившие геноцид во время Великой Отечественной войны. Делается этот вывод на основании того, что таджики относятся к индо-иранской расе, которая составляет «элиту» народов, населявших в тот момент Евразию.

Не менее любопытны и казахстанские учебники. Они пишут, например, что территории Центральной Азии оказались в составе Российской империи «по договорным отношениям». Россия якобы обманула казахов: не помогла в войне с Джунгарией, а потом начала колониальную политику. В результате казахи «потеряли свою государственность, что стало проявлением грубого нарушения условий принятия казахами российского подданства».

К XX веку Казахстан, оказывается, и вовсе превратился в многонациональную провинцию России, а народ, у большей части которого отобрали земли, покинул этнические территории в поисках лучшей жизни.

О том, что на этих землях появились поселения и казачьи крепости, ставшие спустя полтора-два столетия крупными городами, в которых жили и казахи, и русские, и немцы, и татары, и украинцы как-то скромно умалчивается. Как и о том, что газ и нефть, благодаря которым сегодня Казахстан неплохо живет, тоже открыли и качали отнюдь не кочевники. Да и Целину, которая теперь кормит всю республику и обеспечивает хорошие валютные поступления в ее казну, поднимал весь Союз.

А вот в учебниках школ Узбекистана приход Российской империи выглядит как покушение на традиции, для сохранения которых тысячи верных сынов народа Узбекистана принесли в жертву свои жизни. При этом авторы учебника считают: «любое империалистическое государство пытается оправдать свои захватнические войны различным пропагандистскими мифами наподобие того, что оно несет завоеванным народам прогресс и цивилизацию, освобождает от деспотии».

Или вот еще чудесное из учебника истории для 9 класса российско-казахской школы. Авторы пособия поддерживают «никогда не прекращавшуюся антиколониальную борьбу» в республике, в том числе антирусские выступления в 1989-м, известные в СССР, как «декабрьские события». О выступлениях казахов, например, против чеченцев, а было в истории Казахстана и такое, учебник умолчал.

Наиболее благосклонными к России оказались киргизские учебники. Правда, в них разное отношение к присоединению к Российской империи севера и юга: если для северян Россия стала спасителем от угнетателей из Кокандского ханства, то для тесно связанных с Кокандом южан ее приход стал завоеванием. Однако спасение оказалось все же мнимым: наивные аборигены не догадывались, что у Российской империи была цель «колонизировать всю территорию Кыргызстана».

Подводя итог, авторы все же делают благосклонный вывод: в истории Кыргызстана Россия не играла роль врага и колонизатора, она друг и стратегический партнер.

Но в общем и целом учебники, по которым сейчас учатся дети в Средней Азии в школах с «российским уклоном», объясняют мотивы присоединения Центральной Азии к Российской империи «колониальной экспансией», что нанесло огромный урон культурному наследию и прежней государственности. Даже советская индустриализация не оправдывает перенесенные азиатами страдания. В общем, почва для дальнейшего разжигания негативного отношения к России удобрена достаточно.

Депутат Госдумы от КПРФ, зампред комитета по региональной политике, доктор исторических наук, профессор Михаил Матвеев, подробно изучив материалы среднеазиатских учебных пособий по истории, направил депутатские запросы в МИД России и в Министерство просвещения. Что это дало и будут ли сделаны выводы? С такими вопросами мы обратились к Михаилу Матвееву.

— После своих депутатских запросов я получил из МИДа и Минпросвещения письма с грифом «для служебного использования». То есть в публичный доступ они попасть не могут. Тем не менее, моя точка зрения неизменна: эти учебники наносят прямой ущерб нашим межгосударственным отношениям. К примеру, в учебнике, по которым учат детей в Армении, вообще утверждается, что вхождение Армении в состав Российской империи было актом оккупации, хотя армяне тогда на коленях просили Российскую империю спасти их от захвата Турции, которая с 16 века имела притязания на территорию Армении.

Читайте также
Шольц прилетел к узбекам и казахам клянчить нефть и газ. Вопрос упрется в русскую "Дружбу" Шольц прилетел к узбекам и казахам клянчить нефть и газ. Вопрос упрется в русскую «Дружбу» Германия пытается найти замену российским ресурсам, но без согласия РФ схемы с Казахстаном не выгорят

«СП»: А как освещается в среднеазиатских учебниках история Великой Отечественной войны?

— В большинстве учебников, по которым учат в Средней Азии, Великая Отечественная война вообще не упоминается. Ее заменили термином «Вторая мировая война». В некоторых случаях пошли еще дальше. Так, Туркестанский фашистский батальон, воевавший на стороне гитлеровской Германии, в одном из учебников признан «жертвой войны». А в узбекских учебниках, например, утверждается, что и Гитлер, и СССР несут одинаковую ответственность за развязывание Великой Отечественной войны.

«СП»: А на основании чего делается вывод о том, что среднеазиатские республики были угнетенными при СССР? Приведены конкретные факты, цифры?

— Разумеется, ни фактов, ни цифр нет. Я понимаю это так: национальным элитам надо было как-то объяснить причину выхода из СССР. И ее нашли: якобы «хорошие национальные элиты» победили «российских угнетателей». А ведь этим республикам помогали еще со времен Российской империи! Всего один факт. В развитие Туркестана Российская империя вложила с 1868 по 1897 год 294 миллиона рублей, а получила в качестве дохода всего 158 миллионов рублей. А во времена СССР только две республики — РСФСР и Беларусь производили продукции больше, чем потребляли. То есть существование среднеазиатских республик вне СССР было бы невозможно чисто экономически. И я считаю, что сейчас, когда до половины ВВП известной среднеазиатской республики состоит из переводов мигрантов из России, писать о том, что Россия — «оккупант», по меньшей мере некорректно.

«СП»: Насколько я понимаю, учебники в российско-таджикских школах, например, изданы на деньги российских налогоплательщиков? И в них нас называют оккупантами. Как такое возможно?

— Самое интересное, что среди авторов этих учебников есть и российские историки. Но ведь российские историки без государственного заказа учебник никогда не напишут. То есть создавая такие пособия, мы боимся, что ли, обидеть глав государств, которые называем дружественными? А тем временем, все эти «дружественные» республики давно смотрят на Запад. Чего стоит один только факт совместных учений с НАТО, которые ежегодно проводят и Казахстан, и Узбекистан, и Таджикистан, и Армения. Кстати, некоторых выходцев из среднеазиатских республик преследовали в уголовном порядке за участие в СВО — сажали в тюрьмы по статье «наемничество».

«СП»: А не стоит ли по поводу этих учебников обратиться нашему МИДу с нотами протеста к представителям упомянутых республик?

— Думаю, это было бы правильно. Мы — великая держава, и вытирать о нас ноги непозволительно. Надо работать с послами, с местными элитами, а нашему Минпросвещения занять, наконец, определенную государственную позицию. Если я не получу от министра просвещения в ближайшее время внятный ответ на заданные вопросы — последует обращение в прокуратуру.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня