Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Можно ноги протянуть: Аэрофлот темнит с местами в самолетах

Покупая билеты на «Боинг», внимательно смотрите на нумерацию рядов, иначе будете весь полет маяться

5400
Можно ноги протянуть: Аэрофлот темнит с местами в самолетах
Фото: Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press

Общеизвестно: проблемы гражданской авиации начинаются на земле. Причина банальная — деньги. Точнее, возможность их побольше заработать.

Проблемы пассажиров тоже начинаются на земле. Причина та же самая — деньги. Точнее, цена/качество услуги. Неважно, билеты какой авиакомпании вы приобретаете, засада может ждать везде. Аэрофлот — флагман российской гражданской авиации — не исключение.

В ночь на 20 сентября мы с супругой вылетали из Москвы в турецкую Анталью. На стойке регистрации в Шереметьево (сектор «С») милая девушка, оформляя билет, поинтересовалась: как у вас со здоровьем?

Забота авиакомпании, конечно, тронула, но вызвала закономерный вопрос — все-таки не в поликлинике его задавали: а почему вы спрашиваете? Оказалось, что места нам выписывали у аварийного выхода, а это предполагает некоторые ограничения. Например, пассажир не должен быть слишком грузным или неповоротливым. Иначе при экстренной эвакуации он создаст у аварийного выхода пробку, и вместо помощи экипажу станет «сдерживающим фактором».

Читайте также
Да мы богаты! Миллиарды рублей, конфискованные у коррупционеров, возвращаются в госбюджет Да мы богаты! Миллиарды рублей, конфискованные у коррупционеров, возвращаются в госбюджет В собственность государства поступили незаконно полученные средства и активы

Депортированных или лиц, находящихся под стражей, у аварийного выхода, кстати, сажать тоже запрещено, но это был не наш случай.

При регистрации супруга стеснительно призналась сотруднице Аэрофлота, что ее в полете иногда укачивает, но девушка только улыбнулась: мол, при экстренной эвакуации это не то, о чем стоит переживать.

Мне же вспомнилась недавняя история, когда у «Боинга» в полете вырвало аварийный люк, и только чудом пассажиры, сидевшие рядом, не улетели вместе с дверью в небесную даль. Но успокоило то, что, во-первых, было это в Америке, а там сейчас бардака больше, чем у нас, в Трампа и то стреляют, во-вторых, ЧП произошло на Boeing 737 MAX, который уже успел печально прославиться на весь мир, а нам предстояло подняться в воздух на «американце» другой модели, старой, но надежной.

В общем, согласились. Тем более, что девушка порадовала: для ног пространства больше будет. Все знают: длинные ноги в самолете, в отличие от обыденной жизни или спорта, доставляют только неудобства.

Летели мы на «Боинге» 737−800, аварийный выход на борту эконом-класса был расположен между 11 и 13 рядами. Нам как раз и выпал злополучный 12-й. Злополучный, потому что спинки кресел в этом ряду, а также в соседнем 11-ом, не откидывались. То есть сидеть предстояло в виде буквы «Г».

Почти пять часов полета. В 15−20 лет это, возможно, полезно для осанки, в 30−40 — немного утомительно, но в 50−60 — хочется материться. Причем, чем выше цена билета, тем горячее желание злословить.

И то сказать: за прямой рейс из Москвы до Антальи, если покупать билет с правом провозки багажа на сайте того же Аэрофлота, нужно заплатить от 30 тысяч и выше (с датой вылета 15 октября, день заказа — 5 октября). Из Антальи в Москву через неделю — дороже, такова специфика направления.

Мы покупали билеты через агентство, «пакетом», обошлось, думаю, немного дешевле, но сути это не меняет: за такие деньги сидеть, согласитесь, хочется в кресле не в Г-образной позе и мысленно пять часов ругаться, а нормально.

Справедливости ради: ноги в этом самом 12 ряду, действительно, можно было протянуть (в буквальном смысле), но при больной, например, спине эта «компенсация» выглядит довольно сомнительно. Все равно, как если бы пришлось выбирать, что хуже — ревматизм или радикулит. Плохо и то, и другое.

Порывшись в интернете, вы, разумеется, найдете информацию о конструктивных особенностях кресел на борту авиалайнеров. Расположение их, к слову, у различных авиакомпаний разное — у одних некомфортными могут быть 11-й (тут, помимо того, что спинка не откидывается, так еще и пространство обычное) и 12-й ряды, у других — 13-й и 14-й, у третьих, как, допустим, на «Боинге» 737−800 в Turkish Airlines, 13-го ряда вообще нет, сразу идет 14-й.

Но вряд ли всё это вы узнаете, находясь у стойки регистрации. Тем более вам не скажут, что от аварийной двери всегда «сифонит». И сквозит аккурат по конечностям, которые можно вытянуть.

По логике, о неудобствах кресел у запасного выхода должны предупреждать при регистрации. Но у нас, во-первых, логика исторически действует далеко не всегда, во-вторых, российская бизнес-логика — штука вообще довольно «понятийная».

Если покопаться на сайте ПАО «Аэрофлот», то можно найти информацию относительно мест на «Боинге» 737−800. Там четко сказано, что мой злополучный 12-й и вполне благополучный соседний 13-й ряды относятся к категории Space+. Эта категория означает «места повышенной комфортности с увеличенным расстоянием между креслами в эконом-классе». Купить такие места можно за отдельные деньги.

На внутренних рейсах «средней продолжительности (от 3-х до 6-и часов полёта)» стоимость услуги — дополнительно к цене авиабилета, составляет 1600 рублей, на международных 55 евро или 5,77 тыс. рублей. Это если вы регистрировались заранее, не в аэропорту. Если оформляли дополнительный комфорт «на этапе регистрации в аэропорту», то заплатите больше.

Отдельно сказано и про кресла с «не откидывающейся спинкой кресла» (мой случай). За 24 часа и более до вылета стоимость услуги на внутренних рейсах средней продолжительности оценивается в 1000 рублей, на международных линиях — 4,2 тыс. рублей. Если в аэропорту — 1300 рублей и 5,25 тыс. рублей соответственно.

Почитать внутренние правила Аэрофлота, то выйдет, что мы с женой получили даже бонус: без всякой дополнительной оплаты нам авиакомпания выписала места, за которые могла бы взять 8,5−10,5 тыс. рублей. В масштабах Аэрофлота это, конечно, копейки. Но, во-первых, никто об этом «подарке» не просил.

Читайте также
Бензин обречен дорожать? Бензин обречен дорожать? Эксперты рекомендуют автолюбителям «социальные» виды топлива

Во-вторых, и это главное, почему 12-й ряд в «Боингах» 737−800 флагмана российской гражданской авиации отнесен к категории Space+? Кто это придумал? Какой-нибудь предприимчивый финансовый директор? Или креативный начальник некоего коммерческого департамента? Сидеть пять часов в позе буквы «Г», прикрываясь пледом (спасибо стюардессам) от сквозняка — это дополнительный комфорт? Да побойтесь Бога, эти места надо продавать по сниженной цене, а не накручивать на них деньги! Студенты и студентки, пассажиры без позвоночной грыжи или радикулита, думаю, очень охотно бы их купили. Впрочем, не только они.

Почему еще я так скрупулёзно считаю эти «копейки». Крупнейшим держателем пакета акций ПАО «Аэрофлот» является Российская Федерация (73,77%). То есть как бы мы с вами. От нашего же имени Аэрофлот получает многомиллиардные государственные субсидии. Стало быть, посмотреть на расход/приход имеем мы имеем точно такое же право, как глава Аэрофлота Александровский, министр транспорта Старовойт или вице-премьер Савельев, курирующий отрасль, в прошлом как раз многолетний гендиректор ПАО «Аэрофлот».

И вижу я такую арифметику. Сразу скажу: на абсолютную точность не претендую, но направление вы поймете.

У Аэрофлота 37 бортов «Боинг» 737−800. В каждом есть 6 мест с фиксированными спинками кресел категории Space+, расположенных у аварийных выходов. Если брать за место в одном рейсе, дополнительно, например, 5 тыс. рублей, то получится 30 тысяч с борта. Туда-обратно — 60 тысяч. Теперь умножим эту цифру на 37 «Боингов» этой модели. Получим 2,2 млн рублей со всех авиалайнеров. Умножим на месяц, 30 календарных дней, выйдет 66 миллионов. В год — под 800 млн. То есть уже не копейки.

Конечно, не все самолеты находятся в небе, часть стоит на приколе, не все борта заполняются на 100%, часть мест пустует. Но даже в этом случае счет идет не на десятки, а на сотни миллионов рублей. Взятых буквально их воздуха.

А ведь это только одна модель самолета только одной, пусть и крупнейшей авиакомпании. И дел-то всего — повышенную категорию присвоить…

Пока я летел в самолете в Анталью, сидя в гордой Г-образной позе, по старой журналистской привычке написал жалобу в бортовом журнале компании, он так и называется — «Аэрофлот». Там в конце есть страничка для пожеланий, предложений и обид пассажиров, которую можно заполнить, вырвать и передать бортпроводникам (что можно только приветствовать). Пришлось использовать два журнала — свой и супруги.

Читайте также
«Газпром»: Достояние России похудело на полтриллиона «Газпром»: Достояние России похудело на полтриллиона Ждут ли газового гиганта перемены из-за того, что компания возглавила антирейтинг Forbes

Уже в Москве мне на электронную почту пришел ответ. Поблагодарив за выбор авиакомпании, представитель Аэрофлота сообщил: «Нам жаль, что ввиду конструктивных особенностей кресел, предложенных Вам и Вашей супруге для совершения перелета, комфорт, на который вы рассчитывали, не был обеспечен в полной мере, а возможность предоставить альтернативное размещение на борту отсутствовала. Учитывая Ваше мнение, мы обратим внимание сотрудников линии регистрации на необходимость информирования пассажиров об ограничении отклонения спинок кресел…

Относительно вопроса ценообразования хотим пояснить, что тарифная политика авиакомпании реализуется посредством автоматизированной системы управления сетью и доходами с применением динамического принципа ценообразования, при котором стоимость авиабилета зависит от ряда факторов. При этом Ваше замечание доведено до сведения профильных специалистов".

«Динамический принцип ценообразования» — это очень умно и, наверное, очень прогрессивно. Только динамика эта у нас обычно выражается в росте цен на авиабилеты. Или я ошибаюсь?

Так, может, стоит не девушек на стойках регистрации предупреждать, а просто убрать доплату за «комфортную» услугу там, где ее по факту нет? И вообще продавать билеты на злополучный 12-й ряд или какой еще с аналогичным «комфортом» по сниженным ценам? Сидеть ведь правда неудобно. Тогда и динамика изменится. Или это будет не понятиям бизнеса? Но он же государственный.

Последние новости
Цитаты
Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Павел Селезнев

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня