Сильно удивились севастопольцы, когда услышали от своего губернатора, что устанавливают боносетевые заграждения в Балаклавской бухте. Михаил Развожаев аргументировал это «целями безопасности».
Якобы, данное решение было принято на чрезвычайном заседании Заксобрания Севастополя, причем уже через несколько дней после теракта на пляже Учкуевка. Напомним, минувшим летом в несчастную Учкуевку прилетели кассетные боеголовки американской баллистической ракеты ATACMS. Полторы сотни раненых, погибшие взрослые и дети — все это результат удара с воздуха. Как могут защитить от ракетного кошмара плавучие боны и отчего эти работы начались именно сейчас, на четвертый месяц после пляжной бойни, совершенно непонятно.
Другое дело, события 29 октября 2022 года, когда в предрассветном мраке «волчья стая» украинских безэкипажных катеров смогла прорваться в Севастопольскую бухту. Главную базу Черноморского флота одновременно атаковали БЭКи и беспилотные летательные аппараты, отвлекавшие внимание корабельных экипажей.
Промчавшись сквозь пробоины боновой линии, вражеские катера пытались поразить цели на внутреннем рейде Севастополя. Киевский режим заявил о попаданиях в три российских корабля. Минобороны РФ подтвердило повреждения тральщика «Иван Голубец».
Тогда нашим военным пришлось признать, что заграждение было сделано из рук вон плохо. С тех пор защита Севастопольской бухты выстроена на новом качественном уровне.
Серьезные морские заграждения появились и в соседней Стрелецкой бухте, где базируется часть плавсостава ЧФ. Чтобы выйти отсюда в открытое море, гражданским судам порой приходится выстаивать несколько суток ожидания, пока «откроют ворота».
Однако знаменитая бухта курортной Балаклавы до сих пор была совершенно свободна для захода и выхода. Казалось бы, тут нечего закрывать. Ведь даже бригаду Погранслужбы ФСБ перевели отсюда к причалам Инкермана. Ну а если здесь вообще нет военных объектов — какой смысл в боновой защите?
Тем не менее, губернатор Развожаев сообщает впечатляющие подробности:
«Задача боносетевых барьеров — защитить акваторию Балаклавы от диверсантов и морских дронов. Заграждения сконструированы так, что протаранить их не получится. Инженеры позаботились о том, чтобы заграждения не мешали морской фауне и не нарушалась экология…»
Боны ставят в авральном темпе. Теперь по ночам с моря сюда вообще не зайдешь. Дневная ситуация тоже может сложиться по-всякому.
Единственным внятным пояснением остается грандиозная яхтенная марина, строительство которой вовсю идет в той же Балаклаве. Речь о персональном поручении Владимира Путина. Говоря чиновничьим языком, «во исполнение подпункта „б“ пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации
Основной подрядчик Балаклавской марины — Игорь Аркадьевич Ротенберг-младший. Сын питерского миллиардера Аркадия Ротенберга, главного строителя Крымского моста.
Перечислим объекты, возводимые на двух десятках гектаров побережья, где прайс земельных участков сравним с Лазурным берегом Франции. Международный центр туризма и фешенебельные причалы Таврической набережной на 600 крейсерских VIP-яхт. Сеть современных отелей и ресторанов, культурно-досуговый и развлекательный кластер, новый административно-деловой центр. Наконец, элитная «яхтенная деревня» с прибрежным домом князя Юсупова — крымский аналог сочинского «Роза Хутора», только без горных лыж. Государственное финансирование уже составило более 11 миллиардов рублей, плюс 40 миллиардов внебюджетных инвестиций.
Как говорил Карабас-Барабас, это просто праздник какой-то. Остается преодолеть раздвоение сознания: нынешний балаклавский размах никак не коррелируется с линией фронта, до которой лишь 200 км. Проблема вовсе не в моральных терзаниях. Американские ATACMS сюда добивают.
…Каким далеким кажется сейчас мирный август 2015 года. Вот Владимир Владимирович садится в батискаф. Аппарат ныряет в черноморскую пучину и лично находит галеру Византийской империи. Вот глава России всплывает на поверхность и поручает федеральным властям заняться гражданским развитием Балаклавы. Тогда президент распорядился справиться с задачей максимум до 2023 года. Специальная военная операция откорректировала сроки. Нынешний срок реализации первой очереди проекта — конец 2025-го.
До СВО в обновленной бухте собиралась ставить свои яхты вся «санкционная» бизнес-элита РФ. По Сети гуляли списки возможных владельцев причальных мест. Назывались имена топ-менеджеров ведущих госкорпораций. В первых претендентах ходили «яхтсмены» федеральных министерств.
Увы, никого из богатых российских буратин нет сейчас на здешней швартовке. И в обозримом будущем вряд ли появятся. Тогда ради кого и для чего супер-мощные линии боновых заграждений одна за другой уходят в морскую глубину, буквально запирая вроде бы «демилитаризованную» Балаклаву?
Зато есть еще одна версия сегодняшних странных событий. Подобные заграждения — не новость для тихого южного городка. Ветераны-подводники помнят, как ставились эти штуки каждый вечер. Неукоснительный порядок секретной базы советских субмарин с атомными торпедами на борту.
На западной стороне бухты, в серых камнях горы Таврос едва видны две огромных бетонных арки — вход в морские штольни. Циклопическое сооружение общей площадью 15 тысяч кв.м. Внутри помещались семь подводных крейсеров и девять субмарин-«малюток». Готовились нанести ответный удар.
Во времена Союза сюда из центра Балаклавы бегал специальный трамвай. Вместе с моряками и техперсоналом в горе Таврос могло прятаться все население закрытого города и три года существовать без поддержки из внешнего мира. Выжить могли даже при прямом попадании заряда в 150 килотонн (это мощность десятка бомб, сброшенных на Хиросиму) и вызванном взрывом 20-метровом черноморском цунами.
Проект рассмотрел и собственноручно завизировал Иосиф Сталин. Стройка велась под непосредственным контролем Лаврентия Берии. «Объект 825 ГТС» и «Объект 820» обеспечивали боевое снаряжение подлодок и применение шести видов ядерного оружия.
Внутренность Тавроса прорезана подземными причалами, шлюзовыми камерам, доками и ремонтными цехами, арсеналами и особыми убежищами. Трудно представить, как внутри огромной мраморной горы всего за четыре года удалось продолбить 600-метровый канал, функционирующий без насосов на семиметровой глубине ниже уровня моря. Какие инженерные технологии применялись, остается загадкой.
Последняя субмарина ушла из Балаклавы ровно тридцать лет назад. База была отдана Украине и тотально разворована. Срезали весь металл вплоть до огромных противоатомных ворот. Считалось, что уникальный памятник холодной войны разграблен дотла. Хотя на самом деле основные заводские подразделения и минно-торпедная часть оставались запечатанными.
Туристическим хитом современной Балаклавы считается подземный музейный комплекс на бывшей базе подводных лодок. Только вот мало кому известно, что занимает этот музей не более четверти общего объема Тавроса.
Судьба остальных объектов — информация под прежним грифом «Секретно». В любом случае старые мореманы, тягающие ставридку с балаклавских пирсов, абсолютно уверены, что систему боносетевого заграждения возрождают не зря. Их подземелье еще послужит Отечеству…