Россиянам, проживающим в регионах, где часто случаются природные катаклизмы, а также «велика вероятность вооруженных конфликтов», лучше заранее собрать все необходимое для жизни в чрезвычайной ситуации. Спасатели напоминают, что «тревожный чемоданчик» (а в нем аптечка, нож, фонарик и на дне — сменное белье в вакуумных пакетах) в случае чего выручит.
Ведь поблизости может не оказаться спасателей с их оранжевыми лодками, вездеходами, а также теплоотражающей пленкой вместо одеяла — всего того, что мы привыкли видеть в бодрых телерепортажах. И еще на место происшествия, как правило, приземляется самолет со всем необходимым из Москвы. А завалы проблем разбирает лично президент. Хотя, вероятно, многое можно было сделать заранее, если бы как следует работали муниципальные власти или, на худой конец, губернаторы.
Президент как раз подписал указ о новых требованиях для оценки эффективности работы глав субъектов Федерации. Теперь KPI этих товарищей будут оценивать в том числе по тому, удовлетворены ли жители условиями для занятий физкультурой и спортом, а участники СВО медициной в регионе.
Ведь если жители постоянно тренируются, то во время «Ч» им не составит труда преодолеть все препятствия. Обновленный перечень KPI для губернаторов включает 21 пункт. Первый из них — уровень доверия жителей к власти, в том числе к самому президенту и главе региона.
Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», член Российской академии проблем безопасности Сергей Гончаров считает, что вряд ли наличие «аптечки, ножа и фонарика» позволит сохранить хладнокровие в экстренном случае:
— Люди сейчас и без всяких природных катаклизмов напряжены, обстановка в мире не вызывает оптимизма, если вообще можно об этом говорить. Конечно, в Москве обстановка в этом плане веками была спокойная.
Но в некоторых других регионах, в Сибири, на Кавказе, на Дальнем Востоке катаклизмы случаются. Так что, возможно, предупреждение МЧС и правильное, обезопасить жизнь себе и своей семье на первый период — это нормально.
Другое дело, что если намекают на ядерный удар, то никакие аптечки и фонарики в этом случае не помогут. Только нормальные бомбоубежища, да и то лишь в начальный период. Потом это все равно закончится полнейшим коллапсом.
«СП»: Напрямую про ядерный удар в предупреждениях МЧС не говорится. А обычные наводнения случаются даже в Москве — правда, редко и лишь локальные. Вот весной потоп затронул пригороды Оренбурга.
— Не припомню такого, чтобы у нас мегаполисы приходилось эвакуировать из-за стихийных бедствий. А в регионах — да, бывают оползни, наводнения и все прочее. Тут МЧС предупреждает правильно.
Нашим людям следует готовиться к катаклизмам, потому что сейчас погода не радует — на носу декабрь, а зимы не видно. Природные аномалии — дело нешуточное, и нам об этом лишний раз напомнили.
«СП»: Любопытно, что рекомендации МЧС совпали с указом президента, в котором предлагается оценивать коэффициент полезного действия губернаторов. И в самом деле, порой, в случае чрезвычайной ситуации всем руководят «вручную» и напрямую из Москвы. Главы регионов — на вторых, если не на третьих ролях. А могли бы, кажется, и сами губернаторы с чем-то справиться, заранее подготовившись к стихийным бедствиям?
— Во время катаклизмов губернаторы вообще не способны ни на что реагировать. Они управляют регионами или делают вид, что управляют, только в обычной ситуации. В чрезвычайной вынуждена реагировать Москва. Губернаторы, к сожалению, к этому просто не готовы, на что президент и указывает.
«СП»: Обновленный KPI для губернаторов, по-английски Key Performance Indicator, или «ключевые показатели эффективности», среди 21 пункта содержат указание на то, что для участников СВО на региональном уровне должны быть созданы все условия, в том числе для переобучения и трудоустройства. И в самом деле, если опытный боец, или офицер, прошедший многое, пусть даже на костылях или с протезом, в нужное время задействует свой опыт, это будет на пользу всем.
— Надо выделять людей, которые заслужили наше хорошее отношение пролитой кровью. Они, рискуя жизнью, защищали интересы страны на поле боя. Но хочу уточнить, что вовсе не каждый Герой России, прошедший СВО, может стать чиновником высокого уровня эффективности.
Человек должен находится на том уровне управления, который соответствует его образованию, способностям и той отдаче, которую от него ожидает государство и общество.
Ведь как бы сейчас ни ругали коммунистов, но во времена СССР каждый управленец, для того чтобы занять тот или иной пост, прежде чем на нем оказаться, проходил все уровни, от простого рабочего или колхозника до руководителя министерства или государства.
Поэтому если мы выдающегося бойца, совершившего блистательный подвиг, сразу назначим на должность, которую он не потянет, кроме неприятности ему самому и людям ничего не дождемся, — считает эксперт…
Итак, региональных управленцев будут проверять на эффективность в том числе и по тому, сколько жителей вовлечены в добровольческую деятельность, ведь волонтер — это первый, кто бросается помогать людям во время стихийных бедствий.
Важны условия, создаваемые в регионе для воспитания «гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности», а также эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи.
Не забыты, конечно, и уровень бедности и образования, коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни.
А что касается «тревожного чемоданчика», то и для губернаторов он может оказаться полезен — в случае, если не справятся. Родные и близкие посоветуют, что собирать на случай, когда почва начинает уходить из-под ног.
Базовый набор вещей для выживания в экстремальных ситуациях до прибытия спасателей или эвакуации из зоны ЧС, только называют «тревожным чемоданчиком», но формы-то он может быть любой. Сейчас это по большей части рюкзак — для обычных граждан. А для высших руководителей или топ-менеджеров — это, как правило, «золотой парашют».