Вопрос переработки мусора — острейший для России. На территории страны скопились миллионы тонн отходов.
Конечно, территория у нас огромная. И теоретически можно загаживать окружающую среду и дальше: свалка работает несколько десятилетий, потом ее рекультивируют, а мусор начинают возить на новый полигон (при условии, что его построят в срок). Получится, как в «Незнайке на Луне»:
— У вас, голубчик, в этой комнате слишком много скопилось дряни, сказал он однажды Спрутсу — Однако убирать здесь не стоит. Мы попросту перейдём в другую комнату, а когда насвиним там, перейдём в третью, потом в четвёртую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет.
Лицам, отвечающим за состояние окружающей среды в нашей стране, стоит перечитать эту книгу.
Откуда взялись 68%?
В мае на Открытом форуме по вопросам экологии в Челябинске были приведены данные, что в Челябинской области 68% твердых коммунальных отходов отправляются на переработку, еще 11% утилизируются. Такие же данные обозначены на сайте минэкологии региона.
По таким озвученным данным есть сомнения. И вот почему. На сайте размещен список предприятий, которые занимаются переработкой вторичного сырья. В таблице против каждого названия предприятия в столбце «Вид деятельности» значится не переработка, а утилизация. А это все же разные виды деятельности. Кроме того, в сумме мощности всех указанных переработчиков (или утилизаторов?) составляют немногим более 300 тысяч тонн в год.
Между тем в 2021 году, например, Челябинская область произвела 737,7 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Такие данные приводила Контрольно-счетная палата Челябинской области.
Получается, что даже если все названные предприятия действительно переработчики, и то получится лишь 41%, а никак не 68%. Или остается предположить, что южноуральцы вдруг стали в 2023—2024 годах выдавать «на гора» намного меньше мусора, чем раньше. Однако экологические специалисты отмечают как раз обратную тенденцию — мусора становится больше.
Ясность вносит Российский экологический оператор. По данным этой специализированной организации в нашей стране по сравнению с 2018 годом, когда перерабатывали только 2% всех отходов, в 2023 году переработали намного больше — 13%.
Но это всего 13%. Откуда же взялись региональные 68% переработки, то есть завышение показателя в пять раз? Возможно, челябинское Минэкологии имело в виду сортировку, доля которой по России растет куда быстрее переработки и достигла в среднем 53%.
Более реальные данные приводит о переработке мусора Свердловская область. Заместитель министра энергетики и ЖКХ региона Егор Свалов прошедшим летом рассказал, что в 2023 году в регионе отсортировали и забрали в обработку 18% от общего объема коммунальных отходов.
В Тюменской области, которую относят к лидерам отрасли, еще в 2022 году было заявлено, что здесь 100% коммунальных отходов проходят сортировку. Однако до 100% переработки отходов и в этом регионе пока далеко. Хотя планы такие есть.
В Ханты-Мансийском автономном округе три года назад сообщали, что перерабатывают 20% отходов. Более свежих данных найти не удалось.
Радует, что по всему Уралу, да и в других регионах страны активно строятся мусороперегрузочные станции и мусороперерабатывающие комплексы. Однако пока трудно сказать, когда удастся достичь уровня того же ЕС, где поставлена задача к 2025 году для всех стран-участников перерабатывать более 55% бытовых отходов. В том числе должно перерабатываться 50% пластиковой упаковки. А тех, кто перерабатывает меньше, начинают штрафовать.
Вопросы по официальному отчету
Пожелавший остаться неизвестным челябинский эксперт подтвердил, что согласно отчётности властей Челябинской области и Территориальной схеме обращения с отходами получается, что доля отходов, направленных на обработку в Челябинской области за 2024 год, составляет 68%.
— Показатель достаточно высокий, но необходимо понимать, что речь идёт не обо всех отходах, образующихся в области, а только о твёрдых коммунальных отходах (ТКО), то есть о бытовом мусоре.
Промышленные, строительные, отходы добывающих отраслей, особо опасные, медицинские отходы в эту статистику не попадают, данных о них нет. Внутри этого показателя есть перекос, что видно из Раздела 3 Территориальной схемы, таблица 3.6 «Результаты деятельности региональных операторов по транспортированию, обработке, утилизации и захоронению ТКО». Область поделена на кластеры. Если в целом обработано 68% от всех ТКО, то в Горном кластере 0%, в Карабашском кластере 0,3%.
«СП»: Почему же так произошло?
— Власти региона с самого начала неграмотно вели работу по созданию обрабатывающих мощностей. Из Раздела 5 Территориальной схемы, таблица 5.1.3 «Объекты обработки ТКО» видно, что в Челябинском, Магнитогорском и Кыштымском кластерах созданы избыточные мощности (столбец «Свободная мощность» в Челябинском 6.654 тонны, в Кыштымском 58.216 тонн, в Магнитогорском 70.457 тонн и 14.881 тонн).
При этом в Горном и Карабашском кластерах мощностей за семь лет мусорной реформы вообще не создано. То есть в трёх кластерах имеется 150.000 тонн свободных мощностей, а в других кластерах нет объектов обработки. При этом Территориальная схема составлена нелепо: в Челябинском кластере обработано 78.5% отходов (таблица 3.6), но при этом имеются свободные мощности (таблица 5.1.3).
«СП»: А что все-таки с переработкой?
— Помимо показателя «Количество отходов, поступивших на обработку» важнейшим показателем является «Эффективность обработки». То есть сколько полезного вторсырья извлечено из мусора в ходе его обработки.
В действующей редакции Территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области показатель постарались скрыть. Новые объекты обработки, введённые в строй с большой помпой, не соответствуют показателям эффективности, установленным федеральными властями.
Отметим, что Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области есть в открытом доступе на сайте Минэкологии Челябинской области: раздел «Деятельность», подраздел «Охрана окружающей среды».
Президент России, насколько можно судить, всерьез озаботился проблемой переработки мусора и недавно на заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам задал неприятные вопросы вице-премьеру Мантурову: где мусороперерабатывающие заводы и где деньги на их строительство?
Вице-премьер пообещал ускорить процесс.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал