Ситуация на подъездах к Крымскому мосту стремительно осложняется. В понедельник кубанская пробка росла буквально на глазах. В десять утра проехать на полуостров пытались 600 машин. Через полчаса их стало в полтора раза больше. К полудню на берегу Тамани выстроилось 1.040 авто. 15:00 по Москве, перед мостом полторы тысячи транспортных средств. Трехчасовое ожидание считалось везеньем, вскоре стало гораздо тяжелей.
По самым скромным прогнозам, ближе к ночи на таманских подходах к мосту столпилось тысячи машин. С пролива дует ледяной ветер, а в легковушках вместе со взрослыми едут дети. Стоять в многокилометровой тянучке многим пришлось до утра. Ну, а утром 31 декабря сюда хлынули новые волны туристов.
Почти смешно, но со стороны Керчи очереди практически никакой. Пункты досмотра пропускают народ в свободном режиме. Никаких намеков на затор и вообще впечатление, что на материк из Крыма выезжать не хочет никто.
Вопль души на одном из популярных порталов города русских моряков: «Севастопольцы не могут попасть домой! Самолетов нет, билетов на поезда тоже. На Тамани пробка 10 км. Ни туалетов, ни воды, ничего. Росавтодор не готовился к Новому году…»
Режимная территория на подъездах к мосту — зона ответственности Управления ведомственной охраны Минтранса РФ. Среди прочего, в случае необходимости эта структура призвана обеспечивать минимальные удобств водителей и пассажиров.
Например, разворачивать пункты обогрева и полевые кухни, выставлять кабинки биотуалетов, раздавать питьевую воду. Необходимость появлялась неоднократно — чуть ли не по принципу «никогда такого не было, и вот опять».
Список ЧП слишком длинен. Кошмарная восьмикилометровая новогодняя пробка 2022-го. Июль прошлого года, заторы перед Крымским мостом растянулись на 13 км. Автомобилисты оказались в настоящей ловушке.
Прокуратура Краснодарского края была вынуждена начать специальную проверку, пытаясь выяснить, отчего транспорт несколько суток подряд не может пересечь Керченский пролив.
То есть, проблема не нова. Накануне праздников и в высокий сезон ожидаемо растут автомобильные потоки. Плюс необходимость тщательного досмотра машин и багажа. Однако нынешние путевые расклады приобрели по-настоящему взрывоопасный характер.
К желанному Черному морю по южному участку трассы М-4 «Дон» спешат моторизированные караваны. Обычное дело перед каждыми новогодне-рождественскими каникулами. Единственная деталь — прежде минимум две трети отдыхающих стабильно поворачивали на краснодарские курорты. Ближе всего — Анапа и Геленджик. Самые решительные мчались в Сочи.
Увы, после катастрофы танкеров курортные маршруты изменились. Напомним, «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» пошли на дно 15 декабря. С тех пор ветра и течения устойчиво гонят мазут на юго-восток, в сторону Северного Кавказа.
Ранним утром 30 декабря стало известно, что вокруг Анапы «на отдельных участках побережья» обнаружены повторные выбросы. Это данные мониторинговых групп, которые ежедневно проверяют состояние прибрежной полосы.
«На пляжный сезон можете не рассчитывать! Наша Анапа, которая была еще совсем недавно, теперь ее больше нет! — рыдала в беседе с журналистами Новороссийска Анастасия Беляева, жительница Су-Псеха, прибрежного поселке в составе муниципального образования город-курорт Анапа. Су-Псех гордился собственным стокилометровым песчаным пляжем. Уникальный пляж накрыло слоем мазута: «Даже если каждый из нас соберет по сотне мешков этой гадости, может, лет через десять наши внуки еще искупаются в чистом море…».
С минувшего воскресенья российские медиа бурно публиковали очередную сенсацию, мол, мазут наконец-то добрался в Крым. Конкретно говорилось о появлении нефтяного загрязнения на крымской Аршинцевской косе.
Конечно же, абсолютное большинство наших соотечественников ведать не ведает, что вообще такое Аршинцевская коса и где она конкретно расположена. Хотя заголовки типа «Мазут на берегах Крыма» действительно звучат громко.
Краткое географическое уточнение. Сама коса расположена в городской черте индустриальной Керчи. Рядом мощнейший судостроительный завод «Залив» и морской порт Камыш-Бурун.
Речь об огромной промышленной территории, где мазутные пятна никого никогда не удивляли. Не отличается чистотой и остальная акватория Керченский пролива с бесконечным трафиком сухогрузов и тех же танкеров.
Да, в приснопамятном Аршинцево есть свои пляжи, любимое место фанатов туристического экшена. Отсюда керчане успели вывезти двести тонн грязного песка, тем самым полностью очистив здешний берег. Для сравнения, на начало нынешней недели по береговой линии Кубани собрано 64.000 тонн загрязненного грунта — и конец мазутного кошмара там пока не просматривается.
Зато факт, что курортное побережье Крымского полуострова до сих пор практически не пострадало.
Ближайшая крупная зона отдыха, Феодосийский залив — остался чист. На запад по направлению к элитному ЮБК вообще все в порядке. «ЧП с танкерами никак не отразится на курортном сезоне-2025 года в Крыму», — подтвердил спикер Госсовета РК Владимир Константинов.
Парадоксальная мысль, чем же все это закончится? Сотни тысяч людей, прежде выбиравших Анапу и ближайшее краснодарское побережье, теперь рванули на Крымский мост. Готовы ли оперативные службы разрулить грядущий транспортный коллапс?
Минтранс РФ заявил, что ускорит время ожидания проезда, экстренно увеличив число служебных расчетов на досмотровых пунктах моста. Кроме того, ведомство настойчиво рекомендует путешественникам отказаться от поездок через Кубань. Якобы, лучше пользоваться альтернативным сухопутным «коридором» вокруг Азовского моря, через донецкий Мариуполь и запорожский Мелитополь. Власти заверяют, на юге ДНР, Запорожской и Херсонской областей начали функционировать АЗС, есть возможность рассчитываться банковскими картами, даже заработала сотовая связь. Ну и украинская арта сюда не добьет.
Правительство Краснодарского края пообещало ликвидировать последствия морской катастрофы «до начала летнего сезона». Спецы-экологи менее оптимистичны и полагают, что мазут будет давать о себе знать долго. В любом случае на восстановление экосистемы уйдут годы.
Бизнес ждать не может. Безусловно, грех радоваться беде соседей, но цифры жестокая вещь. Уже прорисовываются небывалые показатели загрузки крымской индустрии гостеприимства.
Например, за последнюю неделю количество забронированных путевок выросло на треть. Ведущий передачи «Экономический дневник» в прямом эфире «Радио Крым» назвал нынешний рост спроса «сумасшедшим взрывом».
Кроме Южного берега, вал заказов высокого сезона-2025 понесся на бюджетный запад и восток солнечного полуострова. Летняя бронь растет стремительно и повсеместно — от до Евпатории, Черноморского, экстрим-курорта Оленевка и мыса Тарханкут до феодосийских Золотых песков и прежде безвестного азовского Щелкино, рядом с которым лежит заповедный мыс Казантип.
Публика вспоминает самые большие за постсоветский период цифры 2021-го, когда последним мирным летом накануне СВО тут отдохнули больше восьми миллионов россиян. Источники в Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя (АТКиС) подтверждают, с учетом нынешнего бронирования прежний рекорд мы побьем. Вот только радости на лицах пока не заметно. Пожалуй, главный вопрос, хватит ли курортникам воды? Крым вступил в пятилетнюю «великую сушь», а Северо-Крымский канал остается заблокированным. Под обстрелами ВСУ невозможно качать воду Днепра…
Неизвестно, что хуже, мазут на берегу или тотальная засуха. За один месяц объем здешних наливных водохранилищ уменьшился на критические четыре миллиона кубов. Декабрьские осадки несколько улучшили положение. Но если по-настоящему обильных зимних ливней и весеннего таяния горных снегов крымчане не дождутся, адская летняя жара грозит сжечь обезвоженный регион. Причем вместе с новым курортным рекордом.
Январский метеопрогноз не обнадежил. Весь месяц сплошная теплынь вперемешку с «небольшим дождем». Нормального снега нет даже на самых высоких хребтах ялтинского горного плато Ай-Петри.