Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Власть
23 февраля 12:54

Бесшумная смерть правопорядка: Пешеходов надо давить, они мешают работать серьезным людям

Решить проблему СИМ в российских городах власти могут, но не хотят

4250
Бесшумная смерть правопорядка: Пешеходов надо давить, они мешают работать серьезным людям
Фото: Софья Сандурская/ТАСС

Малоснежная зима в центральных регионах России обострила проблему средств индивидуальной мобильности (СИМ), ежегодного сезонного перерыва в этот раз не наблюдается.

Электросамокаты, велосипеды с моторчиком, моноколёса и прочие опасные игрушки шныряют по тротуарам, калеча пешеходов, и ряд показательных акций, проведённых властями, тут ничего принципиально не изменит. В целом позиция чиновников проста — если СИМ лично им не мешают, а от сановных кортежей жалоб нет, то пусть катаются где угодно и как хотят.

Столичные власти провели ряд рейдов по отлову курьеров на электровелосипедах, которые нарушают ПДД. Как рассказывают очевидцы, гаишники гребли всех подчистую, технику грузили пачками. В общем-то, оно и правильно — вы видели курьера, который двигается с разрешённой скоростью до 25 км/ч? То-то и оно…

«В первую очередь сотрудники ГАИ обращают внимание на скорость передвижения курьера, которая, согласно ПДД, не должна превышать 25 км/ч, а также на мощность мотор-колеса электровелосипеда.

Читайте также
Всё, что шевелится – съедобно! Европа живет в режиме «последних героев» Всё, что шевелится — съедобно! Европа живет в режиме «последних героев» От «зеленой повестки» ЕС перешел к насекомоедению. На очереди — каннибализм

В случае, если проверяемое транспортное средство является мопедом, требующим прав категории «М», и если такого документа нет у курьера, то транспортное средство отправляется на экспертизу до выяснения всех обстоятельств.

Чтобы забрать транспортное средство, курьер должен оплатить услуги эвакуатора, парковки на штрафстоянке, штраф, в случае если было выяснено, что электровелосипед не соответствует стандартам.

Проведение экспертизы занимает не менее двух-трех недель, в течение которых велосипед остается на штрафстоянке: накопившаяся сумма может превышать стоимость транспортного средства, и, если оно не соответствует стандартам, курьеру может быть просто невыгодно его забирать", — объясняет президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб (МАКС) Александр Митюков.

При мощности электромотора до 250 Вт (разрешённая скорость до 25 км/ч) — по тротуарам двигаться можно. Свыше 250 Вт и до 4 кВт (максимальная скорость свыше 25 км/ч и до 50 км/ч) нужны права категории «М», от 4 кВт до 11 кВт (до 90 км/ч) — уже «А1», то есть «лёгкие мотоциклы». Свыше 11 кВт — полноценная категория «А».

Как вы уже догадались, у 99% курьеров, которые являются «понаехавшими», таких водительских удостоверений нет. Да и у большинства простых граждан, эксплуатирующих СИМ ради собственного удовольствия, тоже. СИМ с моторами до 250 Вт, теоретически, в природе, наверное, есть, но именно что теоретически.

Положим, вы законопослушный гражданин, купили электровелосипед с мотором до 4 кВт и хотите им честно управлять. Если человек сдаёт на категорию «В», то «М» открывается ему автоматически, однако нынче далеко не все горожане жаждут стать владельцами авто — это и дорого, и хлопотно.

Однако сдать на «М» очень непросто, да и электрических транспортных средств в ГАИ попросту нет, на экзамене вам дадут обычный бензиновый скутер. А это — совсем другие навыки вождения, пилоту СИМ в общем-то не нужные. Проблема.

Вот купить электровелосипед — совсем не проблема. Любой. Те, на которых передвигаются курьеры, действительно, стоят весьма недорого.

Технология проста: берутся самые бюджетные компоненты, к ним колхозят опять-таки недорогое мотор-колесо и дешёвый аккумулятор, всё — готово. А тормоза? Да, с ними беда, но их, как известно, придумали трусы. Мастерских, которые предлагают подобные изделия, нынче пруд-пруди, да и Алиэкспресс работает исправно.

Вдобавок на электромоторе вам «нарисуют» какую угодно мощность, в объявлениях на «Авито» и прочих площадках это пишут совершенно открыто. Типа «мотор 1 (2, 2, 5…) кВт — по документам 240 Вт». И как с этим бороться? Никак, законодательная база тут отсутствует в принципе.

Более того, означенные издевательские «240 W» выбиты заводом на моторчике, это не какая-то там левая наклейка — всё типа серьёзно и честно. Производители из КНР подсуетились и предлагают товар, рассчитанный на российские реалии.

Учитывая непонятки с этой самой экспертизой электровелосипедов — тут, по сути, самый настоящий правовой вакуум — доказать, что у вас «лишняя» мощность, практически нереально. Любой юрист камня на камне не оставит от выводов гаишников.

Именно поэтому и ловят одних только курьеров — «твоя моя понимай нету», то есть оспорить они что-то не могут. Иными словами, власти активно имитируют бурную деятельность типа по охране правопорядка.

Но фактически ничего не происходит. Все в курсе, что под раздачу могут попасть только курьеры-гастарбайтеры, граждан РФ не трогают. Соответственно, никто не пугается, все в курсе — поиграются и успокоятся. А то, что у «понаехавших» отняли несколько сотен (тысяч?) электровелосипедов, воспринимается даже позитивно.

Они, мол, и так слишком много зарабатывают, не обеднеют — за несколько дней купят новый. Да, купят, факт.

«Нужно просто запретить передвижение любого транспорта — самокатов, велосипедов и так далее — по тротуару. Всё. Европейский опыт и, что самое главное, китайский опыт показал, что тогда проблема решается автоматически», — считает руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

Да, в общем-то, всё просто. Но, видимо, слишком просто. И такая простота чиновникам в целом невыгодна, так как ответственными за это перед всем обществом станут именно они. К властям у народа сейчас и так очень неоднозначное отношение, особенно у молодёжи, и раскачивать лодку никто не хочет. Чревато.

Читайте также
Возвращение блудных брендов: Кого к сердцу прижмем, кого к черту пошлем Возвращение блудных брендов: Кого к сердцу прижмем, кого к черту пошлем Суверенная экономика — вот чего мы должны добиваться, а не отмены санкций

Проблема безопасности пешеходов как бы решается — для того, чтобы это обозначить устраиваются всевозможные разовые «акции», а также идёт бесконечная говорильня в Госдуме.

Сами чиновники пешком не ходят, а там, где они иногда соизволят снисходить до уровня простых смертных и передвигаться на своих двоих, СИМ запрещены. Не по закону, а «по понятиям».

Летом 2024 года в столице недалеко от Тургеневской площади автор наблюдал любопытную картину. На тротуаре около одного госучреждения — важного, хотя и не силового — охрана гоняла «самокатчиков».

Пилотов СИМ заставляли съезжать на проезжую часть или же брать свои транспортные средства за руль и идти с ними пешком. Что это было? Вроде как лимузин пресловутого Ивана Ивановича не стоял, и никто не бегал, ожидая его прибытия.

Самодеятельность охраны или приказ свыше? Скорее второе — около здания организованно курят сотрудники ведомства, не иначе как поступила команда обеспечить их безопасность.

Обеспечить безопасность всех граждан РФ в целом чиновникам даже в голову не приходит. Вот наплевать на ПДД и перекрыть полгорода ради проезда кортежа не самого важного чиновника — это легко. Но не наоборот.

Последние новости
Цитаты
Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Тимофей Борисов

Политологу, германист

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня