Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество / Кино и театр
22 ноября 13:46

«Мы народ такой — чем больше нам врут, тем усерднее мы пытаемся докопаться до правды»

Массовое увлечение историей — тенденция не новая

2411
На фото:  время съемок исторического фильма
На фото: время съемок исторического фильма (Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Жанр исторического кино стал самым востребованным в России. Об этом рассказал гендиректор Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский рассказал на встрече со студентами Плешки («Первая академия медиа» РЭУ им. Г.В. Плеханова).

Кроме того, россияне полюбили фильмы для семейного просмотра и заинтересовались своим личным прошлым — изучением истории собственных бабушек и дедушек, и пра-пра…

С чем связан интерес к истории предков, свободной прессе рассказал социальный психолог Александр Черников.

— Кино во все времена делилось на авторское, которое как бы не для всех и не всеми понимаемо и воспринимаемо (фильмы Андрея Тарковского, например), и фильмы для широкой публики или для массового зрителя. В свою очередь, массовый зритель тоже неоднороден и смотрит разное. Поэтому и фильмы для широкой публики создавались разные — для разной возрастной и целевой аудитории и разножанровые.

Читайте также
Александр Широкорад: «Хроники…» Кончаловского – даже соврать как следует не смогли Александр Широкорад: «Хроники…» Кончаловского — даже соврать как следует не смогли Революционная братва из «исторического сериала» близка и понятна тем, кто помнит «лихие 90-е»

Естественно, не следует забывать, что фильмы могут также создаваться в соответствии с общественно-политическим и социальными запросами, применимыми к конкретной исторической или социальной ситуации.

Этим последним фактором как раз и можно объяснить интерес к историческому контенту. При этом стоит отметить, что исторические фильмы воспринимаются зрителем двояко. Фильм может быть привязан к конкретной исторической эпохе, но основная идея фильма может быть, например, направлена исключительно на захватывающий сюжет.

Крайним проявлением такого направления были в свое время американские вестерны. У нас, кстати, также снималось подобное кино, например, «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неуловимые мстители»…

«СП»: Но если верить ИРИ, сейчас в России смотрят не вестерны…

— Исторический фильм может нести посыл именно своей историко-идейной фабулой. Это фильмы, связанные с реконструкцией реальных исторических событий наших предков. Это фильмы о войне, об освоении космоса, о крещении Руси. Такие фильмы могут быть и о конкретных исторических личностях: о Петре Первом, о великих ученых, о выдающихся спортсменах.

Все подобные картины объединяет наличие в них пропагандисткой составляющей, которая в той или иной форме доносит до зрителя определенную социальную идею. Например, требуется поднять чувство патриотизма — создаются фильмы о войне историко-героической направленности, пропагандирующие единство народа в борьбе с захватчиками.

Со стороны зрительской аудитории интерес к таким фильмам объясняется размытостью или отсутствием социально-идеологических ориентиров, скреп, цементирующих общество и дающих им веру, идею, цели и смыслы.

Если это всё неопределенно или туманно, то человеку трудно жить, он не понимает, для чего жить, куда стремиться, чего можно достигнуть в этой жизни, чего можно ожидать от общества и что для этого надо обществу дать. Исторический пример может хоть как-то человека в этом сориентировать.

«СП»: В исследовании ИРИ говорится, что на втором месте после исторических — семейные фильмы.

— Семейные фильмы любимы были всегда. Особенно возрастает интерес к ним в праздники и каникулы.

Именно в эти периоды дети и родители объединяются общим свободным временем, которое надо как-то использовать. Самое простое — это сходить в кино. Но именно на такое кино, которое было бы интересно смотреть всей семьей, и чтобы оно понравилось всем.

И конечно, такое кино тоже что-то пропагандирует. Это семейные ценности, ценности единения для достижения какой-то высокой цели, для взаимопомощи, для укрепления взаимопонимания и коммуникации в сообществе «отцы и дети».

Такие картины позволяют членам одной семьи по-новому посмотреть друг на друга, больше друг друга ценить и любить. Обычно это — добрые картины с обязательным счастливым финалом.

Детские фильмы представлены в большинстве своем сказками. Причём не чем-то новым, а переосмыслением и осовремениванием старых сказок: «Чебурашка», «Летучий корабль», «Огниво», «Бременские музыканты».

Диснеевских сказок нет — смотрим наши.

Но тут уместно было бы заметить, что, например, в СССР снимались не только сказки для детей. Снималось множество фильмов непосредственно о детях: об их жизни, их интересах, о первой школьной любви, о детской дружбе, о детских драмах и успехах, об их взаимоотношениях с родителями и другими взрослыми.

Как правило, воспитательный потенциал таких фильмов был очень высок, и дети смотрели их не только, чтобы развлечься, но и чтобы над чем-то подумать, возможно, что-то поменять в своей жизни.

Подобные киноленты выполняли также функцию подготовки молодого поколения к вступлению во взрослую жизнь с ее особенностями и правилами. И вот таких фильмов сейчас я что-то не наблюдаю. А жаль! Думаю, современным детям и подросткам таких фильмов очень не хватает.

«СП»: Что вы можете сказать о возникшей в последние годы традиции изучать историю своих личных предков?

— Почти каждый человек рано или поздно сталкивается с выбором жизненных целей. Интерес к истории, к своим корням, к генеалогии сейчас вызван дефицитом основ, отсутствием реальных идейных ориентиров. В современной жизни явных, очевидных и значимых ориентиров нет.

Читайте также
«А чтоб чужие не ходили»: «Щелкунчик» вновь взвинтил цены на билеты, 45 тыс. за кресло «А чтоб чужие не ходили»: «Щелкунчик» вновь взвинтил цены на билеты, 45 тыс. за кресло Культура все больше превращается в роскошь, доступную лишь публике с толстым кошельком

Вернее, они есть — например, «живи в удовольствие» — но они, скорее, разваливают общество и общественную мораль, чем цементируют. Поэтому люди пытаются найти что-то, что бы сплачивало, а не растаскивало — в прошлом государства, прошлом нации, прошлом семьи.

При этом человек, интересующийся прошлым социума, в котором живет, пытается, как бы продлить линию рода, получить основополагающее направление в жизни, ориентиры для продолжения социально-семейной смысловой жизненной линии. Получается смысловая жизненная пролонгация.

Увы, но это не самый лучший вариант поиска смысла жизни. Жизнь динамична и изменчива. Невозможно вот так, механистически перенести прошлые жизненные цели на современность. Многое изменилось и подчас что-то из прошлого, чем гордились и восхищались предки, сейчас устарело и уже не может привлекать новые поколения.

Возможно, это будет сказано несколько цинично, но, не умаляя наших заслуг в прошлом, нельзя бесконечно гордиться победами и достижениями предков. Да, они многого добились, многих победили и многого достигли, но нужны ориентиры из современности. Нужно что-то из современной жизни, чтобы нынешние поколения могли их примерить на себя, прочувствовать, как нечто, к чему они причастны.

Говоря образно, чтобы поднимать дух, нужны победы сейчас, а не оглядка на героические победы дедов и прадедов в прошлом.

Психологически человек и весь социум ориентирован в будущее. Невозможно воспроизвести созидательную мотивацию, все время оглядываясь назад и ничего не видя рядом, — резюмировал Александр Черников.

Председатель Русского литературного общества, руководитель спецпроектов «Литературной газеты» Александр Чистяков высказал «Свободной Прессе» своё мнение об увлечении историей страны и своей семьи:

— Массовое увлечение историей — тенденция не новая. Мы в «Литературной газете» заметили это давно, когда наша историческая рубрика «Настоящее прошлое» стала особенно популярна у читателей.

Кстати, на книжном рынке уже лет 10 самым популярным жанром стали «попаданцы», это когда герой попадает в прошлое. Тему эту еще Марк Твен начал, но массовой она стала именно в 21 веке. Причем у нас в России половина таких романов посвящено Великой Отечественной войне.

СМИ вообще сыграли в этом заметную роль. Как только на западе начали переписывать историю, появилось много статей, телепередач направленных на борьбу с искажением истории.

Мы ведь народ такой — чем больше нам врут, тем усерднее мы пытаемся докопаться до правды. А как проверить истину, не имея доступа к архивам? Естественно, через историю своей семьи. Я сам бабушку расспрашивал, как она пережила войну, как работала на заводе, что думает про Сталина… Много интересного узнал.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Владимир Оленченко

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня