«Стимулирование массового доносительства никогда не давало позитивного результата...»
Владислав Егоров
Несколько дней назад Владимир Путин подписал указ «О поддержке переселения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, представляющих интерес для Российской Федерации, и об особенностях их правового положения в Российской Федерации».
Документ направлен на создание комфортных условий для переезда и адаптацию иностранцев, обладающих выдающимися достижениями в ключевых сферах развития страны.
Согласно указу, государство готово оказывать всестороннее содействие тем иностранным гражданам, которые проявили свои способности в значимых для России областях — от науки и технологий до культуры, спорта и предпринимательства. Поддержка предполагается для тех, кто обладает уникальными компетенциями, готов разделять традиционные российские духовно-нравственные ценности и видит свое будущее в России как государстве-цивилизации.
«Русские люди России не нужны»: Петр Маркин, столкнувшись с нашей реальностью, вернулся в Ригу
Попытки соотечественников из стран Балтии переселиться на историческую Родину наталкиваются на поборы, «левые» дела и наплевательское отношение чиновников
Такие действия главы государства — не случайны. Эксперты давно бьют тревогу о системном сбое в научной сфере и будущем образовании.
«Эмиграция учёных из России выросла и вернулась к уровням конца XX — начала XXI столетия. С 2022 г Россия ежегодно теряет около 0,8% активных исследователей. Такие темпы «утечки мозгов» не фиксировались с конца 1990-х. Самые пострадавшие дисциплины — физика, астрономия, информатика и математика.
Наиболее значительные потоки уезжающих направляются в глобальные центры — в Германию, США и Швейцарию. Среди новых направлений для академической эмиграции отмечаются Армения, Объединенные Арабские Эмираты и Казахстан.
Эта утечка мозгов будет иметь негативные последствия как для отечественного академического сообщества, так и экономики России", — констатирует Павел Демидович ведущий РБК ТВ, шеф-редактор и обозреватель программ «Реальная экономика», «Миллиардеры» и других.
Отметим, что речь идет об ученых, инженерах, конструкторах, которые заняты конкретным делом и конкретными разработками, которые внедряются в жизнь здесь и сейчас, развивают страну. И где идеологическая составляющая ничтожно мала, поскольку тем же новым чипам абсолютно все равно, какая власть в стране.
Таким людям надо давать полную профессиональную и творческую свободу, поощрять поиски, риски, вникать в споры и сомнения, а самое главное — не чинить никаких бюрократических и других преград для внедрения их разработок в жизнь.
В этом плане подает пример Китай. За последние несколько лет в Поднебесную из США переехали сотни учёных. Кто-то вернулся, а кто-то просто вспомнил о своем китайском происхождении и поехал на родину предков. Потому что стали как раз создавать условия.
Англоязычное издание Гонконга South China Morning Post, сообщает, что китайские учёные покидают ведущие университеты США, чтобы занять высокие посты в КНР.
Это известный физик китайского происхождения, преподававший в Стэнфорде, Гао Хуацзянь. Гениальный биохимик Кунлян Гуань. Отмеченный многими наградами математик Сунь Синь, специализирующийся на теории вероятностей и математической физике. Известный в мировом научном сообществе математик Яу Шин-Тун.
Ученый Чжан Юнхао, чей профиль — динамика сверхбыстрых жидкостей, после 20 лет в Британии возвращается домой и переходит на работу в национальную гиперзвуковую лабораторию Китая в Пекине.
Это, подчеркнем, лишь небольшая часть примеров.
Китайские государственные программы, такие как «План тысячи талантов» и «Молодая талантливая тысяча» предлагают значительные финансовые стимулы, исследовательские гранты и престижные должности для возвращающихся учёных.
К этому прилагаются активные инвестиции в создание современных исследовательских центров и лабораторий, учёным предоставляются возможности для проведения передовых исследований. Кроме денег работает и патриотизм — многие учёные испытывают стремление внести свой вклад в развитие науки и технологий на родине.
XXI век — это неистовая «Битва за мозги». В Китае это понимают. Но не просто понимают, а действуют: запускаются масштабные программы для возвращения своих учёных из-за рубежа, формируется конкурентоспособная научная экосистема, гарантирующая социальные лифты для интеллектуалов. Без стимулирующей среды и институционального уважения к интеллекту возвращаться никто не захочет — даже при патриотическом дискурсе.
В этом плане Китай, конечно, на высоте. В отличие от США, где теряют китайских учёных, потому что тех включили их в «стратегию угроз». И тем более в отличие от России, которая теряет свои светлые головы прото потому, что ни во что их вообще не включила.
Кадровый научный суверенитет — это стратегия. А ее не видно.
«Что можно делать практически? Создать российский аналог «Thousand Talents Plan» (те самые тысячи талантов), но с адаптацией к реальности. Целевые места в вузах, лабораториях, венчурных фондах.
Свободный налоговый режим на первые 3 года. Упрощённые визы и статус НРЯ/гражданства для носителей русской научной культуры. Создать 3−5 «умных точек возврата», научно-образовательные анклавы уровня «Иннополис-Сириус», но с академической свободой. Интеграция в МГУ, МФТИ, ИТМО — или запуск абсолютно новых структур с гибкими уставами.
Ну и главное — признать, что без репатриации и сохранения своих интеллектуалов — никакой технологический суверенитет невозможен.
Где находится «квантовый мозг» Китая и мировой центр передовых технологий XXI века
Теперь провинция Хубэй считается круче Силиконовой долины
Даже если мы выстроим идеальную систему формирования интеллектуалов, при их утечке школу мы не создадим" - пишет политолог, кандидат философских наук, эксперт по вопросам современной геополитики и информационным войнам Юрий Баранчик. Он как раз развивает мысль указа, который подписал Владимир Путин.
Тут важно понять главное. Когда говорится о том, что не следует возвращать разного рода релокантов, то нужно отделять мух от котлет.
Достаточное количество «мозгов», покинувших страну, особенно из научной среды или сферы IT, люди самого «золотого возраста» 30−40 лет. Они уехали по многим причинам, изложенным выше. Некоторые их фирмы и предприятия обосновались в Ереване, Мюнхене, Алма-Ате и так далее.
Массовый отток начался гораздо раньше февраля 2022 года. В 2012 году из страны уехало 14 тысяч человек, а в 2021-м — уже 70 тысяч. Это, правда, не только ученые, но и специалисты прикладной науки, конструкторы.
Дело в том, что в академической среде — засилие, мягко скажем, возрастных специалистов, которые не давали более молодым талантам ходу. О чем говорить, если в этой среде человек в возрасте 40−45 лет зачастую считается «сопляком» и работает на незначительных должностях с унижающей людей с таким образованием и знаниями зарплатой.
Препоны ставились не только профессиональные. После начала СВО пошла игра в политику и «патриотизм».
Всегда во времена испытаний находятся те, кто зарабатывает себе очки и регалии на «правильной» риторике, а не на конкретных делах. Такова, увы, данность.
Тем, кто уехал, а потом пытался вернуться, предлагали работу либо в банке, либо в популярном маркетплейсе. Это предлагалось людям, которые, например, разработали в одной из компаний уникальные чипы, они сейчас используются в БПЛА «Ланцет». Хотя служат и для мирных целей.
Теперь люди из отдела, где разработали эти уникальные чипы, трудятся в Кремниевой долине, в США. Практически весь отдел состоит из наших соотечественников, у которых российское гражданство. Они работают пока по приглашению и готовы работать в родных краях. Но где? В банке? Это всё, что им могут предложить в стране?
Космический туризм: Полететь к звездам в Китае будет дешевле, чем подняться на Эверест
Пекин решил обогнать Илона Маска и всю Америку и в этом направлении
В других же организациях средняя зарплата молодых ученых порой сопоставима, а то и ниже курьеров. Пусть самых высокооплачиваемых курьеров, но опять же — где курьеры и где уникальные специалисты?
В итоге русские «мозги» работают в Кремниевой долине или в ОАЭ. Их там очень много. А ведь это тот самый настоящий интеллектуальный фонд. Причем эти люди подчеркивают: в Европе таким специалистам как они делать нечего, да они и сами не хотят из-за оголтелой русофобии. Поэтому лучшие места до недавнего времени для спецов такого уровня считались США и ОАЭ.
Уехавшие талантливые специалисты подчеркивают: в России очень перспективный рынок, они бы с удовольствием вернулись, если бы не чиновники и бюрократия, бьющие по рукам, и не зарплаты, которые никак не соответствуют уровню их компетенций.
По программе соотечественников и репатриации и уж тем более по свежеиспечённому указу президента, надо возвращать таких профи, создавать им условия, а не завозить толпами аулы «незаменимых специалистов». Правда, для начала саму эту программу надо хорошенько встряхнуть и посмотреть, куда и на что в разные году уходили миллиарды.
Иначе так и будем менять инженеров и ученых на курьеров, торговцев гнилыми фруктами, а то и хлеще — на абу-бандитов.
Когда появился указ Путина и пошло его обсуждение, то были очень популярны комментарии о действительно нищенском и бесправном положении, людей технического и инженерного труда.
Общепит будущего уже сейчас — как это выглядит в Шанхае и Пекине
Гастрономические изыски на грани фантастики. И никаких чаевых!
«Инженер … 25 000 рублей оклад + 30% компенсационные выплаты — все налоги = зарплата. Каждый инженер согласится работать в таком убийственном графике?»
«Поинтересуйтесь, какая стипендия у аспирантов».
«Зачем стране ученые, если у олигархов есть нефть».
Вот некоторые цифры, которые показывают устойчивую деградацию российского научного сообщества.
Сегодня по изобретениям Россия катастрофически отстает от «продвинутых» стран. В том же Китае заявок на изобретения подается в 60 раз больше, чем в России. То есть, на одну российскую — 60 китайских. И если из этих китайских хотя бы 1/10 окажется полезной, это в 6 раз больше, чем у нас.
Смотрим динамику численности организаций в сфере науки и техники Российской Федерации за период с 2000 по 2022 годы. Цифры свидетельствуют о полном развале: за 22 года число организаций, занимающихся научно-исследовательской работой (НИИ), сократилось с 2 686 до 1 584. На 41%. И это институты, которые разрабатывали все, начиная от патронов и заканчивая спутниками.
Число ОКБ, то есть, организаций, которые занимались проектированием и опытно-конструкторскими работами, уменьшилось с 318 до 249. На 21%. Чисто проектные институты просто вымирают: из 85 осталось 13. Потеряно почти 85%.
Тем не менее ещё остался шанс выиграть «Битву за мозги» или по крайней мере не оказаться на аутсайдерских позициях. Трамп своими «реформами» образования нам помогает. Китай уже пользуется этим.
Патриотизм — он ведь не только в лозунгах и словах, а в том, чтобы собирать умных людей в стране и создавать им достойные условия. От этого все выиграют. Воспользуемся?