«Перед Украиной вырисовывается безвыходность из-за перспективы потери всей энергетики…»
Алексей Анпилогов
Либеральная интеллигенция ликует. Их фронтмен — Александр Сокуров символически пнул ненавистных многим из них бойцов СВО, публично атаковав интересы их детей. Режиссёр произнёс обличающий спич, обращаясь к Владимиру Путину в ходе заседания Совета по правам человека 9 декабря. Но сказав «А», хорошо бы произнести и «Б»…
«Многие мои знакомые, у которых дети должны поступать в высшие учебные заведения, с тревогой смотрят на некоторые цифры, что, например, по политически понятному мне решению дети военных, которые находятся на фронте, получают все преимущества при поступлении в высшие учебные заведения», — мягко стелил Сокуров, подводя к главному.
«С точки зрения качества образования, процедуры образования, мне кажется, тут надо привести в какой-то баланс. Потому что количество бюджетных мест решительно сократилось. Во многих вузах уже сейчас говорят: на будущий год у нас вообще не будет ни одного бюджетного места», — высказал беспокойство режиссёр. Подлая арифметика.
Урал возмутился: «Что за уродство… Такой памятник про семью СВО даром не нужен»
Скандал вокруг актуального памятника эпохе возник неожиданно для многих, особенно для патриотически настроенных граждан
Фактически, Сокуров выступил против квоты на приём детей бойцов СВО. Мол, рылом не вышли. Пусть их отцы сидят в окопах, месят глину, теряют руки-ноги, а дети встают к станку и не претендуют на высшее образование. Творчество, по мнению режиссёра, должно быть уделом только его социальной страты — либеральной интеллигенции?
При этом Сокуров сослался на опыт университета Болоньи (не забыв упомянуть, что вернулся из Италии — не то что вы, сиволапые!), как старейшего образца высшего учебного заведения. С учётом давно объявленного перевода российской «вышки» с болонской системы на отлично себя зарекомендовавшую условно советскую, аргумент неумный.
Видимо, мастерство построения кинокадра и монтажа не сообщает автоматически таланта социального инженера и тем более политика. «Попробуйте сегодня снимите „Балладу о солдате“ — немедленно будет запрещён фильм, а что будет с этим автором — тоже неизвестно», — абсурдно утверждал Сокуров, имея ввиду шедевр Григория Чухрая о войне.
«Трудно с Вами согласиться, — парировал президент. — „Баллада о солдате“ — это о любви к Родине и к маме. Как же не выпустили бы? Ещё как выпустили, такие фильмы нам нужны и сегодня». Он говорил с режиссёром, примерно так, как врач-психиатр в фильме «Операция Ы» разговаривал с пациентом Шуриком в смирительной рубашке — успокаивающе, ласково.
Невозможно не поддержать эту позицию президента. Гениальных фильмов, тем более гениальных фильмов о войне в новой России создано не было. Лучшее доказательство — по ТВ, где надо отбить деньги за рекламу, вот уже 30 лет крутят почти исключительно советские шедевры — и в праздники, и в будни. Нет ли тут ответственности самого Сокурова и его коллег по цеху?
И если в период стабильности можно было ссылаться на отсутствие крупных вдохновляющих событий, то с началом спецоперации этим уже не оправдаться.
Даже с учётом особенностей личности творческой интеллигенции, часто оппонирующей любой политической линии Москвы, фактуры — хотя бы гуманитарной — на СВО выше крыше.
Но шедевров как не было, так и нет. Более того, около 50 (!) режиссеров отказались снимать новый многосерийный фильм Сергея Жигунова «Порода», сюжет которого тесно связан со спецоперацией.
Действие разворачивается вокруг судьбы донбасской семьи и охватывает период с начала XX века и до наших дней. Пишется летопись региона и всей страны.
«Это очень лихая история, в первую очередь — человеческая, о сложнозаплетённых отношениях… Постепенно личная жизнь персонажей, их взаимоотношения, ненависть, месть, может, даже любовь переходят в плоскость политического противостояния, — рассказал творческий замысел авторов Жигунов. Для такого и правда нужен Чухрай.
По мнению кинопродюсера, причина саботажа картины со стороны режиссёров в последствиях влияния на общество либерального движения, которое минимум 20 лет толкало россиян «к европейским ценностям». В результате, считает Жигунов, в среде интеллигенции возникло «внутреннее сопротивление» патриотическому дискурсу.
Но бывает и обратная ситуация, когда режиссёр бесспорно патриотических убеждений снял фильм о Донбассе, а его продюсер, в чьи интересы, как выяснилось, входило исключительно освоение государственного гранта на фильм об СВО, настолько равнодушен к судьбе фильма, что так и не сделал для него прокатного удостоверения и тем лишил аудитории.
Речь идёт о новой документальной ленте режиссёра Алёны Полуниной «Среди мёртвых, среди живых», повествующей об эсгумационной команде, действующей в ЛНР. Люди в белой экипировке находят и раскапывают неизвестные захоронения военных и гражданских лиц, чтобы идентифицировать их и перезахоронить по-человечески.
Помимо последней ленты Полунина известна фильмом «Варя» о событиях на Майдане, а также лентой «Своя республика» — о буднях бойцов из батальона «Восток». После 2014 года, талантливого и неоднократно отмеченного премиями режиссёра-документалиста либеральная киносреда (а никакой другой тогда у нас и не было) отторгла из-за её позиции.
А ведь такие фильмы, какие снимает Полунина или хочет снять Жигунов, ой как нужны. Те, кто сражается, раненные в госпиталях, живые и мёртвые обоснованно требуют должного отношения общества к их подвигу. Как, например, оставшийся без рук и ног герой России Максим Бахарев. На форуме ветеранов СВО он напомнил присутствующим эту истину.
Так что запреты или ограничения фильмов, о которых Сокуров жаловался Путину, если и есть, то работают в обе стороны. Сокуров хочет, чтобы ему хотя бы объясняли причины — законное желание. При этом он сравнивает себя с Тарковским, как бы вещая с высоты пантеона великих. Тарковский, кстати, уехал из СССР, но стал ли он творчески счастлив?
«Ни одно запрещённое когда-то государством произведение — музыка ли, литература ли, архитектура, — ни один этот запрет временем не выдержал испытание. Все эти запреты были сняты», — напомнил Сокуров.
Скоро будет всем смешно: Вадим Галыгин, резидент «Камеди-клаба», снимает фильм об СВО
Почему вся съемочная группа картины о спецоперации «ушла в подполье»?
Но что ему, дерзкому творцу, мешает в эпоху сверхразвитых цифровых технологий обойти запреты, посмеявшись над дремучим Кремлём? Или боится?
Сокуров рассуждает о том, что государство «учреждено» гражданами. Мол, каждый россиянин — как бы хозяин страны (перепев верного тезиса, что источником власти является народ), но сам понуро склонив голову жалуется президенту, вместо того, чтобы гордо отстраниться и творить на свой страх и риск. По-настоящему прав только тот, кто силён.
Всё, на что его хватает — словесно атаковать государство, понимая, что ему за это ничего не будет. «Вы однажды сказали: „Зачем нам мир, в котором не будет России?“, — обратился режиссёр к президенту. — Зачем нам государство, в котором нет возможности получать образование?». Да затем, что без него вас встретят у подъезда и отберут деньги и жизнь!
И кстати об образовании. Жалобы на квоты для детей бойцов СВО, которые якобы мешают детям знакомых режиссёра поступить учиться, не стоят и выеденного яйца. Установленная норма в 10% от всех бюджетных мест в 2025 году была выбрана на 55%. Таким образом, дети военных заняли лишь 5,5% бесплатных мест. Остальные 95% свободны для талантов.
Похоже, мы имеем дело с банальной либеральной фрондой. Спрашивать этих «мастеров культуры» с кем они — уже поздно. Хорошо бы такие как Алёна Полунина сменили сокуровых на творческом Олимпе. А затем создали школы, которые обеспечат воспроизводство национальной творческой элиты из гущи народной.