«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский
Более двух тысяч потенциальных дворников, курьеров, строителей прибыло за минувший месяц в Петербург. И это не трудовые мигранты из ближнего зарубежья, к которым мы привыкли за последние десятилетия.
Их как раз наоборот — выявляют, массово лишают работы и по разными предлогами, выдворяют. На замену приглашены — кто бы мог подумать! — граждане далекой от берегов Невы Индии.
Первая группа индийцев в составе 18 человек прибыла в город на Неве ещё в сентябре. Видимо, в порядке эксперимента. Были организованы ускоренные курсы русского языка (не более месяца) и экскурсия по городу, причем, почему-то ночная.
После чего приехавших трудоустроили дворниками в АО «Коломяжское» — это удаленный от исторического центра Приморский район города, где в основном одни многоэтажные «человейники».
Новая миграционная политика: Не нравились узбеки с таджиками — получите талибов
Пока Вашингтон и Тегеран депортируют афганцев-радикалов, Москва готовится завозить сельхозрабочих из-под Кабула
Всё это властью не афишировалось. Но слух об индийцах-дворниках быстро распространился по всем районам нашего мегаполиса. Кто-то даже не поленился съездить посмотреть, как теплолюбивые «загорелые» мужчины осваиваются в промозглой Северной столице.
«Метут улицы старательно», — констатировал тогда местный коллега корреспондента «СП». — Но, похоже, они не очень довольны условиями. Сетуют на погоду, на еду, для них непривычную"…
И вот уже не десяток-другой, а без малого три тысячи потенциальных работников (официальная цифра — 2,8 тыс. человек) десантировалась во втором по величине городе РФ. Случилось это практически сразу после того, как в Петербурге вступил в силу запрет работать мигрантам курьерами и на такси, подписанный губернатором Бегловым.
Вновь прибывших индийцев направили всё в то же АО «Коломяжское. Всех или нет в Смольном не уточняют. Там вообще очень сдержаны в комментариях. Сглазить, что ли боятся, столь тщательно, не один месяц разрабатывавшуюся идею смены одних иностранных рабочих на других? Отмалчиваются и сотрудники «Коломяжского».
Впрочем, кое-что все-таки удалось выяснить. В частности, о том, как общаются работодатели и новички работники. «На английском, — сообщила «СП» одна из сотрудниц. При том, что знатоков этого языка и у той, и у другой стороны нет. Ограничиваются короткими стандартами: «гуд монин, ес, ноу».
«А нам с ними говорить особенно не о чем, — уточняет моя собеседница. — Выдали им инструменты, привели на участок, указали по часам на сроки работ. Что тут не понятного?». Почти как в армии — копать отсюда и до обеда.
Ещё добавила собеседница, что слышала от своего начальства: среди индийцев есть «технари», согласившие приехать в Россию «на год, не больше», чтобы заработать и потом, по возвращению домой, открыть собственную фирму. Есть и те, кто профессии не имеет, работает у себя в Индии от случая к случаю. Им пообещали у нас хорошие условия, достойную зарплату — что ж не съездить, повидать другой мир?..
Кое-что пояснил директор Центра трудовых ресурсов города Алексей Чистяков. «Нужно было закрыть дефицит рабочей силы в сфере благоустройства, — объяснил он. — В уходящем году был выработан пилотный проект. Исходя из этого, проведено сопровождение работодателя от момента подачи заявки до момента ввоза граждан из Индии на предприятия с госучастием в сферу благоустройства». В переводе с чиновничьего на общедоступный язык — без индийцев никак невозможно было закрыть дефицит рабочей силы в Питере.
Но почему именно индийцев? А, например, не жителей Африки, где тоже хроническая безработица? Или малазийцев, латиноамериканцев, коль уж решили у нас ангажировать в российскую экономику мигрантов из очень дальнего зарубежья?
Об этом и не только «СП» поговорила с Константином Селяниным, известным российским аналитиком-экономистом, кандидатом наук.
«СП»: Чем плохи мигранты из среднеазиатских республик, что их стали лишать возможности работать у нас?
— Считается почему-то, что им не место в РФ. Вспоминают при этом криминальные случаи, связанные с ними. Хотя на самом деле, их на порядок меньше, чем тех, в которых задействованы местные жители.
Да и сами «наши» азиаты уже не особо стремятся в Россию. Это в 2005/10-е годы им некуда было податься на заработки, кроме как в РФ. А теперь двери для них везде открыты — в Европе, Турции, Южной Кореи… Всё страны благополучные, заработать можно больше, чем у нас.
Нам же ничего не остается, как привлекать индийцев. Самая густонаселенная страна мира — более полутора миллиарда жителей, а уровень жизни там, хоть и растет, но все равно остается низким. У индийцев заработок в РФ считается высоким. Вот они и готовы ехать.
«СП»: Сыграло свою роль, наверное, и недавнее соглашение об этом, подписанное российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Индии Моди…
— Безусловно! Вопрос — на сколько индийские работники смогут заменить привычных нам гастарбайтеров из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизии?
В ХМАО аборигенов Бхарата (историческое название Индии на языке хинди — «СП») завезли раньше, чем в Санкт-Петербург. Несколько тысяч человек.
Должны были заменить вахтовиков. Опыт оказался неоднозначным: не знают языка, для них он — едва ли преодолимый барьер. Кроме того, опять же в отличие от среднеазиатов, их трудно назвать трудолюбивыми.
«СП»: Как бывал в странах Юго-Восточной Азии, отмечают, что и чистота там отнюдь не в приоритете. Грязь на улицах.
— Согласен: абсолютно другой менталитет. Зато плодовитые.
«СП»: Ну, хоть демографию нам поправят!
— Так могут поправить, что мама не горюй…
«Русские люди России не нужны»: Петр Маркин, столкнувшись с нашей реальностью, вернулся в Ригу
Попытки соотечественников из стран Балтии переселиться на историческую Родину наталкиваются на поборы, «левые» дела и наплевательское отношение чиновников
С одной стороны, мы, конечно, нуждаемся в рабочих руках. А с другой… Подтянутся, говорят, ещё ребята из Афганистана, Пакистана, — все с совершенно иными национальными традициями, привычками, приоритетами.
Не знающие русского языка. Это не узбеки с киргизами и таджиками, с которыми мы жили бок о бок десятилетиями. Моё предположение — ничего хорошего не выйдет.
«СП»: И как же тогда быть?
— Надо возвращать своих соотечественников. В первую очередь с фронта. Затем проработать и запустить программы репатриации для русских людей, желающих вернуться на историческую Родину.
Как сделали давным-давно в Израиле, где успешно действует программа поддержки и адаптации евреев. Им сразу по прибытии выдают паспорт! А у нас переселены иной раз годами ждут оформления документов. Сигалу, Депардье — выдали сразу же, без волокиты, и жилье предоставили. А своих, коренных мурыжим…
Что верно, то верно. Недавно «СП» рассказывала, как русский уроженец Риги Петр Маркин, проживший в Латвии более 50 лет и имеющий гражданство РФ, захотел вернуться на историческую Родину, но в Калининграде столкнулся с такой бюрократией и бардаком, что через два месяца пребывания в России захотел вернуться назад. И таких случаев, когда русских явно не ждут — масса.
Последние новости и все самое важное о мигрантах и миграции, — в теме «Свободной Прессы».