Вчера в швейцарской Лозанне состоялся саммит Международного олимпийского комитета, после которого президент организации Томас Бах объявил о том, что российские спортсмены могут принимать участие в стартующих совсем скоро в Рио-де-Жанейро Олимпийских играх. И даже российские легкоатлеты, которые не были пойманы на применении допинга, смогут принимать участие в Олимпиаде под российским флагом, а не белым полотнищем МОК.
Никакого иного решения быть принято и не могло. Вернее, на самом деле саммит МОК никаких решений и не принимал, поскольку они не входят в его компетенцию. «Утечки» в западной и российской прессе, которые спешно стали комментировать наши спортивные чиновники, говорят только о том, что журналисты не представляют себе сложную систему принятия решений в мировом спорте. То есть, по сути, дисквалификация всей российской сборной и не грозила.
При этом основания для принятия жестких решений у МОК были. Олимпийская хартия предусматривает приостановку и прекращение членства в МОК Национальных олимпийских комитетов в случае нарушения ими Всемирного антидопингового кодекса. В России же выявлены факты не только массового потребления допинга теми же легкоатлетами, но и уничтожения допинг-проб, препятствования деятельности офицеров WADA, что по существующим правилам фактически приравнивается к положительным тестам на запрещенные препараты. Однако для приостановки членства нашего членства в МОК организация должна была доказать причастность к этому не чиновников Минспорта и спортивных федераций, а непосредственно Национального олимпийского комитета. Для таких разбирательств тоже существует процедура, которую проводит исполком МОК.
То, что он ее не начал, опровергает разговоры о каком-то антироссийском заговоре в мировом спорте. Сейчас уже многие политики, в частности, депутат Госдумы и известная конькобежка Светлана Журова, стали говорить о том, что президент МОК Томас Бах довольно благожелательно относится к России, что в принципе чистая правда. Но причина миролюбия МОК не в этом. Просто это огромная, как динозавр, бюрократическая организация, которая в лучших традициях всегда старается держать свою хату с краю. В данном случае олимпийские чиновники красиво переложили всю ответственность на международные федерации.
Теперь России может угрожать только доклад WADA, в котором будут исследованы громкие обвинения Григория Родченкова по применению допинга на сочинской Олимпиаде. Но, учитывая дату оглашения доклада 15 июля, эта опасность чисто теоретическая, потому что игры в Бразилии стартуют уже 5 августа, соответственно, олимпийская бюрократия просто не сможет за столь короткие сроки принять никакого решения.
Куда большая опасность грозит российским и китайским пловцам, в среде которых WADA выявила факты системного потребления допинга и сокрытия проб. Как заявил глава антидопинговой организации Крейг Риди, офицеры WADA и Международная федерация плавания будут расследовать публикацию в издании Swimvortex, в которой говорится, что Григорий Родченков и странно умерший в начале года его коллега Никита Камаев обсуждали с Всероссийской федерацией плавания сделку по исключению из пула тестирования некоторых пловцов перед Олимпиадой-2012 в Лондоне за плату в три миллиона рублей в год.
Довольно серьезные допинговые скандалы разразились и в тяжелой атлетике. Самым громким стало заявление WADA о выявлении допинга в пробах двукратного олимпийского чемпиона из Казахстана Ильи Ильина. Кроме того, допинг выявлен у россиянок Марины Шаиновой и Надежды Евстюхиной, а также ряда спортсменов из Армении, Азербайджана, Молдавии и Турции. Однако Международная федерация тяжелой атлетики пока никаких активных действий не предпринимает. Оно и понятно, потому что регулярно звучат предложения об исключении этого вида спорта из программы летних Олимпиад.
В легкой атлетике же отстранение российской сборной от Олимпийских игр оставило в тени подобное решение в отношении сборной Кении, а ведь именно спортсмены из этой страны забирают множество наград на средних и длинных беговых дистанциях. В частности, в Лондоне у легкоатлетической сборной этой африканской страны было два золота, четыре серебра и пять бронзовых наград. Теперь же сорок кенийских легкоатлетов пойманы на применении запрещенных препаратов.
Кроме того, по инициативе IAAF в Испании был арестован сомалийский тренер эфиопской чемпионки мира Гензебе Дибабы Джама Аден, у которого при обыске был изъят запрещенный эритропоэтин. Значит, тучи сгустятся и над ближайшими конкурентами кенийцев спортсменами из Эфиопии.
По словам Томаса Баха, IAAF может разрешить легкоатлетам из России и Кении поехать на Олимпиаду при получении индивидуального разрешения, пройдя соответствующие тесты в аккредитованных лабораториях. Однако такой вариант событий маловероятен, поскольку чиновники федерации считают, что обе страны не выполнили предписания WADA по борьбе с допингом.
Например, против российских легкоатлетов сыграл то факт, что смена руководства национальной федерации прошла чисто формально. Президентом ВФЛА стал министр спорта Самарской области Дмитрий Шляхтин, который работает по совместительству, а фактическое руководство осуществляет генесек Михаил Бутов, занимавший эту должность и при прежнем руководстве, уличенном в создании системы применения допинга и коррупции. Кроме того, никакой ответственности не понесли тренеры и врачи, стоявшие у истоков этой системы. Следственный комитет возбудил уголовное дело только против проживающего в США Григория Родченкова и то уже после вынесения решения о дисквалификации российских легкоатлетов.
Теперь и у российских, и у кенийских легкоатлетов, которых не уличали в применении допинга, есть только одна инстанция для апелляции — Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Ему предстоит в ближайшее время не просто рассмотреть иски отдельных спортсменов, но и ответить на концептуальный вопрос о том, возможен ли принцип коллективной ответственности в спорте. МОК от решения этого вопроса самоустранился, предпочтя вчера послушать доклад Хуана Антонио Самаранча-младшего о влиянии олимпийского движения на экологию.
Между тем, совсем недавно спортивный арбитраж встал на сторону IAAF в споре с российскими ходоками и отобрал олимпийские медали у Сергея Кирдяпкина и Ольги Каниськиной, а также медали чемпионатов мира у Сергея Бакулина и Валерия Борчина. РУСАДА в свое время дисквалифицировало спортсменов за применение допинга, но оставило за ними титулы. Однако IAAF не согласилось с данным решением и отменило его в судебном порядке. Поэтому, откровенно говоря, решение в пользу России и Кении в новом споре с международной федерацией выглядит очень маловероятным.