Начнём с того, что пока главные прогнозы, которые в отношении Олимпиады давала «Свободная пресса», сбываются чуть ли не деталей. Честное слово, порой как-то не по себе становится. Судите сами: после золота лыжника Александра Большунова, ему был задан вопрос от американского журналиста про допинг и «СП» предсказала, что следующей «допинговой атаке» подвергнуться наши чемпионы — фигуристы.
Дальше — больше. После победного «командника» в том самом фигурном катании, «СП» высказала озабоченность, что эта победа по ряду причин может оказаться «пирровой».
Тогда, как понимаете, самым главным скандалом Игр с Камилой Валиевой как говорится и не пахло…
Ну и поскольку, эта самая ситуация произошла и является главной темой, последних дней, то придётся после всех моментов, заявлений, начиная от политиков, звезд спорта и заканчивая официальными лицами, попытаться разобраться в ситуации, спокойно, без эмоций (хотя это трудно), основываясь только на фактах, которые известны на данный момент и существующих положений. Тем более, что у многих людей остаются вопросы, в этом противоречивом потоке заявлений.
Итак, начнём с самого главного. С «антироссийского заговора». Одним из подтверждений этой «теории» является утверждение, что пробу задерживали специально до того момента, пока сборная России не выиграет «командник», дабы лишить её золота и отстранить сильнейшую фигуристку мира от соревнований в личном зачете. На это же напирает босс ОКР Станислав Поздняков: стандартный срок — в районе 20 дней после забора, а тут вышло больше 6 недель. Однако, сразу скажем, что наше антидопинговое агентство (РУСАДА) сообщило, что причина — в заражениях ковидом среди персонала стокгольмской лаборатории, куда эти пробы были отданы.
Как известно, проба была взята у фигуристки во время чемпионата России. Допустим, об этом бы сообщили очень быстро. Тогда надо было отстранить Валиеву со всех международных стартов: Евро, Олимпиада, ЧМ. И был бы повод говорить, что «там» специально ломают карьеру самой сильной девушке, которая идёт за своей мечтой и имеет все шансы на победу. Отстранить после Евро? Можно обвинить в «заговоре» устранения конкурента перед Олимпиадой. После Олимпиады - это значит отнять медаль, тем более с российскими спортсменами это проделывали много раз. То есть опять «заговор».
У обнаружения допинга не может быть подходящей даты — это всегда не вовремя, неожиданно, болезненно. Биатлонист Александр Логинов после сдачи положительной пробы выступал целый сезон, его пробу изучали год — а потом объявили и аннулировали все результаты с момента сдачи. Можно говорить о том, что сама система неправильная. Но она принята ОФИЦИАЛЬНО. И наша сторона — все документы подписала. А если приняли условия, извольте, как говориться исполнять.
Кстати, главный чиновник ОКР, практически в открытую заявляющий о том, что пробу придержали специально, не говорит о главном: препарат этот ЗАПРЕЩЁННЫЙ и он был обнаружен. Причём запрещён он давно, раньше пресловутого мельдония. И даже если его «придержали», то почему мы не озаботились сами узнать причину задержки и подстраховаться?
Например, как минимум, не заявлять Камилу на «командник», учитывая, что в обойме команды есть Трусова и Щербакова, которые практически ей не уступают и тоже входят в число главных претенденток на победу в личном зачёте. Очередной раз сами дали повод, который нельзя было давать, учитывая отношение к нам и к тому, что вопрос о возвращении флага, названия и гимна должен решаться в декабре 2022 года. Поздняков явно отводит удар от себя и от других, кто ответственен за эту ситуацию (тренеры, врачи).
Кстати, ещё один момент. В лабораторию поступает только пробирка со штрих-кодом и номером. Фамилия обладателя не указана. И в лаборатории не знают, чью пробу вскрывают, пока не получат результат. Понятно, что сейчас можно узнать всё, что угодно, тем более учитывая, что фамилия Валиевой была озвучена в СМИ ещё до официального объявления её фамилии. Более того, — в пресс-релизе Международного агентства допинг-тестирования (ITA) её фамилию назвали именно потому, то это уже сделали СМИ, которым явно кто-то «слил информацию».
А так наша фигуристка в силу возраста (15 лет) относится к «защищенным лицам» в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом — этот статус распространяется на лиц, не достигших 16 лет, то стороны не обязаны публично раскрывать ее имя или рассказывать о любом деле, в котором она может быть замешана, публичная огласка должна быть соразмерна фактам и обстоятельствам дела. Но повторимся, постарались СМИ.
И тут возникает следующий момент. Ещё один упрёк в адрес тех, кто выступает против Валиевой (хотя именно её практически не трогают, а говорят о руководителях, чиновниках и в целом команде России) состоит в том, что всю эту волну и тяжесть обрушили на «ребёнка» и «девочку».
Но дело в том, что вид спорта называется «женское фигурное катание», а не «детское». Фигуристка входит в состав национальной сборной, выиграла чемпионат Европы, поставила рекорды в «команднике», оставила далеко позади соперниц со всего мира, отнимает у них награды и призовые. То есть участвует во взрослых играх.
Поэтому, когда сейчас лоббируется поднятие возрастного ценза, трудно такое предложение сходу отметать… И сейчас все эти стенания по поводу «ребёнка» выглядят несерьёзными. Тогда нужно выступать в юношеских соревнованиях. Большой спорт - жесток. Ставки — высоки. Хотя, конечно, в первую очередь, должно отвечать окружение спортсменки.
Следующий пункт, который требует разъяснения. Заявлено, что проба Валиевой дала положительный результат на триметазидин, но якобы вещество в мизерной концентрации. И препарат вроде бы не дает прибавку к результату. Из-за этой таблетки, без которой Камила не станет кататься хуже. Это, скорее всего, действительно, так. Но повторимся: по законам важнее присутствие триметазидина в списке запрещенных препаратов, а уж эффект от применения в конкретном случае не имеет значения.
То есть первичен сам факт: вещество в пробе есть. На 99% это означает, что кого-то накажут. Кого, как и когда — это сейчас и решается.
Мизерная концентрация в потенциале может послужить косвенным аргументом в пользу Валиевой. Так можно продвигать версию, что вещество попало в организм случайно — например, в некачественной биодобавке. Но Камиле и ее окружению придется это именно доказать. Дальше уже может очень сильная вилка - полное оправдание, легкое наказание (дисквалификация на 2−3 месяца), жесткое наказание — на год-два. Хотя о возможных исходах — чуть ниже. Пока продолжим разъяснения ещё ряда моментов.
Например, многие, даже спортивные журналисты, не понимают, какое к всему этому скандалу имеет отношение отечественное РУСАДА? И почему оно взяло пробу, а результат давала лаборатория в Стокгольме? Поясняем. До 2015 года можно было анализировать образцы в знаменитой Московской лаборатории, но теперь она лишена аккредитации из-за всех историй с допингом. Так что сейчас все наши спортсмены сдают в России тесты офицерам РУСАДА, а потом пробирки отправляются в зарубежные лаборатории.
Конкретно пробу Валиевой с чемпионата России исследовала шведская лаборатория. А отстраняла наша организация Валиеву 8 февраля от соревнований потому, что положительная проба была обнаружена во время внутренних соревнований. И РУСАДА на следующий день (9 февраля) сняло с нее отстранение, которое было наложено автоматом после новости о положительной пробе.
Объяснили это тем, что юристы Валиевой доказали большую вероятность того, что неблагоприятный результат анализа вызван употреблением загрязненного продукта. Такое решение РУСАДА не понравилось МОК, ISU (Международная федерация конькобежного спорта), WADA — эта команда — монстров подала три апелляции в Спортивный арбитражный суд (CAS). Выездная панель CAS в Пекине оперативно рассмотрит апелляции на решение РУСАДА снять с Валиевой отстранение.
Но пока это решение в силе, и никто не запрещает Камиле тренироваться и она не отстранена. Обычно CAS разбирается долго, поэтому и применена выездная панель для оперативного решения вопроса.
Тогда получается, что при нашей победе в CAS можно всё забыть и торжествовать? Увы, нет.
При плохом исходе Валиева попадет в отстранение, ее результаты после 25 декабря аннулируют (в том числе победу на Евро и в олимпийском команднике — пострадают все его участники от России). Самый лучший исход: снятие отстранения с Валиевой остается в силе, она выходит на личный турнир с 15 февраля, а золото командника, наконец-то, переходит нашим.
Но положительная проба и обвинения даже в при самом лучшем исходе (реальность которого всё же весьма невелика), никуда не исчезнут — разбирательства продолжатся (тоже в CAS) и наверняка растянутся на месяцы и даже годы. Не исключено ни полное снятие обвинений, ни аннулирование результатов Камилы (в том числе «командника» — и тогда мы потеряем золото) в будущем.
Помните пример с Логиновым? Более того, медаль в женской биатлонной эстафете Сочи-2014 наша сборная официально потеряла через 7 лет после гонки, в 2021 году!
А как же та самая «защищённость» Камилы в связи с возрастом? Согласно кодексу WADA, спортсмены до 16 лет действительно имеют особый статус защищаемого лица, но все равно несут ответственность за нарушение антидопинговых правил. Даже в том случае, если такому спортсмену и его представителям удастся доказать незначительную вину или халатность, то наказание все равно будет: в диапазоне от выговора без срока дисквалификации до двухлетней дисквалификации в зависимости от степени вины.
Зато в случае с защищаемым лицом расследование в отношении его персонала открывается автоматически — РУСАДА, кстати, уже сделало это.
МОК обещал закрыть дело Валиевой до личного турнира фигуристок (15 февраля). Но надо понимать такой момент: выездная панель CAS рассмотрит только апелляцию на снятие временного отстранения с Камилы. Скорее всего, это произойдет уже 13 февраля. А результаты командного турнира пока так и останутся под вопросом. Независимо от вердикта. И, возможно, не на один год.