воскресенье, 22 декабря
совместно с Жэньминь жибао

4 поездки в год: Как в Китае развивают внутренний туризм

Пейзажные зоны, Венеции, киногорода и многое другое, что делается для развлечения китайцев внутри своей страны

2088

Успехи Китая в экономике всем известны, но уже довольно давно китайцы не только много работают, но и активно отдыхают, как по всему миру, так и у себя дома, ведь житель Поднебесной всегда знал, что живет в самом лучшем и центральном месте Земли. С точки зрения туризма Китай действительно очень интересен, даже далекий от великой культуры этой страны человек не сможет устоять перед ее очарованием. Но современный Китай — это постоянное развитие, и в туристической отрасли Пекин также ставит конкретные экономические цели и, что не удивительно, достигает их.

В плане развития туризма до 2020 года, принятом в 2014-м, Государственный совет КНР ставил задачу достижения туристической отрасли 5% ВВП и общей суммы доходов в 5,5 триллионов юаней. Каждый китаец, согласно плану, должен ежегодно совершать 4,5 туристические поездки.

А вот данные, с которыми глава Государственного управления по делам туризма КНР Ли Цзиньцзао ознакомил в январе 2018-го. За 2017 год каждый китаец совершил 3,7 турпоездки, а доходы отрасли составили 5,4 трлн юаней. Внутренний туризм по официальной статистике занимает в этой внушительной цифре 4,57 трлн юаней. Но и по иностранным туристам Китай в числе мировых лидеров, просто внутренний рынок — он слишком велик.

Можно много говорить о развитии внутреннего туризма, но в Китае занимаются конкретными вещами, прежде всего, инвестициями. Уже в 2015 году инвестиции в туристическую отрасль Китая достигли рекордной отметки в 1 триллион юаней. Ну, с развитием транспортной инфраструктуры все понятно, новости о самых длинных мостах, суперскоростных трассах и невероятных развязках приходят из КНР постоянно. Но дело не только в этом. Государственные структуры, в частности, Управление по делам туризма, активно работает над разнообразием туристических маршрутов, пытаясь подстроиться под любой вкус. Любопытно, кстати, что борясь за внутренний рынок, в КНР не против, если деньги будут зарабатывать и зарубежные инвесторы, создавая рабочие места для китайцев. Международное сотрудничество в сфере туризма растет с пользой для всех. А для недобросовестных туристических компаний есть «черный список» и прочие наглядные проявления кнута.

Прошлой осенью группа российских журналистов, в составе которой были и корреспонденты «СП», смогла своими глазами увидеть, как развивается туризм в китайской провинции Чжэцзян. Это совсем недалеко от Шанхая в южном направлении, собственно, название исторической области Цзяннань и означает «К югу от Янцзы». Здесь город Ханчжоу, один из центров внутреннего туризма в КНР благодаря своему историческому значению и обширному культурному пласту, и крупнейший порт и также очень интересный город Нинбо, древний Шаосин со знаменитым рисовым вином, и Вэньчжоу, по дороге к которому можно посетить горы Яньданшань.

Провинция Чжэцзян — это буддийская земля, остров Путошань. Но это и современная китайская промышленность, все могущество которой хорошо осознавать в центре международной торговли города Иу. За покупками сюда идти, пожалуй, не стоит, приобретать там надо вагонами. Но достаточно просто пройтись и попробовать найти что-то, чего здесь не производят, испытать, так сказать, просторы собственной фантазии.

Люди, занимающиеся туристическим бизнесом в России, часто сетуют на сложность подсчета этих самых внутренних туристов, получения их в чистом виде без условных командировочных. В Китае, надо полагать, этим разделением не мучаются, да и не так уж важно, едет человек в турпоездку или совмещает культурную программу с делами. Хорошо, когда у граждан имеются эти самые дела — в КНР в данном вопросе проблем нет, как почти нет и пустых мест в вагонах суперскоростных поездов.

Читайте также
Грузия поменяла «руссо туристо» на арабов, евреев, британцев и эстонцев Запреты Москвы оказались для Тбилиси болезненными, но не критичными

Они едут, едут, а за окном поезда и автобуса что-то строят, за исключением, конечно, тех мест, где уже построили небоскребы или огромные коттеджные поселки для «крестьян». И несложно понять, что так же планомерно работают в Китае над развитием туристической отрасли. Цели ясны, задачи определены… У вас купец, то есть, 1,4 миллиарда жителей, у нас товар — внутренний туризм.

Внимание уделяется всему, что может быть интересно туристу. От исторических объектов и памятников до музеев, мемориальных квартир выдающихся деятелей и, разумеется, пейзажных зон. Все продумано, подсчитано, имеет категорию (самая высокая ААААА — в должной степени передает предполагаемое удовольствие), и, конечно, ведется работа по созданию новых туристических объектов.

К примеру, визитной карточкой провинции Чжэцзян, а в более широком смысле области Цзяннань, являются города и деревни на реках и каналах. Исторически и климатически сложилось так, что китайских Венеций здесь всегда было много. Сейчас каждый такой городок — это находка для турбизнеса.

Нам удалось посетить две таких «Венеции». Аньчан, как вынесенная отдельно часть тоже «венецианского» Шаосина, и Ситан, расположенный между Ханчжоу и Шанхаем. Здесь можно делать фото на фоне чудесно подсвеченных мостов, кататься на лодочках, примерять традиционные костюмы, слоняться по узеньким переулкам с кучей сувенирных лавок и кафе — чего только вам ни предложат попробовать (порой действительно интересно узнать, что же это было, да языковой барьер не позволит). Ситан, которому 2,5 тысячи лет, считается относительно спокойным местом по сравнению с другими окрестными «венециями», при этом нам он показался мини-Вегасом — здесь собирается немало молодежи, выпивающей и развлекающейся, впрочем, больше всего здесь романтических парочек. Их интерес к этому городку грамотно подогревается.

Аньчан — это немного иной вариант города на воде. Местные гиды утверждают, что и у этого места тысячелетняя история, но главное — ее можно прочувствовать, так как, двери и окна открыты, и вы видите жителей по-хэмингуэевски реальными.

Еще одно популярное направление в китайском туризме — это киногорода. Кинорынок в стране развивается весьма активно, снимается множество сериалов — аудитория, естественно, огромная, а павильоны для сериалов используются и как туристические зоны. Во время съемки часть пространства огораживается, но, пожалуй, и издалека можно понаблюдать за кумирами. А еще сделать фото в костюмах популярных героев — сериалы, преимущественно, исторические.

Мы побывали в городке из Китая 19-го века, с полицейским участком и уголком для пыток, в копии дворца Гугун и в павильонах Хентяня — местного Голливуда. Везде можно прокатиться по территории, например, на копии старинного трамвая. Еще одна характерная особенность — 3D-шоу со спецэффектами. Вы сидите в очках, а в вашу ритмично сотрясающуюся кабину ломятся гангстеры, а может, придется иметь дело и с терракотовыми воинами Ши Хуанди.

Для китайского туриста, особенно с детьми, день в таком кино-городке станет одним из самых ярких воспоминаний. А какие славные фото можно сделать.

Туристу, в том числе внутреннему, нужно не так уж много. Удобно добираться, комфортно жить, вкусно есть, весело развлекаться и чтобы все это не слишком било по карману. Стоит взять пример с Китая и развивать внутренний туризм, продвигаясь в этих направлениях, а не сетовать на то, что только в Турции русский турист может отвести душу. Теплое море, конечно, важный фактор, но, как показывает китайский пример, туристу может быть интересно далеко не только оно, хотя в КНР есть и остров Хайнань, и многие другие пляжные зоны.

А что с внутренним туризмом у нас? В плане развития туристических зон прогресс есть, сейчас можно ездить не только по России дикой и прекрасной, но и туристически привлекательной и оформленной. При всех проблемах в регионах, в глаза туристам бросаются не только разрушающиеся памятники архитектуры, дожидающиеся сноса и высотки на своем месте, но и интересные музеи, в том числе заточенные под массовую аудиторию.

Читайте также
Кремль утопит Грузию в вине Россиянам скоро объяснят, что «Хванчкара» и «Киндзмараули» — это плохо, а «Инкерман», «Массандра» и «Тамань» — хорошо

Исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова отмечает, что, в России сейчас отдыхает больше россиян, чем в Турции. «На первом месте по количеству туристов у нас Россия, а потом Турция, после открытия моста Крым наполнен отдыхающими, конечно, это не только отели, но и частный сектор. Около 8 миллионов российских туристов в 2018 году побывали только в Сочи и Красной Поляне. Турция приняла 6 миллионов россиян», — заметила Наталья Осипова.

Крым и Сочи — примеры как раз вложений в инфраструктуру, позволившую (вместе с падением курса рубля) сделать отдых более доступным для широких масс. Те, кто следит за предложениями туроператоров, особенно «горящими», могут обнаружить интересные варианты и в сезон, и особенно, весной-осенью. А вот поездка на Дальний Восток или на Байкал-Алтай для жителей европейской части России — это целая история, хоть самолетом, хоть поездом получится очень недешево (во втором случае еще и очень долго). Массово перемещаться на большие расстояния, как делают современные китайцы, россиянам не по карману.

Вспоминается роман Хайнлайна «Будет скафандр, будут и путешествия», только со скафандром, то есть, финансовыми возможностями, становится все хуже. И сначала не хватает на туризм внешний, особенно с учетом курса, а потом уже и внутренний выбивает из колеи, и россияне предпочитают дома сидеть.

Впрочем, фразой «стоит взять пример с Китая» можно ограничиться, говоря не только о туризме.

Последние новости
Цитаты
Всеволод Шимов

Политолог

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня