4 поездки в год: Как в Китае развивают внутренний туризм
Пейзажные зоны, Венеции, киногорода и многое другое, что делается для развлечения китайцев внутри своей страны
Успехи Китая в экономике всем известны, но уже довольно давно китайцы не только много работают, но и активно отдыхают, как по всему миру, так и у себя дома, ведь житель Поднебесной всегда знал, что живет в самом лучшем и центральном месте Земли. С точки зрения туризма Китай действительно очень интересен, даже далекий от великой культуры этой страны человек не сможет устоять перед ее очарованием. Но современный Китай — это постоянное развитие, и в туристической отрасли Пекин также ставит конкретные экономические цели и, что не удивительно, достигает их.
В плане развития туризма до 2020 года, принятом в 2014-м, Государственный совет КНР ставил задачу достижения туристической отрасли 5% ВВП и общей суммы доходов в 5,5 триллионов юаней. Каждый китаец, согласно плану, должен ежегодно совершать 4,5 туристические поездки.
А вот данные, с которыми глава Государственного управления по делам туризма КНР Ли Цзиньцзао ознакомил в январе 2018-го. За 2017 год каждый китаец совершил 3,7 турпоездки, а доходы отрасли составили 5,4 трлн юаней. Внутренний туризм по официальной статистике занимает в этой внушительной цифре 4,57 трлн юаней. Но и по иностранным туристам Китай в числе мировых лидеров, просто внутренний рынок — он слишком велик.
Можно много говорить о развитии внутреннего туризма, но в Китае занимаются конкретными вещами, прежде всего, инвестициями. Уже в 2015 году инвестиции в туристическую отрасль Китая достигли рекордной отметки в 1 триллион юаней. Ну, с развитием транспортной инфраструктуры все понятно, новости о самых длинных мостах, суперскоростных трассах и невероятных развязках приходят из КНР постоянно. Но дело не только в этом. Государственные структуры, в частности, Управление по делам туризма, активно работает над разнообразием туристических маршрутов, пытаясь подстроиться под любой вкус. Любопытно, кстати, что борясь за внутренний рынок, в КНР не против, если деньги будут зарабатывать и зарубежные инвесторы, создавая рабочие места для китайцев. Международное сотрудничество в сфере туризма растет с пользой для всех. А для недобросовестных туристических компаний есть «черный список» и прочие наглядные проявления кнута.
Прошлой осенью группа российских журналистов, в составе которой были и корреспонденты «СП», смогла своими глазами увидеть, как развивается туризм в китайской провинции Чжэцзян. Это совсем недалеко от Шанхая в южном направлении, собственно, название исторической области Цзяннань и означает «К югу от Янцзы». Здесь город Ханчжоу, один из центров внутреннего туризма в КНР благодаря своему историческому значению и обширному культурному пласту, и крупнейший порт и также очень интересный город Нинбо, древний Шаосин со знаменитым рисовым вином, и Вэньчжоу, по дороге к которому можно посетить горы Яньданшань.
Провинция Чжэцзян — это буддийская земля, остров Путошань. Но это и современная китайская промышленность, все могущество которой хорошо осознавать в центре международной торговли города Иу. За покупками сюда идти, пожалуй, не стоит, приобретать там надо вагонами. Но достаточно просто пройтись и попробовать найти что-то, чего здесь не производят, испытать, так сказать, просторы собственной фантазии.
Люди, занимающиеся туристическим бизнесом в России, часто сетуют на сложность подсчета этих самых внутренних туристов, получения их в чистом виде без условных командировочных. В Китае, надо полагать, этим разделением не мучаются, да и не так уж важно, едет человек в турпоездку или совмещает культурную программу с делами. Хорошо, когда у граждан имеются эти самые дела — в КНР в данном вопросе проблем нет, как почти нет и пустых мест в вагонах суперскоростных поездов.
Они едут, едут, а за окном поезда и автобуса что-то строят, за исключением, конечно, тех мест, где уже построили небоскребы или огромные коттеджные поселки для «крестьян». И несложно понять, что так же планомерно работают в Китае над развитием туристической отрасли. Цели ясны, задачи определены… У вас купец, то есть, 1,4 миллиарда жителей, у нас товар — внутренний туризм.
Внимание уделяется всему, что может быть интересно туристу. От исторических объектов и памятников до музеев, мемориальных квартир выдающихся деятелей и, разумеется, пейзажных зон. Все продумано, подсчитано, имеет категорию (самая высокая ААААА — в должной степени передает предполагаемое удовольствие), и, конечно, ведется работа по созданию новых туристических объектов.
К примеру, визитной карточкой провинции Чжэцзян, а в более широком смысле области Цзяннань, являются города и деревни на реках и каналах. Исторически и климатически сложилось так, что китайских Венеций здесь всегда было много. Сейчас каждый такой городок — это находка для турбизнеса.
Нам удалось посетить две таких «Венеции». Аньчан, как вынесенная отдельно часть тоже «венецианского» Шаосина, и Ситан, расположенный между Ханчжоу и Шанхаем. Здесь можно делать фото на фоне чудесно подсвеченных мостов, кататься на лодочках, примерять традиционные костюмы, слоняться по узеньким переулкам с кучей сувенирных лавок и кафе — чего только вам ни предложат попробовать (порой действительно интересно узнать, что же это было, да языковой барьер не позволит). Ситан, которому 2,5 тысячи лет, считается относительно спокойным местом по сравнению с другими окрестными «венециями», при этом нам он показался мини-Вегасом — здесь собирается немало молодежи, выпивающей и развлекающейся, впрочем, больше всего здесь романтических парочек. Их интерес к этому городку грамотно подогревается.
Аньчан — это немного иной вариант города на воде. Местные гиды утверждают, что и у этого места тысячелетняя история, но главное — ее можно прочувствовать, так как, двери и окна открыты, и вы видите жителей по-хэмингуэевски реальными.
Еще одно популярное направление в китайском туризме — это киногорода. Кинорынок в стране развивается весьма активно, снимается множество сериалов — аудитория, естественно, огромная, а павильоны для сериалов используются и как туристические зоны. Во время съемки часть пространства огораживается, но, пожалуй, и издалека можно понаблюдать за кумирами. А еще сделать фото в костюмах популярных героев — сериалы, преимущественно, исторические.
Мы побывали в городке из Китая 19-го века, с полицейским участком и уголком для пыток, в копии дворца Гугун и в павильонах Хентяня — местного Голливуда. Везде можно прокатиться по территории, например, на копии старинного трамвая. Еще одна характерная особенность — 3D-шоу со спецэффектами. Вы сидите в очках, а в вашу ритмично сотрясающуюся кабину ломятся гангстеры, а может, придется иметь дело и с терракотовыми воинами Ши Хуанди.
Для китайского туриста, особенно с детьми, день в таком кино-городке станет одним из самых ярких воспоминаний. А какие славные фото можно сделать.
Туристу, в том числе внутреннему, нужно не так уж много. Удобно добираться, комфортно жить, вкусно есть, весело развлекаться и чтобы все это не слишком било по карману. Стоит взять пример с Китая и развивать внутренний туризм, продвигаясь в этих направлениях, а не сетовать на то, что только в Турции русский турист может отвести душу. Теплое море, конечно, важный фактор, но, как показывает китайский пример, туристу может быть интересно далеко не только оно, хотя в КНР есть и остров Хайнань, и многие другие пляжные зоны.
А что с внутренним туризмом у нас? В плане развития туристических зон прогресс есть, сейчас можно ездить не только по России дикой и прекрасной, но и туристически привлекательной и оформленной. При всех проблемах в регионах, в глаза туристам бросаются не только разрушающиеся памятники архитектуры, дожидающиеся сноса и высотки на своем месте, но и интересные музеи, в том числе заточенные под массовую аудиторию.
Исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова отмечает, что, в России сейчас отдыхает больше россиян, чем в Турции. «На первом месте по количеству туристов у нас Россия, а потом Турция, после открытия моста Крым наполнен отдыхающими, конечно, это не только отели, но и частный сектор. Около 8 миллионов российских туристов в 2018 году побывали только в Сочи и Красной Поляне. Турция приняла 6 миллионов россиян», — заметила Наталья Осипова.
Крым и Сочи — примеры как раз вложений в инфраструктуру, позволившую (вместе с падением курса рубля) сделать отдых более доступным для широких масс. Те, кто следит за предложениями туроператоров, особенно «горящими», могут обнаружить интересные варианты и в сезон, и особенно, весной-осенью. А вот поездка на Дальний Восток или на Байкал-Алтай для жителей европейской части России — это целая история, хоть самолетом, хоть поездом получится очень недешево (во втором случае еще и очень долго). Массово перемещаться на большие расстояния, как делают современные китайцы, россиянам не по карману.
Вспоминается роман Хайнлайна «Будет скафандр, будут и путешествия», только со скафандром, то есть, финансовыми возможностями, становится все хуже. И сначала не хватает на туризм внешний, особенно с учетом курса, а потом уже и внутренний выбивает из колеи, и россияне предпочитают дома сидеть.
Впрочем, фразой «стоит взять пример с Китая» можно ограничиться, говоря не только о туризме.