Характерная карта гуляет по крымским порталам. Исторический центр Севастополя, где желтыми кружками обозначен добрый десяток главных достопримечательностей города русских моряков. Например, Графская пристань и Приморский бульвар с легендарным Памятником затопленным кораблям. Матросский бульвар, где высится первый севастопольский монумент подвигу брига «Меркурий». Музей Черноморского флота, а на холме Владимирский собор-усыпальница адмиралов Нахимова, Корнилова, Истомина, Лазарева и других выдающихся флотоводцев России.
Кроме исторической значимости, все эти знаковые места являются популярнейшими туристическими объектами. Ежедневно сюда приходят сотни экскурсионных групп. И вот фишка карты в том, что ровно посредине желтых кружочков с городскими достопримечательностями жирной красной линией отмечен Главный штаб ЧФ. Откуда не взгляни, видна его белая громадина со знаменитой колоннадой, обращенной к морю. Три года назад капитально отреставрированная, а сейчас разрушенная, сгоревшая чуть ли не дотла.
Туристы реагируют по-разному. Одни, тихо матерясь, отводят взгляд. Другие тычут смартфонами и крутят зум фотоаппаратов, чтобы получше запечатлеть обугленные провалы штабных стен.
Одна радость, последнее время приезжего народа в Севастополе стало заметно меньше. Точно так же обезлюдел Южный берег. Про курортную Евпаторию вообще говорить не приходится, отсюда до фронта рукой подать. Налеты вражеских дронов и ракетные атаки по соседней авиабазе Новофедоровка идут с маниакальным постоянством.
Отдыхающих почти нет, хотя на солнечном полуострове реально продолжается лето. В нынешние выходные жара до + 32 градусов. Почти рекорд за все время наблюдений. Субботним утром морская вода на ялтинском пляже «Массандра» была + 22. Комфортней не придумаешь, однако свободных мест вокруг хоть отбавляй.
Минувшая неделя для официального Симферополя ознаменовалась визитом министра экономического развития РФ Максима Решетникова. Глава федерального ведомства провел совещание с Сергеем Аксеновым и другими руководителями республики. Вопрос поднимался животрепещущий. Тема совещания — как удержать туристическую отрасль Крымского полуострова от окончательного банкротства?
Метеорологи обещают, что купаться здесь можно будет чуть ли не до средины октября. Но бархатный сезон вянет буквально на газах, и летние итоги явно неутешительны. С самыми большими натяжками, от начала нынешнего года регион принял четыре миллиона туристов. То есть, имеем небывалый, запредельный мизер — на треть меньше статистики 2022-го, когда СВО полыхало вовсю и пассажирские самолеты в новенький аэропорт «Симферополь» уже не летали.
Для сравнения, за сезон-2021 до начала специальной военной операции, полуостров посетили 9.4 миллиона человек. Теперь соотечественники предпочитают для отдыха другие места. Ну а для самих крымчан верхняя планка в 4 млн гостей означает, что заработка, обычно позволявшего набить финансовую «подушку безопасности» и пережить безлюдное межсезонье, может не хватить.
Федеральные власти еще раз пообещали помощь в размере четырех МРОТ каждому работнику санаторно-курортного сектора, чьи объекты каким-то образом продолжают работать. Получается сумма около 65 тысяч рублей, которая типа не даст им грядущей зимой положить зубы на полку. Во всяком случае, в столице убеждены, что на такие невеликие деньги крымская провинция перебиться сможет. Тем временем цены основных продуктов питания в той же Евпатории уже на треть выше московских.
К приезду министра Решетникова спасительные МРОТ-заявки подали коллективы более трех тысяч предприятий Крыма и Севастополя. Выплаты начнутся, когда налоговая, правоохранительные органы и банкиры проверят достоверность и правильное заполнение заявок. Денег ждут не только пансионаты, санатории, отели, детские лагеря и туристические компании. Без клиентов и, соответственно, летнего дохода остались экскурсионные бюро, общепит, автотранспорт.
«Чем еще может помочь правительство?» — задавал сакраментальный вопрос глава Минэкономразвития, непосредственно курирующий туристическую отрасль страны. Как заявлено, федеральный центр выработал Программу ключевых направлений до 2030 года, в соответствии с которой предстоит «значительно увеличить предложения по отдыху». Непосредственно для Республики Крым определена роль круглогодичного морского курорта с ошеломительной среднегодовой загрузкой в 52%.
Любопытно, каким образом. Участников совещания обнадежил Игорь Вахрушев, доцент кафедры туризма факультета географии и геоэкологии Таврической академии КФУ им. Вернадского. Ученый уверяет, мол, почти гарантированной крымской перспективой становится пресловутое глобальное потепление:
— Сейчас происходят глобальные изменения климата, и потому мы находится в очень выгодной позиции. У нас реально продлевается пляжная рекреация. Море максимально нагрето за июль и август. Столь мощная «батарейка» продолжает подогревать крымский климат. Плюс сама морская вода, особенно у Южнобережья, держится в пределах 24−25 градусов тепла. Причем очень долго, до октября-ноября, из-за чего гостей обязательно станет больше.
Хочется верить, через семь лет здешний пляжный сезон действительно продлится чуть ли не до зимы. Только не слишком понятно, на какие шиши крымчанам дожидаться обещанного климатического счастья.
Оказалось, ответ есть. Ситуацию ближайшего времени должны вытянуть еще две государственные программы. Во-первых, по реабилитации военнослужащих после ранений в зоне СВО. Вторая предусматривает масштабное оздоровление жителей новых регионов. Звучит цинично, но этот контингент отдыхающих на вражеские дроны плевать хотел и ракетно-артиллерийских обстрелов не боится. Или привык к ним, как к повседневной данности.
Очень похоже, завозить на курорт жителей освобожденного юга Украины и бойцов российской армии будут за бюджетный счет. То есть, нынешняя практика Минобороны расширится на порядок. В Симферополе много говорили об опыте Советского Союза, когда сразу после Великой Отечественной крымские здравницы «начали исцелять различные недуги и заживлять раны фронтовиков» — и регион буквально расцвел.
По утверждению Сергея Аксенова, сейчас в Крыму функционируют тридцать специализированных санаториев, которые способны одномоментно принять 18 тысяч таких профильных пациентов. Ну а в целом за межсезонье 2023−2024 гг. для военных и мирного населения зоны спецоперации, включая детей, республика готова предоставить 58 тыс. «койко-мест».
Единственная проблема, абсолютное большинство этих заведений — частные. Предельно ясно, за спасибо они работать не станут. Еще сохранился десяток государственных санаториев республиканского Минздрава, который погоду явно не сделает. «По ряду мер будем просить целевое финансирование. В первую очередь, для загрузки круглогодичных средств размещения, в том числе жителями новых субъектов», — заявили московскому начальству в Симферополе.