Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Русское золото «Дмитрия Донского»: В МИД России забыли о чести?

В крейсерах, погибших в ходе Цусимского сражения, роется, кто попало

18272

По южнокорейским СМИ гуляет сенсационная новость: компания «Синиль» (Shinil Group) сообщила, что ее специалисты на днях на дне Тихого океана обнаружили русский броненосный крейсер 1 ранга «Дмитрий Донской», погибший в 1904 году в Цусимском сражении. Руководитель глубоководных работ Чин Гё Чжун заявил журналистам: «Мы уже имеем на руках доказательства, которые со 100-процентной точностью подтверждают, что обнаруженное нами судно — это „Дмитрий Донской“. Мы продемонстрируем всему миру доказательства и вещи с корабля, что, без сомнения, удивит всех. Принадлежность вещей кораблю можно будет подтвердить научными способами, чтобы не возникло никаких сомнений».

Впрочем, самое главное — не сам раритетный корабль, спущенный на воду в 1883 году. Всеобщее внимание привлекла весть, будто на борту «Дмитрия Донского», лежащего на глубине 434 метра менее чем в миле от побережья южнокорейского острова Уллындо, покоится казна 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Зиновия Рожественского, шедшей с Балтики на помощь осажденному японцами Порт-Артуру. И это не просто деньги, утверждает компания «Синиль», а поражающие воображение деньжищи — золотые слитки и монеты общим весом около 200 тонн стоимостью примерно в 133,4 миллиарда долларов. А подогрело страсти заявление, что с помощью китайских специалистов «Синиль» планирует поднять драгоценный груз до конца 2018 года.

Но переведем дух и для начала расскажем о погибшем крейсере, ставшим сегодня мировой сенсацией. Ко дню Цусимского сражения это был весьма устаревший боевой корабль со слабым артиллерийским вооружением и весьма скромной скоростью (максимум 16 узлов). К тому же еще в 1901 году в Кронштадте с него сняли большую часть 120-мм пушек, заменив их 75-мм. Тем не менее, и этого тихохода включили в состав эскадры, которая, как надеялись в Санкт-Петербурге, сумеет переломить ход русско-японской войны на Дальнем Востоке.

Видимо с учетом хилых боевых возможностей старого крейсера, в ходе сражения в Цусимском проливе японцы его практически игнорировали, сосредоточив весь огонь своей превосходной артиллерии на наших новейших броненосцах. Один за другим русские дредноуты окутывались пламенем и уходили под воду.

Читайте также

К вечеру рокового дня «Дмитрий Донской» остался один и, погасив огни, 9-узловым ходом вместе с миноносцами «Грозный» и «Бедовый» попытался прокрасться к далекому Владивостоку. Но в свете наступившего утра был обнаружен отрядом из шести быстроходных японских крейсеров и четырех миноносцев. Атакованный с обоих бортов, «Дмитрий Донской» отстреливался до последнего. Сумел вывести из строя вражеские крейсера «Нанива» и «Отава». Но и сам получил тяжелейшие повреждения и почти потерял ход. Тяжело раненный командир русского корабля капитан 1 ранга Иван Лебедев отказался спускать Андреевский флаг и приказал открыть кингстоны. В 9 часов 15 минут утра 16 мая «Дмитрий Донской» затонул.

Все это давно известно каждому, кто интересуется историей флота. Координаты гибели крейсера тоже задокументированы и нанесены на навигационные карты всего мира. Поэтому если бы не сообщения о будто бы находящихся на «Дмитрии Донском» сокровищах, история, рассказанная южнокорейцами, не вызвала бы широкого интереса. Но когда речь пошла о тоннах золота, ажиотаж за рубежом поднялся необычайный. Тем не менее, с самого начала в этом деле оказалось немало странностей.

Прежде всего: как казна 2-й Тихоокеанской эскадры могла оказаться столь внушительной? Далеко не у каждого благополучного современного государства есть международные валютные резервы такого масштаба. Да, эскадре в долгом пути вокруг Европы и почти всей Азии пришлось многократно закупать в иностранных портах продовольствие, воду, уголь, оплачивать текущий ремонт кораблей и транспортов. Но не на миллиарды же?

Говорят, царь воспользовался вооруженной оказией и заодно с кораблями Рожественского отправил некий «трансферт» для развития Дальнего Востока и оплаты военных расходов. Что, конечно, тоже сомнительно. Куда логичнее было перевозить золото железной дорогой, а не эскадрой, шедшей в крупнейшее сражение.

Да и выбор «Дмитрия Донского» для роли плавучего бронированного сейфа, как минимум, удивляет. Потому что как раз «Донского"-то японцам утопить было куда проще, чем, допустим, флагманский броненосец Рожественского «Князь Суворов». Но и тот продержался под сокрушительным огнем врага всего пять часов. А затем перевернулся и затонул, унеся с собою весь экипаж.

Еще больше мыслей про испеченную в Южной Корее обычную «утку» таит тот факт, что крейсер «Дмитрий Донской» в территориальных водах этой страны обнаруживают не первый раз. На это на другой день после пресс-конференции представителей фирмы «Синиль» с возмущением публично указал Корейский институт морских исследований и технологий (KOIST). Через южнокорейскую газету Hankyoreh KOIST там заявили, что на самом деле первыми на затонувшем русском крейсере побывали его водолазы. И сделали это еще в 2003 году, предъявив миру соответствующие фотографии. «Это нелепо, что Shinil Group присвоило находку себе, как будто они первыми его нашли», — возмутился представитель KOIST.

Тогда зачем весь этот спектакль? Возможно, разгадка кроется в том, что занимающаяся строительством и морскими перевозками фирма «Синиль» образована совсем недавно — 1 июня 2018 года. И, громко прокричав о «русском золоте», которое уже почти у них в руках, она провела мощную собственную презентацию. Во всяком случае, в ловкой биржевой спекуляции «Синиль» уже обвинило агентство Associated Press.

Однако стоит заметить, что если это так и есть, то южнокорейские ловкачи не первые на этой скользкой дорожке. Первым о «гигантской золотой казне» эскадры Рожественского еще в 1933 году написал американец Гарри Ризберг в книге о сокровищах затопленных кораблей. При этом было сказано, что большая часть слитков на самом деле таится в трюмах не «Дмитрия Донского», а другого затонувшего крейсера — «Адмирала Нахимова». Ни на какие документы при этом Ризберг не сослался. Но многие ему поверили. И пошло-поехало…

Лежащий на мелководье «Адмирал Нахимов» японцы облазили вдоль и поперек. В конце 70-х годов прошлого века японский миллионер Такео Сасагава объявил, что оплаченная им дорогостоящая подводная экспедиция на русский крейсер принесла обнадеживающие результаты. В доказательство предъявил публике фотографии неких металлических слитков, якобы поднятых из пучины. Но эксперты сразу усомнились в их подлинности — слитки были не того размера и не той формы, которыми пользовался главный банк Российской империи.

Похоже, что так оно и было. Повторным кладоискательством Сасагава больше не занимался, объясняя это внезапными финансовыми затруднениями. Но рекламу себе и своим фирмам он сделал поистине мирового масштаба.

Очень похоже, что теперь на тот же скользкий путь встали и в Южной Корее. Но значит ли это, что Россия может пропускать подобные известия мимо ушей? Нет, конечно. Погибшие в бою русские корабли ушли на дно под Андреевскими флагами. По международным законам это наши воинские захоронения, в чьих водах они бы ни находились. Находясь на дне, вне зависимости от статуса района затопления, затонувший военный корабль является собственностью государства и остается под его суверенитетом, пока это государство формально от него не откажется.

Это следует из подписанной в 2001 году «Конвенции об охране подводного культурного наследия». Среди прочего, в документе сказано: «Государства-участники обеспечивают должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах». Почему же тогда безо всякого разрешения Москвы на изувеченных в Цусимском сражении крейсерах нашей эскадры роется кто ни попадя?

Между тем, примеры цивилизованного подхода к столь деликатному делу давно созданы. В том числе — и в нашей стране. Достаточно вспомнить историю подъема золота из помещений затонувшего в апреле 1942 года в Баренцевом море британского крейсера «Эдинбург». Он, перевозивший 465 слитков золота в качестве оплаты советской стороной поставок по ленд-лизу, на пути на родину был торпедирован гитлеровской подводной лодкой в 187 милях к северу от Мурманска.

«Эдинбург» покоится на вполне доступной для водолазов глубине в 260 метров. Поэтому идея поднять ленд-лизовское золото возникла сразу же. Но ее реализация началась только в 1981 году, а продолжилась в 1986-м. Сторонами контракта стали Министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессоп Марин Рикавериз» (Jessop Marine. Recoveries Ltd.), водолазы которой и выполнили основную работу.

Читайте также

В итоге в два приема с «Эдинбурга» подняли 460 слитков общим весом 5474,6 килограмма. Распределены они были так: треть Великобритании, две трети — СССР.

Теперь, скорее всего, ни о чем подобном на «Дмитрии Донском» речи не идет. Но водолазные работы-то на нем точно продолжаются! Даже если никакого золота на крейсере не обнаружат, а ограничатся подъемом хотя бы части корпуса — почему без нас? Этот вопрос, конечно, адресован российским МИД и Минобороны.

И знаете, я, кажется, знаю, почему молчат наши военные. Вы помните историю с подъемом в 2001 году атомной подводной лодки К-141 «Курск», тоже погибшей в Баренцевом море? Кто вынес тогда на себе основную тяжесть глубоководной операции? Фирма Halliburton (США) и голландцы. Российская сторона ограничилась весьма скромным участием. Потому что на большее оказалась неспособна. И это при том, что «Курск» лежал на 108 метрах, а не на 434-х, как «Дмитрий Донской».

Судя по всему, сегодня в России изменилось немногое. Во всяком случае, специализированный портал www.Flot.com в конце прошлого года в весьма аргументированной статье о состоянии аварийно-спасательной службы ВМФ РФ утверждал: «Отчаиваться надо: 17 лет спустя „Курск“ тоже не спасли бы».

Кому хочется поглубже вникнуть в суть дела — рекомендую. Тогда и ситуация с «Дмитрием Донским» станет понятней.


Новости политики: Трамп позвал Путина в Вашингтон

Международное положение: Черногория ответила на слова Трампа об «агрессивном народе»

Последние новости
Цитаты
Евгений Минченко

Директор Международного института политической экспертизы

Владимир Букарский

Исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня