Госдеп посчитал российские ракеты и предложил продолжить разоружение
Все же украинские военные — на диво дисциплинированные люди. Стоило их президенту Петру Порошенко пару дней назад отдать приказ министру обороны, командующему Военно-Морскими силами и начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Украины «остановить российские провокации при прохождении (судами, следующими в Бердянск и Мариуполь — „СП“) украинского Керченского пролива», как на свет мгновенно стали появляться контуры будущих боевых операций ВСУ в Азовском море. Об одной из них рассказал вице-адмирал Сергей Гайдук, до апреля 2016 года — командующий Военно-Морскими силами Украины.
По словам Гайдука, происходящее в Керченском проливе, не исключено, - лишь прелюдия к более серьезным событиям в этих широтах. Адмирал считает весьма вероятной попытку РФ высадить крупный десант на азовское побережье его страны с целью захвата Мариуполя и Бердянска. Достаточных сил помешать высадке российской морской пехоты Киев не имеет. Поэтому, считает Гайдук, надо срочно заняться минированием Азовского моря.
При этом бывший командующий сделал важную оговорку: речь о массированном применении обычных морских мин не идет, малые глубины Азовского моря делают такое оружие неэффективным. А вот организовать оборону береговой черты с помощью противодесантных мин вполне возможно.
Госдеп посчитал российские ракеты и предложил продолжить разоружение
Правда, эту мысль вице-адмирал высказал довольно косноязычно: «Формирование защитных ограждений, которые являются взрывными, — это реальный шаг для предотвращения и нанесения потерь, в случае, если десант дойдет до допустимого участка».
До какого допустимого участка дойдет русский десант? Почему это допустимо и кем? Кому потери надо предотвратить, а кому нанести? Не Цицерон, конечно, недавний глава ВМСУ. Ну, да ладно. Мы все же, кажется, поняли Сергея Анатольевича. Он предлагает минировать не все море, а лишь прибрежные воды. Однако не поняли другого. Зачем Гайдук как откровение крупного стратега преподносит то, что украинские военные и без его советов давно осуществляют в этих водах?
Вспомним декабрь 2014 года. Тогда на брифинге в Киеве «пресс-офицер штаба АТО» Леонид Матюхин обнадежил соотечественников: «Украинские воины продолжают уверенно удерживать и укреплять свои позиции и обеспечивать безопасность государства. Военные саперы на юге Донецкой области отработали задачи по противодействию высадке десанта противника с моря, а также по защите береговой линии около важного объекта… Военные инженеры в составе двух подвижных отрядов заграждения установили десятки противодесантных мин вдоль участка побережья».
Чтобы картина вышла как можно более эпической, пан Матюхин добавил героического жару: «Украинские воины выходили в море на плавающих транспортерах в сложных погодных условиях, при сильном ветре и шторме в 2−4 балла».
Днем позже украинский телеканал ТСН продемонстрировал всей Украине, как выглядел этот подвиг отрядов заграждения где-то в районе Мариуполя. Мины ставили вручную, сбрасывая их в воду с легкобронированного гусеничного ПТС-2 (плавающий транспортер средний). Судя по кадрам, морское дно заваливали устаревшими советскими противодесантными минами ПДМ-1М.
Участвовавший в этой работе некий «боец ВСУ» Владимир Жуков свои действия на борту ПТС-2 телевизионщикам комментировал довольно примитивно, зато доходчиво: «Отсюда будет торчать шпилька. Идет корабль противника или подводная лодка, он цепляет ее, она начинает дребезжать, срабатывает и приводит мину в действие».
Вообще-то то, что украинский сапер Жуков, признавшийся заодно, что никогда с подобными минами прежде ему работать не приходилось, назвал «шпилькой», в техническом руководстве по мине ПДМ-1М именуется штангой. Сам этот боеприпас, изобретенный почти при царе Горохе (принят на вооружение в 1957 году), несет заряд тротила весом 10 килограммов. Состоит из стального корпуса полусферической формы. Имеет механический взрыватель типа ВПДМ-1М с запалом МД-10. Устанавливается на глубинах от 1,1 до 6 метров. В случае, если любое идущее к берегу плавсредство или даже топающий вброд десантник, задевает ту самую вертикально торчащую под водой «шпильку» и с усилием 18−26 килограммов отклоняет ее минимум на 10 градусов — следует подрыв.
В нашем случае вот, что особенно важно. На месте инженерную мину ПДМ-1М удерживает массивная чугунная плита весом в 60 килограммов. Рассчитана она на шторм всего в пять баллов. Если волнение моря сильнее — ПДМ-1М может утащить далеко в сторону. Тем более — по песчаному дну, которое в Азовском море преобладает.
Поэтому нет никакой уверенности, что установленные под Мариуполем три с половиной года назад минно-взрывные противодесантные заграждения и сегодня ждут своего часа там, куда их в 2014 году посбрасывали саперы ВСУ. А механизма самоликвидации в этих боеприпасах, в отличие, например, от американского аналога — противодесантной мины ДМ-51 — не предусмотрено. Рвануть детища давно ушедших на покой советских конструкторов способны и через три года, и через десять. Вот только где и под кем?
В том, что это не пустые опасения, Киев раз уже убедился. 7 июня 2015 года в 14.20 по местному времени в Мариуполе при выходе со стоянки Мариупольского отряда морской охраны Государственной пограничной службы Украины подорвался и затонул пограничный катер BG 22 проекта UMS-100. Взрыв произошел недалеко от Азовского судоремонтного завода (Приморский район Мариуполя). Из семи человек экипажа шестеро были ранены (один впоследствии скончался). А командира катера так и не нашли, числится пропавшим без вести.
Поскольку никому на Украине не могло прийти в голову минировать подходы к причалам собственных морских пограничников, а у ополченцев Донбасса в ту пору никаких морских мин не было и в помине, остается единственное: штормом одну или несколько установленных саперами-неумехами ПДМ-1М подтащило к выходу из порта. И несчастный скоростной BG 22 на мелководье на полном ходу задел ее «шпильку».
Стоит заметить, что подобные новости способны отвратить иностранных моряков от Мариуполя и Бердянска еще быстрее, чем подозрительно участившиеся после захвата «Норда» проверки российских пограничников в Керченском проливе. Ведь у их приходящих за зерном и металлом сухогрузов осадка куда больше, чем у крохотного BG 22. И значит наткнуться на опасный «сюрприз» на входе в порт куда вероятней. А то, что такого пока с иностранцами не произошло — дело случая.
Тем более удивительно, что вице-адмирал Гайдук об этом совершенно не задумывается и предлагает продолжить минирование Азовского моря еще более ударными темпами. И дальше несет что-то и вовсе несусветное. Когда беседовавший с экс-командующим журналист выразил сомнения, что таким образом Украина рискует заблокировать и собственное судоходство, Гайдук с ходу решительно отмел резоны дилетанта: «Это просто. Есть понятие „фарватер военный контролируемый“. Все минные поля и заграждения наносятся на карты. Караваны судов проводят по этим фарватерам».
Какие фарватеры, если речь идет о противодесантных минах где-то почти в полосе прибоя? Зачем места их установки наносить на карты? И, наконец, кто те самые фарватеры станет контролировать? Уж не единственный ли оставшийся в составе украинского флота рейдовый тральщик «Геническ» (U360), в ВМФ СССР из-за скромных боевых возможностей даже не удостоенный имени — просто РТ-214? Так даже «Геническ» сегодня прозябает в Одессе. И в Азовское море может перебраться разве что на ковре-самолете особо волшебной грузоподъемности.
Таким образом, речь идет об абсолютно безответственном предложении просто засыпать эти закипающие от политической напряженности воды инженерными минами. И ладно бы такой шаг нес угрозу только украинским морякам и их торговым партнерам из дальнего зарубежья. Но совсем неподалеку от Мариуполя много веков назад по указу Петра Первого был проложен Азово-Донской морской канал, обеспечивающий проход крупнотоннажных судов в российские порты Таганрог, Азов и Ростов-на-Дону. Канал и сегодня имеет важное народно-хозяйственное значение для нашей страны. Что если когда-нибудь хотя бы часть сорванных штормом бесчисленных украинских противодесантных мин окажется в ковшах наших землечерпалок, бесконечно углубляющих этот фарватер?
Самое удивительное, что и вице-адмирал Гайдук, и его начальство в Киеве на самом деле отлично осознают, что на самом деле никто никакого десанта ни под Мариуполь, ни Бердянск высаживать не собирается. В этом просто нет необходимости. Если дела в тех краях пойдут так же, как движутся сегодня, эти города Украина и так, скорее всего, потеряет.
Их население живет морем. Доходы портов и добыча рыбы — вот основные источники пополнения бюджетов обоих городов. И то, и другое сегодня под вопросом. И Киев отлично понимает почему. Явно по приказу оттуда 25 марта украинские морские пограничники близ Бердянской косы захватили крымский сейнер «Норд», занятый ловом тюльки. И четвертый месяц мурыжат его и экипаж, не отпуская на родину.
Разве для кого-то в мире тайна, что военно-политическая напряженность в Азовском море стала стремительно возрастать именно после ареста «Норда», а не оттого, что на горизонте внезапно замаячили силуэты российских десантных кораблей?
Да, дело крошечного «Норда» для обескураженной Украины быстро приобрело просто стратегические масштабы. Российские пограничные катера в Керченском проливе и в Азовском море начали особо тщательные и на диво продолжительные проверки судов, идущих в украинские порты. Простои на якорях стали исчисляться не часами, а сутками. Соответственно — скаканули вверх и убытки судовладельцев, а также самих портов. Пока счет потерь в этом разрастающемся кризисе идет на сотни тысяч долларов. А скоро пойдет на десятки миллионов. На такие суммы можно купить целую флотилию «Нордов». А он, единственный, как засланный ФСБ, стоит у причала и злобно медленно грызет экономику Украины.
Никакими минами это положение не исправить. Пора кричать «Простите нас, бандеровский бес снова попутал!». И на коленях умолять Москву поскорее забрать злокозненный «Норд» из Бердянска обратно в Керчь.
Есть все признаки, что на самом деле такое уже происходит. Только, как многое в Киеве, -через известное место.
Вот, например, в четверг в Херсоне перед журналистами показался заместитель начальника управления так называемой «прокуратуры Автономной Республики Крым» Украины Егор Ребров. И на «голубом глазу» брякнул: «Экипажу судна „Норд“ ничего не угрожает. К ним правоохранительные органы Автономной Республики Крым никаких претензий, скажем так, не имеют. С ними были проведены все необходимые процессуальные действия. Они являются свидетелями. На сегодняшний момент они как граждане Украины могут вполне на законных основаниях вернуться домой. Почему они этого не делают — это вопрос больше к ним».
То есть — странные люди, эти рыбаки с «Норда». Их на Украине, оказывается, никто не задерживает, а они чего-то с конца марта тянут с отъездом. Не будут же гостеприимные украинские прокуроры взрослых людей взашей разгонять по домам?
Однако шутки сторону. То, что в Херсоне промямлил якобы «крымский» прокурор, которому вход на полуостров давно заказан, действительно выглядит как заискивающее извинение государства Украина перед государством Россия. Но какое-то, на мой взгляд, слишком уж застенчивое.
Нет, ребята. Вы заявляете о готовности вернуть рыбаков арестованного сейнера? Но почему-то лишь после предъявления на границе украинских, а не российских паспортов. Возможно, документ в синей обложке с «тризубом» на самом деле хотя бы у части из моряков после 2014 года валяется где-то в домашней тумбочке. Но, вероятнее всего, вам это бумаженцию никто не предъявит. Дело пошло на принцип. От Киева в деле «Норда» требуется только полная и безоговорочная капитуляция. Только белый флаг! Без него — никаких переговоров.
Да, и не забудьте вернуть в Керчь сам «Норд»! И оплатить понесенные его рыбаками убытки. А как вы, панове, хотели?
Почему Юлия Тимошенко теперь прикидывается сторонницей мира на Украине
Да, обидно для Киева. Да, унизительно. Да, губительно для Порошенко. Особенно накануне президентских выборов, до которых ему осталось чуть больше полугода. Но за проказы «бандеровского беса» в Азовском море приходится дорого платить. Киеву весьма наглядно и жутко доходчиво разъясняют это буквально ежедневно. Вот лишь последние новости этого жесткого, хотя и безмолвного диалога между Москвой и Киевом.
По данным специализированного украинского сайта «Майдан иностранных дел», сразу же после того, как Порошенко рассказал о своем приказе Вооруженным силам Украины срочно навести порядок в Керченском проливе, с проверками судов, следующих в азовские порты Украины и обратно все стало только еще хуже.
Главный редактор этого издания Андрей Клименко в отчаянии письменно признался: «Относительно кризиса в Азовском море — РФ на этой неделе резко изменила тактику блокады украинских портов — возможно, в том числе из-за погоды и штормовых предупреждений по шквалам (то есть условий, при которых катера береговой охраны ФСБ РФ могли не выходить в море). Начиная
В предыдущие недели средняя продолжительность искусственной задержки составляла 21−23 часов, с 14.07
Так в среднем, сетует Клименко, — это еще щадяще. А вот, допустим, ливанский сухогруз FK HATICE, который шел из Бердянска в Самсун (Турция), на этой неделе простоял на якоре в ожидании разрешения на проход 85 часов. А турецкое судно GEMINI MAESTRO на пути из Мариуполя в Ортону (Италия) потеряло 75 часов.
Ау, Киев! «Норд» возвращать и каяться будем? А то ведь эти экономические бедствия, скорее всего, для вас никогда не кончатся. У российских пограничных кораблей топлива, а также терпения у их экипажей хватит.
И не надо играть с древними противодесантными минами. Это просто опасно, отставной вице-адмирал Гайдук! Примерно, как стучать о стальную палубу ржавой боеголовкой.
Новости Украины: Экс-командующий ВМС Украины считает крымчан «инвалидами»