Пентагон объявил тендер на поставку ВВС Украины навигационного оборудования для «слепой» посадки. Им оборудуют военный аэродром в Староконстантинове. Об этом говорится в специальном заявлении ВВС США.
Речь идет о дальномерных радиомаяках и сверхчастотных всенаправленных азимутальных радиомаяках. Кроме того, подрядчик должен будет обеспечить обслуживание техники, а также обучить военнослужащих ее эксплуатации.
В заявлении американских ВВС особо подчеркивается, что Вашингтон не будет брать на себя никакие траты, связанные с выполнением этого контракта. Заявки от претендентов — военно-промышленных корпораций США — военное ведомство будет принимать по 5 апреля.
Теперь два слова о том, что дает такое оборудование. Система «слепой» посадки позволяет пилотам садиться на любые аэродромы при нулевой видимости. Стоимость одного комплекта оборудования составляет несколько сотен тысяч долларов.
У нас системы «слепой» посадки разрабатывались еще в советское время. Изначально они требовались, прежде всего, для воздушных мишеней. Воздушные мишени в СССР делали три завода, их не хватало для испытаний перехватчиков, и потому очень актуальной была автоматическая посадка. Оборудованная системой «слепой» посадки, воздушная мишень по командам с земли заходила на посадку и спокойно садилась.
В 2012 году «Известия» писали, что ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» в подмосковном Жуковском подготовил к государственным испытаниям спутниковый радионавигационный комплекс для морской авиации, обеспечивающий «слепую» посадку. Он должен заменить существующие инерциальные и спутниковые системы навигации, вычисляющие координаты по движениям самолета с момента взлета с корректировкой по GPS и ГЛОНАСС.
По данным издания, комплекс использует так называемую относительную навигацию. Суть ее в том, что сигналы GPS и ГЛОНАСС получает не один, а два самолета, которые затем обмениваются координатами друг с другом в режиме реального времени. Благодаря этому вычислительные системы обеих машин позволяют повысить точность определения координат до 10 сантиметров. Таким образом может быть обеспечена точнейшая «слепая» посадка самолета вплоть до касания полосы.
Обновление координат производится несколько раз в секунду. При этом пилот может создать визуальную метку на приборной панели или индикаторе летной обстановки и, выдерживая ее в нужном положении, вывести самолет на посадку. Это дает возможность выполнять взлет, посадку и руление без визуального контакта с землей.
Испытания для военной авиации производились на летающей лаборатории Су-30. В частности, самолет выполнял безвизуальный заход на посадку и касание палубы авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». «Известия» отмечали, что благодаря такому комплексу навигации выполнить посадку на палубу может даже не слишком опытный пилот.
Какие стратегические преимущества даст аналогичный американский комплекс украинским пилотам — не вполне ясно. Аэродром в Староконстантинове — это не окутанная туманом палуба «Кузнецова». К тому же его украинские летчики наверняка знают, как свои пять пальцев.
Поэтому правдоподобной представляется версия, что американцы на деньги Киева оборудуют аэродром для себя — для обеспечения навигацией самолетов НАТО. Зачем они это делают?
— Оборудование для «слепой» посадки — завлекуха, чтобы заставить Киев общаться с американским ВПК, а не с российским, — уверен заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Все навигационное оборудование, которое стоит сегодня на аэродромах Украины — советского производства. Соответственно, львиная доля заводов, которые выпускают к нему запчасти, находится на территории России.
Американская система связана с GPS, и осуществляет «слепую» посадку без традиционных навигационных приборов, которые стоят на наших и украинских аэродромах. И задача сейчас стоит так: модернизировать аэродром в Староконстантинове, чтобы на него могли без проблем садиться и самолеты НАТО, и украинские самолеты, дооборудованные соответствующими системами навигации американского производства.
Подчеркну: дооборудовать в перспективе придется все самолеты Украины, потому что аэродром в Староконстантинове может использоваться не только как военный, но и как совместного базирования с гражданскими бортами. А это сулит крупные контракты для американского ВПК. По сути, оборудование для «слепой» посадки — это еще одна экономическая удавка на шее Киева.
«СП»: — Вы лично летали с аэродрома в Староконстантинове. Что он собой представляет, в чем имеет ценность для НАТО?
— Аэродром в Староконстантинове — оперативно-стратегическая точка для выполнения разведывательных полетов в мирное время. Это центр Украины — но ближе, конечно, к Западной Украине. Там недалеко и польские границы, и белорусские, и — разумеется — российские.
В принципе, это обычный аэродром военного назначения. Там 2500 м взлетная полоса, ширина 60−90 м с учетом боковых полос безопасности, и по 200−250 м полосы подхода. Плюс большая центральная заправочная площадка (ЦЗП) — она была электрифицирована под заправку топливом и зарядку аккумуляторов.
В каком состоянии сейчас находится этот аэродром, судить трудно. Но он всегда содержался удовлетворительно — то есть, состояние его рабочее для всех самолетов военной авиации.
Добавлю, что подходы к аэродрому вполне удобные. Но не надо забывать, что там и климат достаточно интересный: большая влажность, значительные перепады температур ночь-день, практически постоянная дымка, сильные туманы весной и осенью, и даже снежные заряды зимой.
Все это дает мне право утверждать, что аэродром в Староконстантинове для повседневной эксплуатации — достаточно сложный.
«СП»: — Если самолеты ВВС Украины будут оборудованы американской системой, и смогут без проблем садиться на этот аэродром — это даст им стратегическое преимущество?
— Принципиально система «слепой» посадки ситуации с ВВС Украины не изменит. Но она позволит улучшить работоспособность и боеспособность тех подразделений, которые будут базироваться в Староконстантинове. Сами понимаете, точностные характеристики при выполнении посадки очень важны.
Я, кроме того, думаю, что у Украины хватит ума сохранить старую советскую систему навигации. Она вполне надежная, а главное, она сделана с расчетом именно на военное время. Все эти GPS и ГЛОНАСС — системы более сложные и проблемные.
К тому же, сохранив советское оборудование, Украина подстрахует себя на случай, если рассорится с Западом, и возобновит сотрудничество с Россией. При таком сценарии система GPS может быть отключена, либо, что даже хуже, в нее может вводиться дополнительный ложный сигнал, и тогда точностные характеристики будут резко ухудшаться.
«СП»: — Можно ли сказать, что наши системы «слепой» посадки ничем не хуже американских?
— На сегодня, думаю, по характеристикам российские и американские системы почти одинаковы. У нас есть система, которая работает с аппаратурой GPS и ГЛОНАСС, и может ставиться на самолеты, которые мы поставляем в Индию и Китай. Есть и прежняя система ОСП — основная система посадки. Она предусматривает курсо-глиссадную систему, а также систему посадки с контролем по обзорному радиолокатору.
В целом, я считаю, ОСП — достаточная система для выполнения боевых задач. Повторюсь, что в боевых условиях очень важно иметь самостоятельность и мобильность систем, обеспечивающих взлет и посадку. Военная авиация не работает на стационарных аэродромах. Она может базироваться на них, но по сигналу тревоги все оборудование сворачивается, и уходит на оперативный аэродром. Полк или дивизия в угрожаемый период никогда не будут работать с аэродрома, на котором в мирное время базируются. В этих условиях американская система «слепой» посадки явно не будет панацеей.
Военные новости: Путин рассказал о новой ракете
Военные технологии: Россия теряет «точку опоры» в боевой авиации