Северный флот ВМФ РФ сел на мель

Утопленный в ноябре прошлого года огромный плавучий док перегородил Кольский залив

  
17078
На фото: авианосец ВМФ России "Адмирал Кузнецов" в плавдоке ПД-50 82-го судоремонтного завода.
На фото: авианосец ВМФ России «Адмирал Кузнецов» в плавдоке ПД-50 82-го судоремонтного завода. (Фото: Лев Федосеев/ТАСС)

Интернет-ресурс Flotprom.ru со ссылкой на свои источники сообщил о перспективе поднятия затонувшего плавучего дока ПД-50. Авария, напомним, произошла в Мурманске на территории 82-го судоремонтного завода 30 октября 2018 года при выводе из дока ремонтирующегося авианосца «Адмирал Кузнецов».

Это было ЧП всероссийского масштаба, поскольку ВМФ России лишился одного из двух крупнейших плавучих доков, способных обслуживать крупнотоннажные корабли. Причем уцелевший ПД-41 находится на Дальнем Востоке, куда кораблям Северного флота, требующим ремонта, просто не добраться.

Драматические события развивались следующим образом. Во время вывода «Адмирала Кузнецова» из дока в связи со сложной метеорологической обстановкой начались перебои с электричеством, которое подавалось с берега на док. Прекратилась работа откачивающих насосов, вода начала неконтролируемо поступать в балластные цистерны дока. Появился крен, который постепенно возрастал. Этого удалось бы избежать, если бы начали работать дизель-генераторы, запитывающие насосы. Однако компания «Роснефть», в 2015 году приобретя завод вместе с ПД-50, оптимизировала затраты, расформировав бригаду, обслуживающую генераторы. Соответственно, и дизельное топливо было вычеркнуто из статей расходов.

Читайте также
Российский спутник-киллер подобрался  к секретному аппарату США Российский спутник-киллер подобрался к секретному аппарату США Новая война начнется в космосе

Когда крен достиг критического уровня, ПД-50 начал тонуть. Один из двух кранов дока грузоподъемностью 50 тонн упал на кормовую часть авианосца. Образовалась пробоина размерами 4×5 метров. Погибли два человека.

Экипажу «Адмирала Кузнецова» удалось спасти корабль. И он без винтов, которые прежде демонтировали, был отбуксирован на 35-й судоремонтный завод, филиал «Звездочки».

Док утонул. И это громадная потеря — как для ВМФ, так и финансовая. Потому что строить нечто аналогичное придется за границей. Да еще могут и не взяться за это дело в связи с тем, что Россию со всех сторон обложили санкциями. А ПД-50 относится к инженерным сооружениям военного назначения. А если и возьмутся, то у нас может денег не хватить. Хотя, если по справедливости, за строительство нового дока должна заплатить «Роснефть», которая утопила старый.

Не прошло и месяца, как российское начальство, по традиции путая желаемое и действительное, начало заявлять, что ПД-50 совсем скоро будет поднят со дна Кольского залива. Поскольку он затрудняет судоходство и нормальную работу 82-го завода. Наиболее оптимистично был настроен министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Док находится на глубине в 40 метров с 30-градусным креном. При этом существует угроза сползания его во впадину глубиной в 100 метров. Прошло уже 10 месяцев со дня аварии, однако так до конца и не установлено, насколько он может быть восстановлен в случае подъема. Ведь он получил удар при столкновении с каменистым дном.

При этом первоначальный оптимизм постепенно улетучивается. На первых порах эксперты, исходя из соображений здравого смысла, говорили о том, что, в принципе, технология подъема ПД-50 понятна. Однако работы обойдутся очень дорого. Если целы балластные цистерны дока, то следует подавать в них воздух под давлением, следя за тем, чтобы нагрузка на корпус была равномерной, не угрожающей разломом конструкции 330-метровой длины.

Если цистерны повреждены, то необходимо воспользоваться понтонами, которые опять-таки при накачивании их воздухом поднимут док до надводного состояния. А затем уж надо будет устранять повреждения корпуса при помощи надводной и подводной сварки.

Через некоторое время популярным стало мнение о том, что для подъема дока и его последующего ремонта лучше будет пригласить шведов, которые его и построили. Идея рациональная. Однако она не учитывает то обстоятельство, что в Гетеборге уже давно закрылись верфи, на которых исполнялся заказ ВМФ СССР. Ну, а инженеры-судостроители, которые руководили строительством, по прошествии сорока лет, стали уже очень пожилыми людьми.

Теперь вызрела иная идея, о чем и сообщают источники Flotprom.ru. Руководство отрасли склоняется к тому, чтобы выполнить подъем затонувшего дока своими силами. Однако для этого нет необходимых технологий. И это в высшей степени странно. Потому что в составе ВМФ России действует основанный в 1945 году Научно-исследовательский институт спасания и подводных технологий, входящий в состав Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия».

Вот этот НИИ и развивает соответствующие технологии, взращивает кандидатов наук и докторов, осуществляет научно-практическое руководство при проведении сложных спасательных работ. Вот что говорится об этом учреждении на сайте Министерства обороны:

«Институт известен как единственный в России прикладной научно-исследовательский центр, занимающийся развитием аварийно-спасательного дела, средств и способов проведения водолазных, судоподъемных и глубоководных работ. Его научно-исследовательский отдел подъема затонувших объектов является уникальным и не имеет аналогов в других ведомствах. Специалисты института на протяжении последних 10 лет принимали активное участие во множестве судоподъемных работ, взаимодействуя с другими ведомствами и предприятиями промышленности, и получили широкое признание». На счету НИИ участие в подъеме лодок «Курск» и С-189″.

И вот теперь нам сообщают, что перед разработкой непосредственного проекта подъема ПД-50 необходимо провести ряд серьезных опытно-конструкторских работ. И при этом задействовать придется не только НИИ спасания и подводных технологий, но и целый ряд других научных и конструкторских организаций. А для этого необходимы дополнительные средства. И, разумеется, время. Практика показывает, что на любую ОКР уходит не меньше трех лет. А потом на основании ОКР можно будет приступить и непосредственно к подъему.

Как сообщает источник в ВМФ, вопрос о том, что поднимать док будут собственными силами уже практически решен. Однако исполнители пока не определены. Нет технического задания. Не определен и бюджет.

И это по прошествии десяти месяцев.

Читайте также
Москва осознала: Тихоокеанский рубеж России почти беззащитен Москва осознала: Тихоокеанский рубеж России почти беззащитен Все, что способны делать наши корабелы, приказано срочно гнать на Дальний Восток. Но этого уже мало

Ну, а результатом драматической истории с ПД-50 стала серьезнейшая проблема с ремонтом и модернизацией самого авианосца «Адмирал Кузнецов». Для него намереваются реконструировать два сухих дока на 35-м судоремонтном заводе, объединив их в один. Эта идея родилась полгода назад. При этом руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявило, что на реконструкцию будет затрачена пара месяцев. И на срок завершения модернизации «Адмирала Кузнецова» это не повлияет, он будет готов в 2021 году. В конце августа на 35-м заводе наконец-то появились строители. И на модернизацию доков они затребовали уже один год. Но при этом руководство ОСК опять, словно мантру, повторяет: авианосец будет готов в 2021 году. Печальное зрелище. Интересно, что президент ОСК Алексей Рахманов будет говорить через год, когда строители будут продолжать вгрызаться в скалистый грунт?

Наша справка

ПД-50 — это грандиозное инженерное сооружение, предназначенное для технического обслуживания кораблей и судов, водоизмещение которых превышает 25 тыс. тонн. Длина дока — 330 м, ширина — 88 м, осадка — 6,2 м, грузоподъемность — 80 тыс. т, полное водоизмещение — 216 тыс. т. Экипаж — 175 человек. Док строили по заказу ВМФ СССР в Гетеборге сразу на двух верфях, изготавливая секции, всего их восемь, которые затем сваривались. Строительство вместе с транспортировкой дока заказчику продолжалось два года — с 1978 года по 1980 год.


Военное обозрение: Российский спутник-киллер подобрался к секретному аппарату США

Военные новости: США назвали своих противников в космосе

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня