Мониторить китайские СМИ — занятие весьма полезное, тем более, если учитывать ситуацию с пандемией: все-таки Поднебесная первой справилась с коронавирусом, и нам есть чему у нее поучиться. Но сейчас речь совсем о другом. О нашем выдающемся во всех смыслах танке Т-14 «Армата». Недавно много шуму в сети наделали новости о применении новейшей российской боевой техники в ходе боевых действий в Сирии. Были опубликованы занимательные фотографии на фоне какого-то разрушенного сирийского города, картинно красивые кадры в пустыне на фоне заходящего солнца и тому подобное, а российские чиновники поспешили нас проинформировать об испытании танка в Сирии. А министр промышленности и торговли Денис Мантуров и вовсе заявил, что танк был проверен в «боевых условиях». В общем, все замечательно, и с 2021 года Россия может начать серийное производство техники для армии и производство на экспорт. Что ж, планы отличные, и если в этом есть пускай даже половина правды, то дело можно было считать успешным, если не полученный антипиар.
По сообщениям СМИ, новейшие российские боевые машины были задействованы в наступательной операции сирийских правительственных сил против террористов. Однако сирийцы попали в засаду, которую устроили боевики недалеко от границы провинции Латакия. В результате один Т-14 был уничтожен противотанковым ракетным комплексом. Также получили повреждения еще две единицы такой техники.
Возникли большие сомнения по поводу мощи «Арматы» и у китайцев. Популярное китайское издание Sina News в последнее время довольно часто публикует материалы, где упоминается наш уже успевший стать легендарным, несмотря на завесу таинственности, танк Т-14. В одном из военных обозрений рассматривается следующий момент. Россия в свое время поставила танки Т-90 в Сирию. Т-90 — мощная техника, не уступающая по характеристикам многим самым современным танкам сильнейших армий мира, но по какому-то идиотскому стечению обстоятельств большое количество этой чудо-техники оказалось в руках врагов Дамаска. То вооруженная оппозиция захватит единицу, то террористы совершат успешную атаку и отберут танк, то системы защиты не справятся с банальной задачей и так далее. В общем, получается, что такая ценная и эффективная техника в сирийских условиях не такая уж и неуязвимая — всегда есть риск, что ее могут либо уничтожить, либо захватить. И тут нет ничего странного — война всегда чревата подобными проблемами для любой даже самой развитой в техническом плане страны. Американцы когда-то в Могадишо тоже получили по шапке, сражаясь против слабо вооруженной и плохо организованной толпы повстанцев, да и Вьетнам никто не забыл. Куча примеров.
Только вот с Т-14 у нас нет возможности так рассуждать. Ведь танк этот, как мы все знаем, конструировался, создавался, оснащался в режиме секретности. Мы не хотели допустить, чтобы кто-то смог пронюхать, как там что устроено. Ходили даже слухи, что американцы и их союзники обещали сирийским боевикам огромные деньги за захват или уничтожение Т-14. И тут вдруг наше военное руководство, зная, что дело еще не дошло даже до серийного производства, принимает решение отправить танк в гущу сражения. А что если возникнут какие-то непредвиденные обстоятельства, даже если предположить, что военные для такого теста выбрали самый безопасный сценарий, где технике почти ничего не угрожает? Насколько мы знаем, разведывательные службы США работают просто отменно, и при этом они, что уже не раз было доказано, активно взаимодействуют с теми, кого мы в Сирии считаем врагами. Как-то неразумно. Весьма хорошо ситуация характеризуется следующими словами из статьи Sina News: «Мир не видел, чтобы Т-14 действительно принимал участие в боевых действия. Если один из этих танков будет потерян, репутация России будет серьезно подорвана». Что ж, не поспоришь.
В другом военном обозрении критике подвергаются опубликованные фотографии, где якобы запечатлен Т-14 в Сирии. Очень легко определить, что это — монтаж. Руины, на фоне которых запечатлен танк — старые фото разбомбленного Алеппо. Другие «боевые» фото являются аналогичным вклеиванием изображения танка в нужные виды. Здесь же развивается мысль о том, что Т-14 — весьма и весьма похож на Су-57, который, как отмечают наши китайские коллеги, подвергся серьезной критике со стороны экспертов. Они похожи тем, что оба по максимуму оберегаются российским Министерством обороны. В итоге, вывод такой — танк «не участвовал ни в каких реальных боях».
То, что происходит сейчас — стремление «повысить свою репутацию» и «заложить основу для будущего экспорта». Весьма интересно, что в конце этого материала допускается возможность утечки информации о танке от сирийских правительственных сил, которые союзничают с нами. Оттого России необходима максимальная секретность, по сути, отвергающая возможность одновременного присутствия на поле боя сирийцев и наших танков Т-14. Также в материалах обозначенного издания указывается, что за последние годы у танка было выявлено большое количество технических недостатков (боле 150 — авт.).
Что ж, с задачей секретности наши чиновники и военные справляются хорошо, только вот с задачей демонстрации абсолютной уникальности танка «нового поколения» у нас пока выходит как-то не очень. Да, шумихи много, но без демонстрации реальных возможностей вряд ли мы найдем много желающих купить навороченную технику, тем более что потенциальными покупателями будут не самые богатые страны — классическая Индия и наш верный друг Иран. Они явно не захотят покупать кота в мешке, так что, как бы мы того не хотели, но рано или поздно Т-14 будет вынужден засветиться в Идлибе (просто это самая очевидная возможность, да и ковать надо, пока горячо — авт.) или где-нибудь еще. Иначе с финансовой точки зрения проект точно провалится.
75 лет Победы: Бессмертный полк «СП» собирает своих героев