Как-то уже устоялось, что говоря о ледоколах, подразумевается, что это именно атомные ледоколы, при этом понятно, что такие есть только в России. Это аксиома, во второй части подобного утверждения уж точно — атомные ледоколы, действительно, ходят исключительно под российским флагом. При этом Россия располагает и множеством иных судов ледового и ледокольного класса — у нас не Гавайи с Ямайкой, а Север и Арктика, без трусов в воду не войдешь, здесь на виндсерфинге, да и на авианосце, особо не походишь.
Сейчас отечественный ледокольный флот пополнился судном, которому дали имя «Виктор Черномырдин». Этот дизель-электрический ледокол стал самым крупным, спроектированным российскими конструкторами и заложенным на отечественной верфи («Балтийский завод — Судостроение» БЗС) в ХХI веке. Учитывая значимость события на церемонию подъёма государственного флага России на судне 3 ноября (в годовщину смерти бывшего главы правительства) в Санкт-Петербург прибыл президент Владимир Путин. Здесь можно отметить, что ранее суда подобного класса и мощности (ледоколы типа «Ермак» и «Капитан Сорокин») строились для Советского Союза в Финляндии, последнее из которых было введено в эксплуатацию в 1975 году.
На выходе ледокол проекта 22600 «Виктор Черномырдин», который ещё неофициально называют «Степанычем» — по отчеству экс-премьера, получился весьма внушительным. Это судно, с мощностью 25 МВт на винтах, имеет ледовый класс Icebreaker8, позволяющее проходить льды толщиной до двух метров непрерывным ходом со скоростью до двух узлов (на открытой воде ледокол способен развивать скорость до 17,8 узлов). Оно способно поворачиваться во льдах фактически на месте на 360 градусов.
Из прочего известно, что длина «Виктора Черномырдина» составляет 142 метра, ширина — 29 метров, водоизмещение 22 258 тонн (для примера, строящиеся сейчас фрегаты проекта 22359 «Адмирал Горшков», имеют водоизмещение 4550 тонн — шлюпка по сравнению со «Степанычем»). Автономность плавания ледокола — 60 суток, экипаж — 38 человек, помимо которых он может принять на борт 90 человек спецперсонала — как целую научную экспедицию, так и, предположим, полноценную роту арктических мотострелков со штатным вооружением. К слову, судно оборудовано и двумя вертолётными площадками, а также способно перевозить крупнотоннажные грузы. Эпитетов в адрес «Виктор Черномырдин» звучит немало, это действительно современное, высокотехнологичное и маневренное судно, с высокой степенью автоматики, оснащенное инновационным дизель-электрическим движителем. А ещё один из главных поводов для восторгов — этот ледокол является продуктом реализованным полностью в России.
Здесь можно добавить немного дёгтя в эту бочку мёда. Помните фразу: «Как яхту назовёшь, так она и поплывёт?». Эпоха премьерства Виктора Степановича Черномырдина, а это были «лихие» 1992−1998 года, запомнилась различными катаклизмами — непростое было время, что и говорить. У ледокола «Виктор Черномырдин» за время постройки (длилась она дольше, чем был срок премьерства самого Черномырдина В.С.) до сегодняшнего дня тоже была замысловатая и непростая история. Ну, и как же без Путина?
Заказ на строительство ледокола был получен в 2011 году и уже в 2012-м на верфи БЗС начались работы по его постройке. Их завершение планировалось на 2014 год, с последующим вводом судна в эксплуатацию в 2015 году. Проблемы начались из-за немецкой верфи Nordic Yard, с которой был заключён контракт на изготовление надстройки для ледокола — заказали жилой блок массой около 2,5 тысяч тонн стоимостью в 1,5 миллиарда рублей. В Германию ушёл аванс в размере 223 миллиона рублей, однако выявленные вскоре ошибки проектной документации приостановили исполнение контракта, а в 2016 году он был и вовсе разорван. Объяснялось это тем, что после кризиса 2014 года (курс рубля по отношению к иностранным валютам, как помним, тогда стремительно «обвалился»), стало выгоднее сделать надстройку в России.
Впрочем, как в любом деле, и в этой истории есть свои нюансы. Один из них заключается в том, что на тот момент (с 2009 по 2016 годы) двумя верфями Nordic Yard владел, по крайней мере, называл себя их «хозяином», российский бизнесмен Виталий Юсуфов — сын бывшего спецпредставителя президента по международному энергетическому сотрудничеству Игоря Юсуфова (оба Юсуфовы — «выходцы» из «Газпрома»). Утверждается, что способствовал сделке по покупке верфи в Германии в 2009 году, стоимостью в 240 миллионов евро, разговор тогдашнего российского президента Дмитрия Медведева с канцлером Ангелой Меркель — глава российского государства лично рассказал ей о перспективном молодом инвесторе.
Виталий Юсуфов планировал загрузить Nordic Yard заказами российских судостроительных компаний, потенциальным заказчиком являлся и «Газпром», который планировал построить восемь газовозов ледового класса. В итоге был построен в 2011 году лишь один ледокольный арктический танкер «Nordic АТ 19» для компании «Норильский никель». Контракт по жилому блоку для самого мощного неатомного ледокола «Виктор Черномырдин» тоже сорвался — девальвация рубля сделала сотрудничество с европейскими компаниями слишком дорогим удовольствием для России.
А тут и Путин «подлил масла в огонь». В мае 2013 года на совещании по стратегии развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) он заявил: «Считаю недопустимым, когда заказы на морскую технику, суда гражданского флота без должного основания размещаются на зарубежных верфях. Приоритет должен отдаваться отечественным производителям». Так и ледокол «Виктор Черномырдин» полностью перешёл на импортозамещение. Правда, БЗС так и не удалось отсудить у Nordic Yard возвратную сумму в размере 185 миллионов рублей.
Были у «Виктора Черномырдина» и другие проблемы — выяснилось, что в проекте существует недопустимый перевес судна, пришлось переделывать. А ещё на строящемся ледоколе в ноябре 2018 года произошёл пожар из-за взрыва горючих паров — пострадали третья и четвёртая палубы, выгорела площадь в 300 квадратных метров. Помимо того, что пожар «съел» порядка 150 миллионов рублей, он в очередной раз задержал строительство. Ходовые испытания прошли уже в октябре 2019 года, а ледовые состоялись в марте-апреле 2020 года в Карском море. В итоге, по словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, изначальная стоимость ледокола выросла с 8 миллиардов рублей до более десяти миллиардов.
Ледокол «Виктор Черномырдин» сейчас планируется использовать для пробивания ледовых коридоров в Финском заливе на Балтике. Впрочем, это лишь «разминка перед боем» — судну такого класса прямая дорога в Арктику, что и не скрывается. Выступая на нём при поднятии флага, президент Путин сообщил, что сейчас в России разрабатываются новые серии дизельных и атомных ледоколов, аналогов которым нет. «За ними будущее и, уверен, что наши талантливые кораблестроители готовы к новаторству, поиску и внедрению смелых технических решений», — заявил Путин. Вероятно, что имел ввиду, в том числе и перспективные атомные ледоколы проекта 10510 «Лидер» (ЛК-120Я), один из которых уже строится и ещё три запланировано. Подразумеваются здесь и атомные ледоколы проекта 22220 типа ЛК-60Я, первый из этой серии «Арктика» введен в эксплуатацию совсем недавно — 21 октября нынешнего года. «Сибирь» и «Урал» спущены на воду и активно достраиваются.
России без мощного ледокольного флота Арктику нужно уже не завоёвывать у суровой и холодной природы, но и защищать эту территорию от внешних посягательств. В том числе и посредством военной силы. Сейчас Минобороны ждет два корабля ледового класса проекта 23550 «Ермак», которые будут оснащены артиллерийским вооружением и ракетами «Калибр». Их планируют передать в состав флота в 2023 году, хотя первый из них — «Иван Папанин» — ожидался ещё в 2019-м. Как и ледокол «Виктор Черномырдин», они не являются атомными и не располагают такими возможностями, как потенциальный «Лидер», который, к примеру, может «давить» лед толщиной более 4 метров. Тем не менее, именно этим ледоколам предстоит защищать Арктику.
Ну, а что касается названия судна, то имя и славу ему в конечном итоге дают сами моряки. Можно не сомневаться, что и «черномырдинцы» это сделают с успехом.