Вполне логично, что в ответ на военную помощь Азербайджану в карабахском конфликте, Турция рассчитывала получить и некие преференции с транзитом своего влияния в регионе. Например, в виде размещения военных баз на этой территории, как следующий шаг в развитии союзнических отношений. Не удивительными стали на этом фоне сообщения ряда иностранных СМИ о готовящемся размещении на азербайджанской территории трёх турецких авиабаз в городах Гюмри, Габале и Ленкорани. Впрочем, официальный Баку эту информацию категорически опровергает. И тому есть несколько причин.
Во-первых, Азербайджан является членом Движения неприсоединения, объединяющего 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках. Более того, Азербайджан, в лице главы государства Ильхама Алиева, председательствует в этой организации в период с 2019 по 2022 год. Можно было бы счесть это формальностью, препятствующую размещению иностранных военных баз на своей территории, тем более, что в уставе Движения есть поправка на исключительные случаи, предусматривающая международные договоры. Чисто теоретически Баку мог принять предложение о военной помощи Анкары (страны НАТО) в виде миротворческого контингента.
Во-вторых, и это определяющее значение, Баку в ситуации карабахского конфликта действовал с оглядкой на Москву, хотя держал в уме и Анкару. Если бы 9 ноября прошлого года не было подписано трёхстороннее соглашение (Алиев-Пашинян-Путин), которое в большей степени было выгодно именно Азербайджану, Алиев вполне мог бы согласиться на предложение Эрдогана об оказании помощи. И неизвестно, чей бы сейчас флаг развевался над постами миротворцев в Нагорном Карабахе.
Баку в карабахском конфликте получил если не всё, что задумывалось в планах военной операции, то большую часть из них — территории, которые считались спорными. Полной победой это назвать сложно, тем не менее, Азербайджан довольствовался достигнутым и пошёл на предложенные Россией (не Арменией, заметим) условия прекращения огня и ведения боевых действий.
Алиев в тот момент прекрасно понимал, что российские миротворцы, которые сконцентрировались на территории Армении, могли войти в Карабах и в несколько ином качестве. Предпочёл, чтобы это были именно миротворцы и дальше повёл торг за свои интересы, а именно за предоставление транспортного коридора, который должен соединить основную часть Азербайджана с её автономной Нахичеванской областью. Про турецкое участие в этом процессе уже не было и слова.
Последовавшие впоследствии переговоры, которые прошли 11 января в Кремле, куда к Путину прилетели Алиев и Пашинян, тоже обошлись без участия турецкого президента. Эрдогана плавно оттеснили от темы урегулирования карабахского конфликта. Вероятно, там же была закрыта и тема о создании в Азербайджане турецких военных баз, по крайней мере, практически сразу последовало сообщение азербайджанского минобороны о том, что подобные планы Баку не рассматриваются. Можно предположить, что это было одним из условий, которые Путин поставил Алиеву при переговорах.
— Россия крайне обеспокоена возможным размещением турецких военных баз в Азербайджане, — считает политолог, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. — В случае их появления в корне может поменяться геополитическая ситуация на всём Кавказе. Азербайджан в таком случае станет площадкой для дальнейшей экспансии Турции в регионе с прямой угрозой и для российского Северного Кавказа.
Я ещё лет пятнадцать назад писал о таком сценарии давления на Россию со стороны Турции при поддержке Запада с целью оттеснить её от Чёрного моря. Собственно, так и происходит, только в несколько разрозненном варианте, в котором на нынешнем этапе главную роль играет именно Турция. План Запада по Украине до конца не сработал, но попытки его дальнейшей реализации не оставлены. Анкара же сейчас уже фактически захватила грузинскую Аджарию, скупив там всё, что можно. Сейчас, закрепившись в Азербайджане, Турция будет продвигать своё влияние на весь регион и здесь Запад, не смотря на свои нынешние разногласия с Эрдоганом, будет активно участвовать в этом процессе.
Россия при таком раскладе окажется в глубокой пропасти. Если Анкара замкнет кольцо на Южном Кавказе, выстроив линию от Баку до Нахичевани, которая имеет пусть и не протяженную границу с Турцией, то получит исламистский пояс. Это будет зона терроризма радикального толка, и она расширится вскоре как на саму Армению и соседствующую Грузию, а дальше уже прямой выход к российским границам по всему Северному Кавказу, начиная от Дагестана, заканчивая Краснодарским краем. Надо понимать, что Турция исторически была, скажем так, в сложных отношениях с Россиией.
Турецкий флаг в Азербайджане не менее популярен, чем свой национальный — при разных цветах на них присутствует полумесяц со звездой. Присутствуют в Азербайджане и турецкие военные, численность которых в виде советников и инструкторов оценивается примерно в 600 человек. Часть из них являются специалистами Военно-воздушных сил — около 120 человек лётно-технического состава на авиабазе Габала, военных аэродромах Евлах, Далляр, Гянджа. Участвовали они, как говорят, и в боевых действиях в Карабахе. То есть основа для создания полноценных турецких военных объектов на территории Азербайджана имеется и сообщения по этому поводу небезосновательны. Однако Баку отказывается признать их официальный статус и дать определенные полномочия в обеспечении обороноспособности страны.
Причина видится в том давлении, которое Москва сейчас оказывает на Баку, не позволяя расширить турецкое влияние в Азербайджане. Пока это в какой-то мере удаётся сделать и слегка «продырявить» турецкий барабан. Назвать это очевидной победой российской дипломатии на Кавказе можно с большой натяжкой.
— У России нет военного союза с Азербайджаном, как такового нет и с Арменией, хотя Москва и связана договорными отношениями с Ереваном в рамках ОДКБ, — считает генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов. — Кардинально повлиять на ситуацию в Карабахе достаточно сложно в силу ряда причин. Одна из них заключается в том, что две противоборствующие стороны недовольны результатами. Азербайджан недопобедил, а Армения недопроиграла, поэтому несложно предположить дальнейшее продолжение этого конфликта.
Не успокоится в этой ситуации и Турция, в которой президент Эрдоган одержим идеей создания нового тюркского мира, в котором рассматривается и территория Южного Кавказа. Мир в этом регионе на одних лишь русских штыках обеспечить невозможно. Нужны новые подходы, новые проекты в противовес навязываемых Турцией идей, в том числе возрождения культурного наследия между странами, входившими прежде в единое государство. Это будет не сиюминутный результат, на это могут уйти годы и десятилетия, но это реальная альтернатива языку войны.