Трагическая новость пришла 3 апреля из Донбасса. Пресс-служба Народной милиции ДНР (аналог Министерства обороны) сообщила об очередном военном преступлении Вооруженных сил Украины: в результате обстрела в населенном пункте Александровское погиб пятилетний ребенок. Ответственность за это Донецк возложил на конкретное подразделение.
«Боевики 59 бригады ВСУ, выполняя приступный приказ главаря Шаповалова, применили беспилотный летательный аппарат, снаряженный самодельным взрывным устройством. Объектом для совершения террористического акта украинский боевики выбрали жилой район н. п. Александровское, где и произвели сброс взрывного устройства вблизи дома.
В этот момент во дворе находились два мирных жителя. В результате преступных действий украинских боевиков погиб ребенок 2016 г. р. и получила ранения различной степени тяжести местная жительница
1954 г. р., которая была доставлена в больницу, где ей оказана вся необходимая медицинская помощь", — сообщается на официальном сайте Управления Народной милиции ДНР.
Материалы по факту террористического акта будут переданы представителям международных организаций и в Генеральную прокуратуру ДНР для приобщения к уголовным делам, которые уже возбуждены против командира 59-й бригады. Да только что толку? На момент подготовки материала ОБСЕ никак не комментирует случившееся. В Германии и Франции, которые сильно обеспокоены скоплением российских войск у границы Украины, убийство пятилетнего мальчика обеспокоенности не вызывает. А правоохранительные органы ДНР все равно не смогут привлечь к ответственности виновных.
У людей, которые внимательно следят за ситуацией в Донбассе, может возникнуть чувство дежавю. Похожая история произошла ровно год назад, в апреле 2020-го: беспилотник ВСУ сбросил мину на окраинах Горловки. Погибла молодая девушка Мирослава Воронцова, 59-летний мужчина получил тяжелое ранение. Как раз в это время украинский штаб Операции объединенных сил (ООС) рапортовал, что «наши подразделения уничтожили одного российского оккупанта, еще одного — ранили». Интересное совпадение, не правда ли?
История получила большой резонанс после того, как митрополит Горловский и Славянский Украинской православной церкви (УПЦ) Митрофан записал видеообращение к Зеленскому и призвал его расследовать происшествие. «Первый вопрос, на который я хотел бы получить ответ: что общего у обстрелов минами с беспилотников домов мирных граждан с обороной территориальной целостности Украины? Иначе, чем уголовным преступлением, такие действия назвать нельзя. У таких вещей обязательно есть фамилия, имя и отчество того, кто это сделал, потому что известны время и место, где было совершено преступление. У Вас как у верховного главнокомандующего есть власть и возможность задать вопрос тем, кто находился в это время на этом месте, по чьему приказу и кем была осуществлена данная акция», — заявил Митрофан.
Реакции Зеленского, разумеется, не последовало. Для убийц Мирославы Воронцовой и их «побратимов» это стало сигналом: можно продолжать. За ликвидацию «ватников» на Украине не наказывают. Поэтому ликвидация пятилетнего мальчика — это явно не последняя карательная акция украинских террористов. Жители ДНР продолжают погибать под артиллерийскими обстрелами, от рук снайперов
Но в списке орудий убийств особое место теперь, похоже, занимают беспилотные летальные аппараты. Именно они во многом предопределили исход прошлогодней войны в Нагорном Карабахе. Киев решил взять на вооружение этот опыт. После триумфа Азербайджана на Украине всерьез рассуждали о том, что нужно закупить побольше беспилотников и пойти в наступление на Донбасс.
Любопытный факт: за несколько дней до трагедии в Александровском военный аналитик Владимир Орлов прогнозировал, что ВСУ смогут безнаказанно атаковать позиции защитников Донбасса с помощь турецких дронов Bayraktar TB2. Прозорливости эксперта можно позавидовать. Только он забыл сделать маленькое уточнение: под ударами беспилотников будут гибнуть и мирные жители.
Подобные налеты в последнее время совершаются регулярно. В январе сообщалось, что украинский дрон вторгся в воздушное пространство Донецкой республики и сбросил боеприпас на поселок Старомихайловку. Через несколько дней в направлении того же населенного пункта летел еще один беспилотный аппарат — на этот раз его сбили. Затем появилось такое сообщение Народной милиции ДНР: «В результате неосторожного обращения с боеприпасами во время снаряжения ударного БпЛА (беспилотного летательного аппарата — прим. ред.) осколочной гранатой ВОГ-17 на позициях 36 бригады в районе населённого пункта Водяное погиб младший сержант Манчук, ранения различной степени тяжести получил младший сержант Долматов».
Какие именно аппараты использует ВСУ, представители Донецка не сообщают. Но из открытых источников известно, что на вооружении украинской армии и флота стоят беспилотники различного производства. Для разведки используются американские RQ-11B Analog Raven Systems (которые, впрочем, были признаны неэффективными в условия донбасского конфликта) и отечественные Spectator-М1. Серийным производством дронов для нужд ВСУ занимается киевское научно-производственное предприятие «Атлон Авиа». Если же говорить об ударных БПЛА, то Украина делает ставку на турецкие Bayraktar. Первая партия была закуплена в 2018 году, следующая — на очереди.
«Нас интересует развитие ударных беспилотных авиационных комплексов Bayraktar TB2, поскольку Минобороны Украины, согласно видениям развития ВСУ, планирует закупить от 6 до 12 таких ударных комплексов в ближайшее время, а в комплекс входят четыре беспилотника и одна базовая станция. Таким образом, Украина планирует получить 48 беспилотников, которые Минобороны планирует поставить на вооружение в ВСУ», — рассказал генеральный директор компании «Укрспецэкспорт» Вадим Ноздря.
Кроме того, производства аппаратов будет локализовано на территории Украины. Контракт между «Укроборонпромом» и Baykar Makina о создании совместного предприятия для строительства боевых беспилотников был подписан еще в 2019 года.
На Донбассе турецкие дроны еще не применялись. По крайней мере, официальных сообщений об этом не поступало. Оно и понятно: машины слишком дорогие, чтобы отправлять их на убой, не преследуя конкретных военных задач. Вероятно, сейчас ВСУ тренируются на мелких беспилотниках, оснащенных самодельными взрывными устройствами. А когда придет время, в воздух поднимутся Bayraktar TB2.
Что могут противопоставить им республики Донбасса? Для обнаружения и подавления каналов управления беспилотников противника в ДНР разработан комплекс радиоразведки РЭБ «Террикон — М2Н». В прошлом месяце, по сообщениям Народной милиции ДНР, он помешал противнику сбросить самодельное взрывное устройство на позиции военных у населенного пункта Ленинское. Но удастся ли остановить целую армию беспилотных аппаратов?
«Когда применяется не один, а рой беспилотников, ребята способны этому противостоять? У меня на этот счет большая тревога», — заявляет российский военный эксперт, полковник запаса ВС РФ Александр Жилин. Стратегию ЛДНР в противостоянии с Киевом он называет заведомой проигрышной, и с этим трудно поспорить. Инициатива на стороне ВСУ — они накапливают ударную мощь. А Донбасс думает о том, чем защищаться.
Бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков тоже считает, что главной опасностью для ополченцев на Донбассе является использование украинскими военными авиации и беспилотных аппаратов. В случае возобновления полномасштабной войны ВВС Украины будут иметь полное господство в воздухе, поскольку своей авиации у ДНР и ЛНР нет. Есть только старые советские средства ПВО.
С другой стороны, ландшафт местности играет в пользу самопровозглашенных республик. Как отмечает экс-начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России, полковник Сергей Хатылев, Азербайджану в нагорнокарабахском конфликте сильно помогали горы — за которыми можно было прятать беспилотники и обеспечивать их внезапное появление. Использовать такую же тактику в степях Донбасса не получится. Вражеские дроны будут видны с далекого расстояния и станут отличной мишенью для зенитно-ракетных комплексов. Или даже для пулеметов.
Если же Россия открыто поддержит ЛДНР и предоставит им новейшие средства радиоэлектронной борьбы, то украинские беспилотники в одночасье превратятся в хлам. Вопрос лишь в том, готова ли Москва действовать жестко и решительно. Без её помощи Донбасс все равно долго не продержится — силы сторон не равны.
► О новостях из Донбасса читайте в материалах «Свободной Прессы»