«Без подробностей, но стопроцентно могу сказать одно — Джохара Дудаева в списке живых больше нет, — буквально на второй день после сообщения о смерти Дудаева, которые растиражировали все мировые агентства, рассказал один из офицеров ГРУ. — Основная версия — пуск ракеты по сигналу спутникового телефона, точное поражение, ошибки быть не может. Нюансы не имеют значения, но смерть подтверждена гарантированно».
Охота на Джохара Дудаева, которого в штабе федеральной группировки в Чечне называли «Неуловимый Джо», велась длительное время. Команда на его ликвидацию поступала неоднократно. После рейда боевиков во главе с Шамилем Басаевым в июле 1995-го в Ставропольском крае с захватом больницы Будённовске, где в результате теракта погибло 150 человек (Дудаев торжественно представил участников рейда к наградам). Потом после рейда полевого командира Салмана Радуева в Кизляр и село Первомайское (Дагестан) в январе 1996-го. Последней каплей стал разгром боевиками колонны 245-го мотострелкового полка под Ярышмарды 16 апреля 1996 года.
Именно тогда, как утверждается, терпение президента Бориса Ельцина, который ещё рассчитывал на возможность найти язык переговоров с сепаратистами, лопнуло. Вряд ли он напрямую отдал приказ начальнику ГРУ генерал-полковнику Фёдору Ладыгину или директору ФСБ Михаилу Барсукову о ликвидации Дудаева. Скорее всего, даже не министру обороны Павлу Грачёву, которому оставалось пребывать в этой должности на тот момент два месяца, и не начальнику Генштаба Михаилу Колесникову.
Можно предположить, что на роль «ликвидатора Дудаева» тогда был назначен амбициозный и перспективный генерал Анатолий Квашнин, командующий Северо-Кавказским военным округом (ныне ЮВО), немногим ранее возглавлявшим Объединенную группировку российских войск в Чеченской республике. Он, по оценке армейских военачальников, был готов «бить копытом» и выполнить любую поставленную задачу. Квашнин был глубоко в чеченской теме, плюс располагал потенциалом военной разведки.
На Дудаева, который взбунтовался против Кремля, охота велась и ранее — он был не просто неудобен, но и расшатывал все основы зарождавшиеся российской государственности. Джохара было проще уничтожить, чем оставить живым. Из известных покушений на первого президента непризнанной Ичрекии, можно вспомнить как минимум три самых громких.
В него стрелял снайпер, но промахнулся и зацепил лишь папаху на его голове. Впрочем, такой головной убор Дудаев надевал крайне редко и довольствовался либо стилизованной военной пилоткой, либо цивильной шляпой. Но сам посыл с пробитой папахой звучит красиво. Второе покушение связано с заложенной миной на пути следования его кортежа — мина сработала не вовремя и автомобиль Дудаева лишь перевернулся во время движение, не причинив ему вреда. В третий раз рванула уже за его спиной — Дудаев с охраной за пять минут покинул дом, где прогремел взрыв. Его называли «хитрым лисом» за чрезмерную осторожность, предпринимаемые меры безопасности и чутьё на непредвиденные обстоятельства.
Гибель Дудаева 21 апреля 1996 года стала хотя и предсказуемой, но достаточно неожиданной. Где он мог «проколоться»? Где потерял чувство самосохранения?
Ликвидацию Джохара Дудаева напрямую связывают с удачной операцией ВВС России, которые отследили его сигнал со спутникового телефона, с которого он в тот момент вёл переговоры с российским политиком Константином Боровым. Такие переговоры действительно были, что впоследствии подтверждал и сам Константин Натанович. При этом он утверждает, что звонил ему именно Дудаев, а сам он его номера не знал. Разговор длился не более трёх-пяти минут, после чего связь обрывалась.
Сейчас Боровой утверждает, что гибель Дудаева наступила как минимум спустя два часа после последнего разговора — Джохар, по воспоминаниям его жены Аллы (в девичестве Алла Фёдоровна Куликова), успел пересказать ей суть разговора. Потом Дудаев с кем-то ещё общался по спутниковому телефону. И тут, якобы, и прилетела ракета по нацеленному лучу.
Версия красивая, практически достоверная, но вызывающая некоторые сомнения. Дудаев выходил на связь непредсказуемо, в удобное для него время. Опять же, как утверждается, что подтверждает и его жена, пользовался удаленным кабелем от антенны спутникового телефона — метров на пятьдесят. Впрочем, если вспомнить «спутники» того времени, это было достаточно трудноосуществимо — «коробка» и «труба» телефона соединялись проводом не более чем в метр.
Ещё один нюанс — засечь сигнал и отправить на боевой курс самолёт с ближайшего аэродрома в Ханкале потребовалось бы как минимум минут семь. Даже если предположить, что над Чечнёй круглосуточно кружил самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 (такой аналог «Авакса»), который и «вычислил» переговоры Дудаева, подлёт истребителей требовал определённого времени. Система наведения могла оборваться в любой момент — положил трубку, всё — «в не зоны доступа».
Интересный момент — воронка на месте взрыва. В селении Гехи-Чи мне удалось осмотреть её визуально спустя неделю после ликвидации Дудаева. Обломков автомобиля, возле которого он вёл свой последний разговор, уже не было, но сама по себе «ямка» была достаточно необычной. Ни на воронку от мощной авиабомбы, ни на поражение от радиолокационной ракеты (там максимум 8 кг тротила) она была не похожа. Что-то среднее между этими боеприпасами, как будто от…
— Дудаева уничтожили в результате подрыва автомобиля, возле которого он находился в тот момент, — рассказал один из бывших сотрудников военной разведки. — В окружение Джохара неоднократно пытались внедрить агентов — поваров, охранников, водителей, была даже экзотическая версия, что Дудаева возил молодой тогда Рамзан Кадыров. Всё это из разряда домыслов.
Однако несомненным достижением российской военной разведки была вербовка сотрудника обслуживающего персонала Дудаева. Он заминировал один из автомобилей лидера сепаратистов, и это была не упоминаемая «Нива», а обычный «УАЗик», который предпочитал Дудаев для передвижения по горным дорогам. Подрыв был осуществлён именно в тот момент, когда Джохар уединился для телефонного разговора, и с ним рядом никого не было. Исчез таинственным образом и завербованный сотрудник из его окружения.
Эту версию с завербованным (подкупленным) агентом никто особо и не рассматривал. Нет человека — нет и продолжения версий. Остается ракетный удар, чётко ориентированный на спутниковый телефон. Впрочем, в тот день 21 апреля 1996 года, никто из очевидцев не слышал в небе звука реактивных двигателей самолётов, да и погода была нелётной — сплошная облачность.
Впрочем, не в этом суть — операция по ликвидации Джохара Дудаева была выполнена успешно. Насколько она повлияла на исход самой Чеченской кампании, тоже судить сложно — спустя четыре месяца было подписано хасавюртовское соглашение о прекращении боевых действий. Без Дудаева, который в последние месяцы своей жизни активно предлагал всё закончить миром. Не успел…