Об этом сегодня с гордостью говорит, кажется, вся Британия: 1 мая нынешнего года впервые за последние десятилетия из британского порта Портсмут в дальний поход вышла авианосная ударная группа (АУГ) во главе с новейшим и даже еще не вполне готовом к несению боеовй службы авианосцем «Queen Elizabeth». В общем ордере, который возглавляет коммодор Стив Мурхаус, девять боевых кораблей и вспомогательных судов.
Причем не только под британскими флагами. Потому что кроме двух английских эсминцев типа 45 (HMS Diamond и HMS Defender) и пары фрегатов той же национальной принадлежности типа 23 (HMS Kent и HMS Richmond) в охранении авианосца следуют американский ракетный эсминец USS The Sullivans и нидерландский фрегат HNLMS Evertsen.
Всем вместе им предстоит провести почти кругосветное плавание через три океана длиною в 26 тысяч морских миль и зайти в 40 иностранных портов. По заявлению британской газеты The Times, «это крупнейшая демонстрация морских и воздушных сил вне пределов Великобритании за целое поколение».
По плану ВМС НАТО, перед нами первое операционное развертывание столь крупной межнациональной эскадры сначала в Средиземном море, а затем — в Индийском океане и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Цель Лондоном заявлена практически официально: попытаться серьезно и показательно «подергать за бороду» сначала Россию, а затем и Китай.
Если говорить конкретно о нашей стране, то по плану похода в первую неделю мая, когда АУГ во главе с «Queen Elizabeth» окажется в восточном Средиземноморье, от нее должны отделиться два британских корабля — эсминец и фрегат. Далее их курс заранее проложен через черноморские проливы, поближе к Крыму. Тем самым, говорят в Лондоне, будет продемонстрирована солидарность с Киевом «на фоне ситуации на российско-украинской границе».
Англичане наверняка с огромным удовольствием послали бы в Черное море и куда более внушительный отряд кораблей. Хотя бы и саму «Queen Elizabeth». Да мешают существенные ограничения на проход черноморскими проливами, наложенные известной Конвенцией Мотре. Поэтому — из всей АУГ только эсминец и фрегат сквозь угольное ушко этих политических препонов и в состоянии пролезть.
Но мало ли кто и каким способом за минувшие семь лет испытывал и продолжает испытывать в Черном море почти ангельское долготерпение России? Тем не менее, складывается впечатление, что на сей раз Москва новой угрозой обеспокоена всерьез.
Из чего это следует?
Во-первых, далеко не на всякий заход натовских кораблей в Черное море официально реагирует наш МИД. Но на днях неназванный источник в российском внешнеполитическом ведомстве заявил информационному агентству РИА-Новости: «Все, что делается вокруг захода кораблей в Черное море, делается с одной целью — наращивать давление на нашу страну для того чтобы мы, по их надежде, видимо, что-то „поняли“ и вели себя так, как они от нас ожидают, в чем-то податливости больше проявили. Возможно, считают возможным, чтобы мы чего-то испугались. На это все нацелено».
А далее — еще интересней. Тот же источник отчего-то счел необходимым адресоваться даже к Турции, от которой главным образом зависит соблюдение оговоренного режима использования черноморских проливов. Конкретно было сказано: «Рассчитываем на здравый смысл тех, от кого зависит соблюдение конвенции Монтрё».
В Кремле подозревают, что организаторы похода британской АУГ могут не ограничиться отправкой к Крыму всего пары своих боевых кораблей и превысят установленные лимиты? Но это был бы действительно неслыханный скандал. Который ни к чему ни нам, ни туркам.
Второй признак особой обеспокоенности Москвы: по сообщениям западной прессы, прямо на выходе из Портсмута, еще в Ла-Манше, к ордеру во главе с «Queen Elizabeth» просто «приклеился» российский разведывательный корабль. Учитывая, что до российских пределов оттуда еще далековато, такая предосторожность ВМФ РФ выглядит какой-то чрезвычайной.
В-третьих, по сведениям ресурса Bosphorus Observer, 2 мая черноморский фрегат «Адмирал Макаров» с высокоточными ракетами «Калибр» на борту из Севастополя спешно прошел Босфором и Дарданеллами в Средиземное море. Совершенно не исключено — навстречу приближающимся непрошенным гостям в качестве корабля непосредственного слежения. По опыту предыдущих таких же противостояний, в паре с «Адмиралом Макаровым» может скрытно действовать российская ракетная многоцелевая атомная подводная лодка Северного флота.
Если все так — что в намечающемся, но внешне вполне рядовом визите англичан в Черное море могла столь серьезно встревожить российскую власть? Чтобы попытаться понять это, думаю, очень важен контекст надвигающихся событий.
А он таков. На Западе активно поговаривают, что в последнее время между Лондоном и Вашингтоном явно пробежала «черная кошка». Прежде всего, потому, что британцы сочли вовсе не своевременным и трусливым решение президента Байдена об очень уж торопливом выводе американских войск из Афганистана. Кроме того, руководство Великобритании, пишут на Западе, неприятно удивлено решением президента США отменить отправку пары американских ракетных эсминцев в Черное море в разгар недавнего вооруженного противостояния между Россией и Украиной вдоль границы с Донбассом. Уже на переходе в Одессу они вдруг круто развернулись и ушли на Крит. Теперь, стало быть, англичане намерены личным примером поучить американцев, как надо было действовать.
Но это еще не все. Британия уже давно пытается потеснить США в роли главного и самого активного союзника Киева. И, надо, сказать, Лондону это удается.
Так, в сентябре минувшего года с рамках совместных с Украиной военных учений «Совместные усилия-2020» в Николаевской области впервые в истории с нескольких самолетов C-130 Hercules высадились сотни парашютистов британской 16-й десантно-штурмовой бригады. Лондон даже не счел нужным скрывать неумеренные восторги по поводу этой операции. Минобороны королевства в Твиттере в подписях к снимкам с учений отчиталось так:«В картинках: Мы высадились на заднем дворе России».
Правда, после резонансных выступлений по этому поводу в местной прессе рискованная фраза с сайта Минобороны была убрана. Ее заменили политически нейтральной:«В картинках: Самое большое десантирование за десятилетие».
Спустя месяц, в октябре 2020-го, Киев подписал с Великобританией меморандум об усилении сотрудничества в военно-технической сфере. Документ предусматривает выделение Украине кредита в размере £1,25 млрд ($1,6 млрд) на совместные проекты в оборонной отрасли.
Более того. Уже примерно известно, куда сбивающиеся в стаю враги России собираются потратить указанные немалые денежки. По данным британской газеты The Telegraph, речь вовсю идет о производстве для ВМС Украины ракетных катеров типа Barzan. Правда, это достаточно устаревшие боевые единицы. Поскольку их строительство на британской земле прекращено еще около 20 лет назад, последний Barzan для нужд ВМС Катара был спущен на воду в 1990-е годы. Но Запад давно внушил украинцам, что дареным коням в зубы смотреть не принято. И такие — Киеву в радость.
Другая часть выделенного Лондоном кредита пойдет, скорее всего, на совершенствование базы ВМСУ в Очакове. Да-да, той самой, на которой уже несколько лет хозяйничают военные строители Пентагона из инженерного батальона «Морские пчелы». Теперь, судя по всему, «пчелам» придется потесниться. Англичане тоже решили присоседиться к американцам и украинцам в этом приморском городе, от которого до российского Крыма — рукой подать.
По сообщениям некоторых СМИ, в Очакове ВМС Британии намерены обзавестись собственным операционным центром, откуда с помощью будущих подводных кабелей с установленными на них гидрофонами будет контролироваться вся акватория Черного моря.
Как утверждают сведущие люди, возведение центра уже началось. За периметр секретной стройки не пускают даже украинских военных. Присланные Лондоном военные инженеры проживают в гостинице «Александровская» в соседнем Николаеве. Все необходимое им на первых порах доставляется военно-транспортными самолетами Соединенного королевства, которые садятся на украинский военный аэродром Кульбакино.
Как все это может быть связано с предстоящим заходом в Черное море двух британских боевых кораблей. Смею предположить: возможно, они подвезут к Очакову то, что не влезает в военно-транспортные «борты». К примеру — подводные кабели. Ведь если всерьез браться за создание такой системы слежения, тяжеленных кабелей на черноморском дне понадобится сотни километров. Столько никакой транспортной авиации не поднять.
Уж не осознание ли реальности подобной безрадостной для России перспективы обусловило необычайно острую реакцию Москвы на приближение к нашим берегам «Queen Elizabeth» с кораблями охранения и судами обеспечения?
Из досье «СП»
Тем временем, еще со времен подготовки в Зимней Олимпиаде в Сочи Россия и сама активно занимается разработкой эшелонированной системы освещения надводной и подводной обстановки в Черном море с помощью новейших гидроакустических систем. Об этом сообщает киевский специализированный сайт Defense Express.
Так, по данным этого издания, в северо-западной части Черного моря, начиная с 2019 года, начато размещение стационарного пассивного гидроакустического комплекса МГК-608. Его гидроакустические буи ставятся в 200 километрах от берега и в состоянии собирать информацию в радиусе 100−150 миль. Эти сведения по оптоволоконным каналам связи передаются в береговые пункты обработки и анализа информации.
Для обнаружения диверсионных сил и средств в ближней зоне обороны пунктов базирования и других объектов морской инфраструктуры РФ планирует использовать активную магнитно-акустическую станцию МГ-818 «Диабаз».
В целом понятно, что речь идет о формировании в Черном море на современном технологическом уровне масштабного российского аналога стационарной противолодочной системы SOSUS, для борьбы с советскими атомными подлодками развернутой ВМС США в Норвежском море в годы «холодной войны». Понятно, что наш потенциальный противник вблизи Крыма хотел бы иметь не меньшие возможности.