Президент и верховный главнокомандующий России «раскрыл свой козырь», который должен заставить занервничать уже не «предполагаемого», а явного противника. И этот козырь называется «Циркон». Американцы должны как минимум встревожиться недавним сообщением Владимира Путина о новейшем российском оружии. Он сделал это, выступая на параде в честь Дня ВМФ России. Президент страны выражался жестко и сообщил, что гиперзвуковые ракетные комплексы «Циркон» поступят на вооружение в самое ближайшее время, в течение нескольких месяцев.
Обо всем этом пишет китайское издание Baijiahao: «Россия обнажила „меч“, „Циркон“ — убийственное оружие российской армии, не имеющим аналогов в мире». «Ни у одного государства нет системы обороны, способной перехватить эту ракету, которая развивает скорость до 9 Махов». «Дальность полета — тысяча километров». «Если российская подводная лодка в нейтральных водах в четырех сотнях километрах от берега США запустит „Цирконом“, то он легко достанет до американской столицы всего за четыре минуты».
Военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин считает, что, хотя мы говорим о «Цирконах» уже несколько лет, но в течение ближайших месяцев многое может реально измениться:
— Новые ракеты будут размещаться на кораблях и подводных лодках, мы их сможем применять в тех или иных условиях. Это серьезное предупреждение для нашего вероятного противника, потому что у нас будет оружие, которое он не в состоянии перехватить, а значит, и защититься от него не сможет.
Я уж не говорю о политическом значении этого — если «Цирконы» пойдут в серию, то мы продемонстрируем, что у нас передовая в технологическом отношении страна.
«СП»: — Сообщается, что организация-разработчик, НПО Машиностроения — уже ведет серийное производство этих ракет. И так уж совпало, что поставки на вооружение этих новых гиперзвуковых ракет происходят на фоне политической борьбы внутри США, где одновременно с нашим перевооружением будет происходить политическая «рокировка». Вполне вероятно, что вместо демократов большинство в нижней палате Конгресса будет у республиканцев — весьма воинственных, но, возможно, не так затуманенных идеологией.
— Я не думаю, что это станет центральной темой для предвыборных дебатов в Америке, но, конечно, там будут говорить о том, что они отстали от нас в создании гиперзвукового оружия. Американцы до сих пор ничего сопоставимого с нашим гиперзвуком не сделали. У них летают ракеты со скоростью 5 МАХов, а это не гиперзвуковая скорость, только сверхзвуковая. Гиперзвук — это выше 6−7 МАХов. Поэтому все их заявления о том, что они «испытали гиперзвуковую ракету» — это мечты дилетантов.
«СП»: — Наши предшественники «Цирконов», сверхзвуковые ракеты «Гранит», будут постепенно сниматься с вооружения. Как вы считаете, будут ли они «утилизироваться» в процессе спецоперации на Украине, разрушая стратегические мосты, автодороги и укрепленные военные объекты? Ведь «Гранит» — тоже антикорабельная ракета, а значит — достаточно точная, хотя и поставляется на вооружение уже полвека, и не должна нанести ущерба окружающим гражданским объектам.
— Не исключено. Хотя «Граниты» у нас стоят в подводных лодках 949 проекта и на «Петре Великом», а они — не принимают участия в специальной военной операции.
«СП»: — Значит, придется их разбирать, демонтировать, поскольку сейчас Турция в Черное море их не пропустит?
— Я не думаю, что их будут так уж скоро разбирать. Они еще пригодятся…
Вообще-то современные российские боевые корабли, фрегаты проекта 22350 оснащены ячейками так называемого универсального корабельного стрельбового комплекса УКСК-3С14, который совместим как с ракетами «Циркон», так и с «Ониксами», «Калибрами» разных типов, которые уже успешно используются в спецоперации для сверхточного поражения живой силы и техники противника, а также объектов военной инфраструктуры.
Что же касается старичков «Гранитов», то их применяют с помощью пусковых установок (ПУ) СМ-233А. За несколько десятилетий эксплуатации, конструкторы очень хорошо довели ее до ума, уменьшив количества громоздких механизмов и устройств, задействованных в предстартовой подготовке и пусках.
Были снижены трудозатраты и стоимость за счет уменьшения металлоемкости и упрощения конструкции. Сокращены объемы и условия технического обслуживания, повышена ремонтопригодность, а также — сведены к минимуму взаимные связи ПУ с кораблем носителем. То есть установка сравнительно легко снимается с корабля, грузится на поезд и — везется к театру боевых действий.
Китайцы также обратили внимание на то, что президент РФ сделал заявление о «Цирконе» через три дня после разговора министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова с госсекретарем США Энтони Блинкеном. В Baijiahao предполагают, что беседа дипломатов не увенчалась успехом — никаких договоренностей достичь не удалось. Очевидно, представитель США по американской привычке вел себя нагло и не учитывал интересы собеседника. Вот поэтому 31 июля Путин, по мнению китайцев, предупредил Штаты.
Специалист по Китаю Алексей Маслов считает, что сейчас реализовывается то, что было заявлено несколько лет назад:
— Здесь важный аспект в другом: раньше Китай говорил о том, что есть исключительно он и США. Между ними и происходят все обсуждения. У Китая есть своя концепция, а другие могут к ней присоединяться — в случае необходимости. То есть Китай самодостаточная сверхдержава. А сейчас мы видим, что Китай заявляет о том, что есть третья сила — Россия. Это в китайской прессе активно обсуждается и говорит о том, что они понимают: коалиция с Россией, да и вообще с другими странами — это лучше, чем одиночное выступление.
«СП»: — А мог ли вообще наш Сергей Лавров в беседе с Блинкином наедине, или китайский министр иностранных дел заявить, что «мы ударим по Вашингтону» гиперзвуком"! Или это не дипломатично.
— Да, это не язык дипломатии. Хотя мы видим, что китайский стиль дипломатического общения стал значительно более жестким. И официальные заявления стали значительно более хлесткими. Как говорят китайцы, наступило время «дипломатов-волков». Тем не менее, Китай, с одной стороны, демонстрирует США, военную мощь, а с другой, — держит окно возможностей открытым для переговоров. Китай не хочет ломать конструкцию взаимоотношений между ним и США, ведь задействованы очень большие инвестиции с обеих сторон.
А по поводу встречи министра иностранных дел России Лаврова с Блинкином и китайского Ван И со своим коллегой, то на этих встречах самый главный вопрос заключался в том, что обе стороны хотят определить: не будет ли кто-то пересекать, что называется «красную линию»? Не произойдет ли событие, после которого начинаются безвозвратные действия, после которых обрушится вся мировая экономика.
«СП»: — А Энтони Блинкен мог и отреагировать на послания из России и Китая, о том, что у наших стран есть новое, современно очень серьезное оружие, но… сохранил «покер фейс»? А в Америке на самом деле что-то поняли и потихоньку реагируют — так, как им кажется верным?
— Они прекрасно знают про это оружие. Китай в период учений в Тонкинском заливе продемонстрировал весь спектр вооружений. Долгое время США в популярной прессе пропагандировали, что Китай — не является серьезным противником, что его военная реформа закончится только к 2030 году, а до этого момента он вообще не способен на серьезные военные действия. А Китай показал, что очень даже способен. Собственно, все великие державы показывают друг другу величину своих вооруженных сил…
И действуют неспешно. Вот и о летно-конструкторских испытаниях тогда еще новой противокорабельной ракеты 3М22 «Циркон» стало известно еще в 2016 году — вскоре после начала военных действий Украины на Донбассе. Официальные сообщения о проведении испытательных пусков появились в 2020 году. Через год работы продолжились, и перешли на этап государственных испытаний, и был подписан первый контракт на поставку ракет флоту — обстоятельства подживают.
Но вообще-то ракеты ракетами, однако наши корабли получили еще много чего нового. Например, зенитно-ракетные комплексы «Полимент-Редут» и «Палаш», противолодочный комплекс «Медведка-2», артиллерийские комплексы А-192М калибра 130 мм. В бортовую авиагруппу входит вертолёт Ка-27. И все это хозяйство может беспрепятственно пойти для поддержания мира во всем мире в автономное плаванье на две или даже четыре с половиной тысячи морских миль от родных берегов.