Каждому было понятно, что украинская армия не простит президенту Владимиру Зеленскому свою катастрофу в затеянном по его приказу кровавом, но безрезультатном и вялотекущем августовско-сентябрьском «контрнаступе» под Херсоном.
Но мало кто ожидал, что публичный ультиматум военных и радикальных националистов своему Верховному главнокомандующему последует так быстро. «Черную метку» главе государства поручено было предъявить одному из самых популярных в войсках генералов — ярому украинскому националисту и фактическому создателю Сил специальных операций ВСУ, но ныне опальному генерал-майору Сергею Кривоносу.
2 сентября, в день, когда только начинался траур в Закарпатье по в пух и прах разнесенной под Херсоном 128-й горно-штурмовой бригаде, когда больницы и госпитали Николаева и Одессы просто захлебнулись в потоке раненных и контуженных с этого участка фронта, когда Евросоюз объявил о создании в польском Жешуве транспортного хаба по срочной переправке множества особо тяжело пострадавших солдат и офицеров ВСУ в страны Европы для последующего лечения, Кривонос обвинил Киев в потере управления армией и преступном бездействии.
Самый известный спецназовец Украины заявил: «Я четко понимаю, что то, что мы выстояли в феврале, марте и апреле — это как раз не потому, что власть что-то делала, а потому что народ самоорганизовался и делал, не ожидая никаких команд. И это как раз наше большое достижение, и это наше право сказать власти: а почему же вы ничего не делали, почему десятки, а уже мы понимаем, что сотни тысяч погибших — за что они погибли? Почему они погибли, что вы сделали, чтобы сохранить их жизни и нашу независимость?
Рассказы о том, что это несвоевременно — это попытка замылить память, стереть историю, а как можно стереть кровь погибших, которые уже исчисляются СОТНЯМИ ТЫСЯЧ. Кто за это будет отвечать?", — возмутился Кривонос. По мнению генерала, в скором времени украинское население «начнет спрашивать с власти: за что были принесены такие колоссальные жертвы».
«Власть успокаивает нас, рассказывает, что все хорошо. Но, почему-то хорошо — а мы уже потеряли 20% нашей территории. И для того, чтобы их освободить, еще НЕ ОДНА СОТНЯ ТЫСЯЧ наших граждан погибнут за эту независимость.
Это не критика — это наше право, как свободных людей спросить с власти, почему вы до этого допустили? Почему вы сделали так, что мы сейчас отвечаем за ваш непрофессионализм и бездеятельность, платим за это собственной кровью?
Пусть расскажут это тем, кто уже похоронил своих сыновей — они в это уже не верят, и не поверят никогда. И они будут задавать вопросы тем, кто врет нашим гражданам. В глаза им зададут вопросы, вживую когда-нибудь: «Почему мой сын или муж погиб, а ты остался живым»? Это страшный вопрос. И когда-то его начнут задавать вживую", — резюмировал Кривонос.
Если столь вызывающе-взрывоопасное заявление одного из самых успешных генералов Украины не предвестник грядущего и все более вероятного военного мятежа в Киеве — то что это?
При этом важно обратить внимание, что жесточайший счет Зеленскому за «сотни тысяч» уже погибших украинцев и еще сотни тысяч, обреченных погибнуть в ближайшее время, в пятницу Кривоносом был предъявлен публично. Без какой-либо оглядки на всесильную вроде бы Службу безопасности Украины, которой убрать любого неугодного президенту, а тем более опасного для него человека — раз плюнуть. Что не раз СБУ в последние годы доказала на практике.
Фактический ультиматум от лица украинского народа громогласно предъявлен вопреки всего несколько дней назад обнародованному Центром по противодействию дезинформации СНБО, Министерством обороны и генеральным штабом Украины запрету прилюдно обсуждать ход боевых действий и давать оценки «действиям вооруженных сил Украины и Сил обороны Украины в целом».
Словом, политическому руководству страны брошен явный и открытый вызов. И вопрос о перспективах этого процесса только в том, какие силы в действительности стоят за Кривоносом, а какие остаются верными Зеленскому? Хватит ли силенок сторонникам экс-генерала в войсках, чтобы весьма вероятный военный мятеж превратить в успешное народное восстание? И едва ли не основное — а как к этому отнесутся американцы, без финансовой и военно-технической «капельниц» которых вдрызг разваленной Украине не прожить и дня? Хоть с Зеленским, хоть с Кривоносом во главе.
Да и вообще: а кто, собственно, такой, этот генерал-майор Кривонос, не слишком известный в России?
Тут надо сразу заметить, что нынешний, почитаемый Западом за почти наполеоновскую твердость и решительность президент Украины — просто «голубь мира» какой-то по сравнению со своим «теневым» пока еще оппонентом, вышедшим из Сил специальных операций. Достаточно сказать, к примеру, что 14 октября 2021 года он стал основным персонажем проходившего в тот день в Киеве марша националистов в честь очередной годовщины создания УПА * (Украинской повстанческой армии). В центр своей столицы Кривонос прибыл на автомобиле и весьма характерно поприветствовал выстроенный в его честь почетный караул из ветеранов так называемой АТО на Донбассе: «Смерть жидам и москалям! Слава Украине!».
Стоит признать: к этому времени за плечами 51-летнего украинского генерала была просто головокружительная сначала военная, а потом и политическая карьера.
Ставший иконой националистов в рядах ВСУ, выпускник советского еще Киевского высшего командного дважды Краснознаменного общевойскового училища имени Фрунзе, Сергей Кривонос необычайно рано — в 30 лет! — оказался командиром 8-го полка специального назначения в городе Хмельницкий. Дважды выводил полк в лучшие в ВСУ по итогам года.
Впрочем, такая служебная ретивость в армейском руководстве, судя по всему, нравилась не всем. Поэтому с дальнейшим продвижением по карьерной лестнице у заносчивого и себялюбивого Кривоноса долго не задавалось. В полковниках он просидел 14 лет. Казалось — без особых перспектив. Поэтому вынужден был покинуть строй и в 2009 году стал начальником факультета аэромобильных войск и разведки академии Сухопутных войск имени Петра Сагайдачного. Для подавляющего большинства офицеров подобное назначение — предпенсионное.
Карьеру Кривоноса круто переломил Майдан 2014 года, в котором тогда еще полковник-националист принял живейшее участие. Летом того же года возглавил успешную оборону Краматорского аэропорта от ополченцев Донбасса. Как особо подчеркивают почитатели этого персонажа на Украине: при этом не потерял в боях ни единого человека. И по этому поводу силами киевской пропаганды быстро был превращен в «легенду АТО».
Не исключено, что этому способствовало сближение Кривоноса с тоже воевавшей в ту пору в Краматорске Юлией Лапутиной. В 2014-м — командиром особой группы СБУ по психологическим операциям в составе высадившегося на краматорский аэродром спецподразделения «Альфа». Затем — заместителем начальника Департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности Службы безопасности Украины. А ныне — министром Украины по делам ветеранов.
Одновременно в результате государственного переворота удачливый «революционер» был наконец-то для него выдвинут на должность начальника Управления спецопераций Генштаба ВСУ. В этом кресле совместно с американским генералом Ричардом Кларком по заокеанским лекалам занялся формированием Сил специальных операций (среди основных функций — специальная разведка, контртеррористические операции, диверсии в глубоком тылу противника и психологическая война) на основе военных подразделений Главного разведывательного управления Украины. В чем, надо признать немало преуспел.
Но когда в январе 2016 года создание ССО на Украине было официально провозглашено указом президента в качестве нового, пятого вида войск ВСУ с общей численностью в 15 тысяч человек, с назначением на вожделенный пост командующего этим воинством Кривоноса его недоброжелатели внезапно прокатили.
По данным известного в Киеве военного журналиста Юрия Бутусова, случилось это из-за личного конфликта с начальником Генштаба ВСУ генералом армии Виктором Муженко. Как рассказывают в Киеве, тогда еще полковник Кривонос по открытой связи заявил начальнику Генштаба: «Товарищ генерал, вы — предатель Украины»!".
Как бы там ни было, во главе ССО тогда был поставлен генерал-лейтенант Игорь Лунев, до этого — первый заместитель командующего ВДВ Украины. А обиженному «отцу-основателю» нового спецназа досталась роль всего лишь первого заместителя командующего.
Вероятно, в те годы Кривонос и принял решение, что рамки военной службы для него вообще стали тесноваты. И выбрал политику.
5 февраля 2019 года знатный спецназовец был официально зарегистрирован кандидатом в президенты Украины от политической партии с названием, не оставляющим сомнения в серьезности ее властных притязаний, — «Воины АТО». Столь грозный соперник и очевидно стоявшие за его спиной опытные головорезы просто не могли не беспокоить Петра Порошенко, который тоже баллотировался на тех выборах.
Этого никто и никогда не признает открыто, но ясно, что на Олимпе местной демократии произошел просто неприличный политический торг. Еще до дня голосования Кривонос неожиданно снял свою кандидатуру в пользу Петра Алексеевича. А взамен Порошенко, вытесняемый Зеленским с поста президента, на излете своих властных полномочий 12 марта 2019 года произвел внезапного союзника в заместители секретаря СНБО (Совета национальной безопасности и обороны Украины).
Все дальнейшие события вокруг фигуры Кривоноса, стремительно ставшего в СНБО генерал-майором, но не растратившего популярности у наиболее воинственных националистов-радикалов, свидетельствуют, что Зеленский его страшно боялся с самого начала их совместной деятельности. И боится до сих пор.
А когда замсекретаря СНБО в тесном контакте с министром внутренних дел Арсеном Аваковым, в непосредственном подчинении которого находился небезызвестный батальон «Азов"**, и шефом откровенно нацистского «Нацкорпуса"*** Андреем Билецким принялся за формирование войск территориальной обороны Украины, Зеленский справедливо решил, что это будущее войско — и по его душу тоже. И в декабре 2019 года предусмотрительно прогнал Кривоноса из СНБО.
Вслед этому решению полетел из Киева такой комментарий советника главы офиса президента Михаила Подоляка: «Если говорить прямо, то все-таки государство — это закон и ответственность. Нельзя быть при должности в государстве и в то же время откровенно разрушать изнутри саму суть государства. СНБО — это же не место для политики. Там надо заниматься конкретной командной работой, ради которой и создавался этот орган».
Далее Подоляк обвинил Кривоноса в том, что тот расценивал пост, как «место реализации своих желаний».
Формально «легенду АТО» вернули в распоряжение министра обороны. Но там Кривоносу, прибывшему с «волчьим билетом» от президента, быстренько объяснили, что и в армии для него мест не осталось. С тем и отправили в запас.
Он где-то болтался до февраля нынешнего года. А когда началась российская спецоперация, дозвонился до главнокомандующего ВСУ генерала армии Валерия Залужного и предложил по старой памяти возложить на него оборону аэродрома. Только теперь не краматорского, а киевского — Жуляны, находящегося в восьми километрах от центра столицы Украины.
Залужный в страшной спешке перед лицом начавшегося российского наступления идею одобрил. Своим приказом вернул Кривоносу генеральские погоны и дал ему необходимые полномочия.
О том, что в ту пору творилось в Жулянах, сам Кривонос рассказывает так: «По приказу Залужного мне направили партию пулеметов 12,7 мм и 7,62 мм, а также зенитные установки 23 мм. Но это было уже в начале марта.
Я объединил все подразделения. У большинства — из необстрелянных людей — пограничников, срочников из президентского полка, нацгвардейцев, добровольцев, ветеранов морской пехоты, собратьев из ДУК (националистического Добровольческого корпуса Украины) и курсантов Военного института университета Шевченко. И принял меры по обстановке, которые считал необходимым сделать срочно.
Взлетная полоса была залита машинной смазкой и перегорожена техникой. Все объекты и периметр были подготовлены к противодесантной обороне. Наладил подготовку личного состава и проводил учебные стрельбы, чтобы встретить российское наступление.
Там был в начале полный хаос. Но мы быстро создали организацию. Все мои действия были подтверждены руководством ВСУ. А 13 марта Залужный подтвердил мои полномочия личным приказом. 13 марта меня снова зачислили на военную службу".
Но на Жуляны русские тогда не пошли, все быстро вроде бы устаканилось. Но тут о том, что Кривонос — снова генерал-майор, каким-то образом прознал Зеленский. Был разгневан, приказ Залужного отменил и снова выгнал «легенду АТО» с воинской службы.
И мало того. Мстительный украинский «наполеончик» велел своему Государственному бюро расследований возбудить против Кривоноса уголовное дело по статье УК «Превышение военным должностным лицом власти или служебных полномочий». Теперь ГБР проверяет информацию «об обоснованности приказов военным по изъятию транспортных средств аэропорта и другого имущества. Также исследуется правомерность приказа осуществить повреждение взлетно-посадочных полос аэропорта, что не обусловливалось военной необходимостью».
Теперь вы понимаете степень ярости военного пенсионера Кривоноса против президента Украины? Только спичку поднеси — он просто вспыхнет. А дальше какая-то из непримиримо враждующих сторон превратится в пепел. И совершенно не исключено, что это как раз Зеленский вскоре и окажется. Если, конечно, позволит Вашингтон. Но там как раз на днях уходит в отставку давний соратник Кривоноса по спешной «лепке» Сил спецопераций Украины четырехзвездный 60-летний генерал Ричард Кларк. Кем он станет на гражданском поприще — пока неизвестно. Но политически влиятельным точно окажется. Ибо такие люди и в Америке на дороге не валяются.
Исходя и из этого тоже полагаю, что в судьбе Кривоноса вовсе не исключен абсолютно новый головокружительный поворот. Если такое произойдет — тогда всем нам воинственный Зеленский может запомниться, как смиренный носитель пальмовой ветки мира в небе Украины.
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.
** 2 августа Верховный суд РФ признал батальон (полк) «Азов» террористической организацией и запретил ее в России.
*** Гражданское крыло «Азова», организация запрещена в России