Первый российский аппарат для организации раздачи интернета из космоса — спутник «Скиф-Д» запущен на орбиту в рамках проекта «Сфера». За запуском наблюдал вице-премьер Денис Мантуров, ответственный за импортозамещение.
«Демонстрационный спутник „Скиф-Д“ предназначен для отработки новых технических решений высокоскоростного доступа в интернет и защиты орбитально-частотного ресурса», — говорится в сообщении «Роскосмоса». Тем же ракетой-носителем запущены два спутника «Гонец».
Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов назвал «Сферу» одним из ключевых проектов госкорпорации. «Благодаря ей будет создана самая современная система коммуникаций и мониторинга, включающая как существующую, так и перспективную космическую инфраструктуру», — пояснил он.
На днях Борисов заявил, что российская космическая отрасль должна перейти к конвейерному производству спутников. Необходимый, по его мнению, темп — один аппарат в день. Ситуация, когда спутник может создаваться по 18 месяцев, по его мнению, неприемлема.
Ранее куратор проекта «Сфера» Сергей Прохоров говорил, что российская спутниковая группировка составит конкуренцию программе Starlink американской компании Илона Маска SpaceX и британской OneWeb на рынке телекоммуникационных услуг.
«В отличие от зарубежных конкурентов, Роскосмос пошел по пути создания не одной глобальной, а нескольких региональных систем, возможности которых сосредоточены на решении актуальных для России задач, но могут быть расширены на территорию всей планеты», — говорилось в описании проекта «Сфера».
Актуальность создания отечественной системы раздачи интернета с орбиты резко возросла после того, как выяснилось, что Starlink американской компании Илона Маска обеспечивает ВСУ связью в условиях разбитой наземной интернет-инфраструктуры в зоне СВО. А наши военные связью недовольны.
Замысел Роскосмоса пояснил академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Игорь Маринин.
— Проект «Сфера» включает на сегодня десять группировок совершенно разных спутников, предназначенных для разных целей. Помимо «Скифа» туда войдут четыре спутниковых группировки связи и пять спутниковых группировок дистанционного зондирования Земли. По словам Мантурова, всего в проекте будет задействовано до 600 спутников. Но с учетом развития и потребностей СВО эта цифра может меняться.
Только что произошел запуск двух типов космических аппаратов: «Гонец» — они пополнили уже действующую группировку, которая войдет в проект «Сфера», и «Скиф-Д», который является прототипом совершенно новой группировки, которая будет создаваться несколько лет тоже в рамках проекта «Сфера». Ни спутнике «Скиф-Д» будут испытываться системы, которые со временем будут применены на основных аппаратах группировки.
«Скиф-Д» запущен на высоту свыше 8 тысяч километров, где важно оценить влияние, например, радиационной обстановки. По результатам испытаний на этой высоте планируется создать группировку спутников из 12 аппаратов в двух орбитальных плоскостях. Она позволит обеспечить доступ к широкополосному интернету. То, что делает Starlink Илона Маска, британская компания OneWeb и те же китайцы.
«СП»: — Маск хочет обеспечить интернетом весь мир, а мы на что ориентируемся?
— Во многих малонаселенных районах России — Сибири, на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере нет вообще никакого доступа в интернет. Расставлять наземные станции там нерационально. Группировка «Скиф» позволят обеспечить широкополосный интернет везде, включая, например, Севморпуть. Весь вопрос только цене. Сначала пользователями будут предприятия, Минобороны, потом и частные лица.
«СП»: — Минобороны, наверное, в первую очередь это нужно…
— Сейчас у нас есть система передачи интернета через геостационарный спутник. Он находится на высоте 36 тысяч километров и поэтому требует достаточно мощных передающих и очень чувствительных приемных устройств. Пока этим способом пользуются наши космонавты, летающие на МКС. И Минобороны, конечно, тоже. Система «Скиф» также должна работать, в первую очередь, в интересах военных. Приоритеты в связи с СВО меняются.
«СП»: — Хватит ли у нас мощностей для производства большого количества новых спутников?
— Роскосмос является единым производителем всех космических аппаратов, которые у нас летают. А заказчики могут быть разные: Минобороны, Минсвязи, природоохранные организации и др. При этом каждое входящее в Роскосмос предприятие имеет свои платформы. И они не взаимозаменяемы. Каждый спутник собирается как бы на стапелях, где на него вешается нужная аппаратура. Это довольно медленный процесс.
Борисов ставит задачу переходить на более простые дешевые спутники, производство которых возможно на конвейере. Нужно принять 3−4 стандартных платформы, на которые предприятия будут только вешать служебную аппаратуру. Повесят антенны — будет ретранслятор, повесят телескоп — будет научный спутник
— На украинском ТВД реализована концепция единого цифрового пространства, — говорит военный эксперт Владимир Прохватилов. — Поддерживать его помогают и спутники, и беспилотники, и самолеты радиолокационной разведки.
В результате такого подхода у офицеров ВСУ нет «тумана неизвестности». Этот термин впервые употребил военный теоретик Клаус фон Клаузевиц, имея ввиду распространенную ситуацию, когда командир в бою не знает точно, где находится противник и каковы его намерения. Это ключевой вопрос. Если бы такого не случилось с Наполеоном, он бы победил при Ватерлоо.
ВСУ знают о малейших передвижениях наших войск. С нашей стороны дела обстоят, мягко говоря, похуже. Один военный спутник запустили и радуемся.
Американский Starlink дает возможность неубиваемого интернета. Его же не заблокируешь. Если всерьез вести боевые действия, то эти спутники надо выводить из строя — сбивать. В советские времена придумали запускать небольшой спутник, который стреляет дробью.
«СП»: — Разве это не будет нападением на страну, которой принадлежит спутник?
— Иначе никак. Тогда надо просто сдаваться. Без паритета в космической разведке и вообще в космосе выигрывать ни малые, ни большие конфликты невозможно. Сможем разве что гонять партизан в тапочках по пустыням. У нас были и есть возможности работать по чужим спутникам.
О том, как ждут на Донбассе российский космический интернет рассказал военкор Дмитрий Селезнев.
— Можно только приветствовать начало работ по созданию российского аналога Starlink. Вынужден констатировать, что у нас в этой области прокол. Надеюсь, ситуацию выправят.
«СП»: — В чем прокол?
— Складывается впечатление, что наше Минобороны изначально было нацелено не на присутствие интернета у нашей армии в зоне боевых действий, а на отсутствие сети у противника. Старались обрубить связь ВСУ. Но, видимо, из-за обширного ТВД у нас не хватило ресурсов, средств подавления интернета и мобильной связи. В результате, противник нашел выход.
Всем известно, что азовцы*, сидевшие в осаде на «Азовстале» в Мариуполе, имели возможность выходить в сеть с терминалов Starlink. Также наши военные мне рассказывали, как находили мобильники артиллеристов ВСУ, в которых обнаруживались спутниковые снимки наших позиций с целями и их координатами. Причем, скидывают их регулярно, каждое утро в одно и то же время.
«СП»: — А российские военные?
— Но и наши войска учатся использовать все возможные средства связи, необязательно спутниковые, например, при корректировке огня с помощью китайских БПЛА. Но обычно в прифронтовой зоне со связью плохо. Иногда используются рации «Моторола», которыми активно пользуются ВСУ. Есть и отечественные неплохие и недорогие рации «Аргут». Связь на передке крайне важна.
Высокие военные чины учат, что на позиции ни в коем случае нельзя брать гаджеты. Это оправдано, потому что у противника есть средства обнаружения скопления абонентов и по ним наносятся удары. С другой стороны электронные карты невероятно полезны, как показал штурм Мариуполя. Заглушая связь, хорошо бы давать бойцам защищенную альтернативу для выполнения ими боевой задачи.
* Верховный суд РФ признал батальон «Азов» * террористической организацией и запретил ее на территории России.