В настоящее время несколько тысяч добровольцев из ряда государств, в том числе западных, желают принять участие в проводимой СВО, рассказал глава движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов.
По его словам, речь идет не только о республиках постсоветского пространства, но и о государствах Ближнего Востока, Латинской Америки, а также о США, Великобритании, Канаде, Франции и Германии.
«Если путь этих людей к нам после необходимых проверок станет легче, то речь идет о нескольких тысячах желающих принять участие в СВО в краткосрочной перспективе», — сказал он.
Рогов убежден, что, их помощь российским войскам будет ощутима не только на поле боя, но и в информационной сфере. Рогов отметил, что мотивация этих добровольцев находится на высоком уровне: «Они хотят сохранить традиционное общество и помочь России». Кроме того, по его словам, большинство из этих людей имеет боевой опыт и лицензию на владение оружием.
— Тысячи потенциальных добровольцев в борьбе с американским нацизмом, он же глобализм — это много? Нет, это мало, — уверен директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Если учесть сколько миллионов людей ненавидит американский Neuordnung, Новый порядок, в самих США вас эта цифра не будет смущать. На днях беседовал со знакомым, который живет в одной из стран Юго-Восточной Азии. К нему подходят отдыхающие — граждане Франции, Чехии, Канады и выражают слова поддержки нашей специальной военной операции. Канадец сказал, что он не может гордиться собственным государством, но желает, чтобы Америка… — и вместо слов показал жест, известный из истории Древнего Рима с его гладиаторскими боями. Резюмирую: тысячи иностранцев, желающих реально воевать — это нисколько не преувеличение. В одной только Африке, я думаю, наберется намного больше.
«СП»: — Какова мотивация желающих? Антифашизм? Стремление поддержать Россию? Стремление повоевать против Запада? Деньги?
— Давайте вспомним недавнюю историю — война республик Донбасса с Украиной. Через ополчение ДНР-ЛНР прошло, вероятно, несколько тысяч иностранных добровольцев — точную цифру я не назову, но, думаю, речь идет именно о тысячах, а не сотнях. Что двигало этими добровольцами: деньги, идейные соображения, тяга к приключениям? И первое, и второе, и третье и, наверняка, четвертое и пятое. Были и антифашисты, и правые националисты и консерваторы — как и среди русских добровольцев были все от анархистов до монархистов. Но всех их объединяет неприятие американского Нового порядка.
«СП»: — Из каких стран чаще всего едут?
— На этот вопрос ответить могут только люди, которые занимаются организацией прибывших иностранных добровольцев. По опыту войны в Донбассе могу сказать, что было очень много ребят из Южной Осетии, Сербии, из стран Латинской Америки, Франции.
«СП»: — Власти этих стран оказывают противодействие? Какое?
— Даже в союзной нам Сербии добровольцам грозит уголовное наказание. Что уж говорить о странах, входящих в блок НАТО.
«СП»: — Кстати, о наемничестве. У ВСУ это легально, что иностранцы заключают контракт и воюют. А у нас с этим как? В ополчении ДНР и ЛНР было немало иностранцев, ни у кого никаких вопросов не возникало, но сейчас это армия РФ, и все должно быть легально…
— Не так давно, в ноябре прошлого года, президент Путин подписал указ, разрешающий гражданам иностранных государств проходить военную службу в Вооруженных силах России… Думаю и уверен: будет необходимость — государство сумеет упростить и создать наиболее простые механизмы для прохождения военной службы тысячам иностранных добровольцев.
«СП»: — Насколько нам вообще нужны иностранцы? Погоды они явно не делают? Ну, если речь идет не о каких-то уникальных спецах, конечно…
— В корне не согласен с таким выводом. Иностранцы нужны и как военные специалисты, и как живое и наглядное выражение не одинокости России в мире. И не случайно Украина с первых недель СВО начала призыв в Интернациональный легион. Обращаю внимание: название очень удачное — отсылка к событиям середины 30-х годов прошлого века, когда антифашисты из стран Европы, США и Латинской Америки сражались против правого режима генерала Франко и поддерживающих его гитлеровской Германии и фашистской Италии. Как профессионалы украинцы сработали очень правильно. Наши чиновники, кажется, еще не проснулись.
Нам нужно нарушить монополию Запада на «всемирную поддержку» и создавать свои интернациональные бригады. И насчитывать эти бригады должны не тысячи, а минимум десятки тысяч бойцов из разных стран мира. Россию так или иначе поддерживает две трети стран и три четверти населения мира.
Мы уже обсуждали с вами этот вопрос, но напомню еще раз: просто необходимо создавать многочисленные добровольческие подразделения в русской армии. И прежде всего организовать участие в сражении против коллективного нацистского Запада десятков тысяч добровольцев из Северной Кореи. Мы окажем экономическую и военно-техническую помощь нашей стране-соседке, недавно выразившей горячую поддержку России. Воины КНДР получат ценный боевой опыт и возможность наносить урон общему врагу. Уверен, что вопрос этот может быть решен — если только российская власть не испугается.
— Иностранцы из стран дальнего зарубежья воевать за Россию очень даже едут, — подтверждает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Я представляю организацию «Интербригады», и лично знаком с некоторым количеством таких бойцов, помогал им устроиться в нашу армию. Цифра в несколько тысяч человек — не преувеличение. Уже сейчас на Донбассе их несколько сотен.
В добровольцы идут идеалисты, люди, недовольные антиглобализмом и политикой НАТО, резко отвергающие сложившийся мировой порядок. Как левых, так и правых убеждений — от маоистов до поклонников Примо-де-Риверы. Добровольцы едут из Испании, Ирландии, других стран дальнего зарубежья. Про постсоветские республики я даже не говорю, особенно много среди добровольцев граждан Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
«СП»: — Дома их за это преследуют?
— Ещё в 2014 году началось уголовное преследование добровольцев-ополченцев. Увы, этим отметились не только Латвия, Чехия и Великобритания, где до сих пор сидит в тюрьме ополченец Интербригад Грэм Филипс, который в результате хочет сменить гражданство на российское, но и такие страны, как Белоруссия и Казахстан.
В прошлом году в странах ЕС началось преследование не только добровольцев, но и просто сторонников России. Кроме всем известной Латвии, есть такие случаи в Чехии и даже Германии — с лета прошлого года там в тюрьме сидит Марсель Якобс. Он, кстати, тоже хочет получить российское гражданство.
«СП»: — А в России это легально? Мы как-то можем привлечь добровольцев из других стран?
— Необходимые изменения в законодательстве РФ, позволяющие служить в армии иностранцам, приняты осенью прошлого года, здесь проблем нет. Есть вопрос с получением российского гражданства, очень многим добровольцам будет закрыт путь домой — их в Западной Европе ждут уголовные дела и немалые сроки. Этот вопрос надо будет решить.
Любое государство, ведущее военный конфликт, нуждается в грамотной пропагандистской работе. Большая часть мира крайне скептически смотрит на слишком много возомнившие о себе страны Североатлантического альянса. С ними можно и нужно работать. Да и в самих странах НАТО, как мы видим, по добровольцам, хватает противников глобализма.
Среди иностранных добровольцев много людей с реальным боевым опытом. Да и в принципе идеологически мотивированный доброволец, как правило, сражается лучше, чем обычный мобилизованный. Так что иностранные добровольцы — you are welcome.
— Иностранцы, причём ни добровольцы, ни наёмники, никогда и нигде не играли серьёзной роли в войне, — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Да, отдельные факты героизма, причём массового, вошли на золотые скрижали истории: это и «Нормандия — Неман», и корпус генерала Андерса при штурме Монте-Кассино, и подвиг чехословацкого корпуса в Соколово на подступах к Харькову, и интербригады в Испании 1936−1939 годов. Но, увы, иностранцы никогда не смогут собой заменить тех, из кого комплектуются войска сторон конфликта.
«СП»: — Какова мотивация сегодняшних иностранных добровольцев?
— Самая разная. Где-то едут идейные борцы, где-то — искатели приключений, где-то — преследующие те или иные выгоды.
«СП»: — Мы можем как-то мотивировать иностранцев? И вообще очень они нам нужны?
— Иностранные добровольцы полезны тем, что их присутствие является признаком международной поддержки нашего дела. И этим фактором мы не должны брезговать.