Весеннее российское наступление будет вестись на новом технологическом уровне. Год спецоперации уже продемонстрировал, что современные войны требуют адекватных технологий.
Российская оборонная промышленность уже полностью перешла на военные рельсы, — массовое поступление новой техники в войска (с заводов, а не со складов) ожидают к началу лета.
При этом Украина истощается — западные поставки оружия не могут покрыть растущие потребности.
Военный аналитик Стивен Биддл из Колумбийского университета говорит, что главные оборонные тренды ближайших недель — а затем и лет — это использование автономного оружия и систем ПВО. Именно об этом придется крепко призадуматься, например, США, которые всерьез готовятся к войне с Китаем из-за Тайваня. Или Ирану, которому угрожает Израиль.
Западных, да и российских, экспертов удивляет крайне ограниченная роль авиации в конфликте на Украине. Особенно с учетом гигантских средств, вложенных разными странами, в разработку самолетов-невидимок или истребителей последних поколений.
Причина же — это рост эффективности систем ПВО, которые с помощью ракет класса «земля-воздух» могут обеспечить овладение воздушным пространством. Россия эффективно использовала свои системы ПВО «Тор», «Панцирь», «Триумф» и другие. Естественно, не только против украинской авиации. Особенно учитывая, что большинство самолетов и вертолетов ВСУ уже сбиты.
Все чаще российским ЗРК приходится работать по ракетным целям — это, в первую очередь, ракеты MLRS, которые запускаются с комплексов HIMARS. Еще в январе Минобороны России официально подтвердило, что боевые расчеты «Панцирей» научились отрабатывать по MLRS (сложности были с тем, что ракета — это высотная баллистическая цель).
Теперь российские ПВО будут нацелены на новую цель — это американские высокоточные бомбы JDAM-ER, которые киевский режим получит по итогам визита Джо Байдена. Кроме того, полученный в ходе спецоперации неоценимый боевой опыт используют при производство «Прометея» — ракетной системы С-500.
Украинский конфликт продемонстрировала, что странам нужны батареи ПВО в больших количествах, говорит Стивен Биддл. Однако это задача очень непростая, учитывая высокую стоимость современных ЗРК: например, одна батарея американских Patriot стоит более $1 млрд долларов. То есть в условиях интенсификации воздушных боев защититься смогут позволить себе лишь богатые государства.
Украинцам легко — за них думает и платит НАТО. Еще в прошлом году киевский режим бесплатно получил американские системы ПВО IRIS-T и норвежские NASAMS. Готовятся к передаче Patriot и HAWK (оба — США), Crotale (Франция) и более мобильные, на автомобильном шасси Viktor (Чехия).
Словакия также передала украинцам свои С-300, такие же системы пообещала выделить Греция. На вооружении греческой армии сейчас две батареи С-300, которые страна купила еще во время обострения отношений с Турцией. Комплексы были впервые испытаны еще в 2013 году, и с тех пор стояли на боевом дежурстве. Реэкспорт российского оружия Украине будет, несомненно, со стороны Греции грубейшим нарушением контракта.
Фейн Грейвуд: Украина стала полем боя дешевых и смертоносных дронов
Украинских самолетов и вертолетов с начала спецоперации было сбито суммарно 597, дронов — 3222. Цифры говорят сами за себя: украинский конфликт привел к расцвету автономного (беспилотного) вооружения — оно значительно дешевле, а по смертоносности ни в чем не уступает пилотируемым аппаратам, пишет Фейн Грейвуд в колонке для Foreign Policy.
Российские и украинские возможности были почти сопоставимы. И дело вовсе не в том, что ВСУ получало натовские дроны (например, американские Switchblade), а потому что украинцы сами развивали свою дроновую промышленность.
С начала конфликта на Донбассе в 2014 году для военных целей стали переоборудовать легкие коммерческие беспилотники. Появилось даже несколько добровольческих организаций (типа Aerorozvidka), члены которых якобы бесплатно переделывали коммерческие дроны под военные цели. В том числе для диверсий против мирного населения Донбасса. Вместе с тем Украина так и не смогла создать собственный полностью автономный дрон.
Широкое применение беспилотников на Украине вызвало гигантский интерес к этому оружию по всему миру. Лидером же остается Иран, который быстро накапливает опыт для своей программы разработки дронов, пишет The Guardian. Иранские беспилотники готовы покупать многие страны, в том числе Китай.
Запад обвинял Иран в поставках российским войскам трех типов боевых дронов — Shahed-131, Shahed-136 и Mohajer-6. Стороны поставки отрицали, а Запад, как всегда, никаких объективных доводов и доказательств не предоставил. Иранский базис есть у российской «Герани-2», которая доказала высочайшую эффективность в Украине.
Правда, даже «Герань-2» не работает без оператора. Так что следующий шаг — это создание автономных дронов следующего поколения, запрограммированных на атаку без участия человека. Решение об ударе принимает искусственный интеллект.