Лишь спустя полтора месяца изнурительных боев первые подразделения ВСУ пробились в районе села Работино к первой линии российской обороны. И это даже не пиррова победа. Измочаленные бронетанковые бригады лишились почти всей натовской техники и теперь продвигаться дальше просто не на чем.
The Washington Post пишет, что на границе с оккупированной территорией Запорожья минные поля и инженерные заграждения, прикрывающие основные рубежи российской обороны, имеют глубину от 5 до 16 км. И если украинцы потратили полтора месяца лишь на то, чтобы выйти к первой, самой укрепленной, линии, то можно представить, сколько понадобится на ее преодоление. А сил у Киева уже нет.
Даже главком ВСУ Валерий Залужный признает: у киевского режима нет специальных средств для разминирования. При этом российские инженеры продолжают устанавливать мины по возможным путям движения украинских колонн.
News York Times со ссылкой на американских и европейских военных пишет: только за первые две недели изнурительного «контрнаступления» ВСУ безвозвратно потеряли пятую часть всей натовской бронетехники. В том числе самые дорогие танки и бронетранспортеры.
News York Times: ВСУ занижает истинный размер потерь бронетехники
После первых катастрофических провалов (только при неудавшейся попытке прорыва под Малой Токмачкой 47-я десантно-штурмовая и 33-я механизированная бригады ВСУ потеряли не менее 25 единиц техники, в том числе танки Leopard 2A6 и бронемашины M2 Bradley) украинцы были вынуждены изменить тактику.
— Украина сосредоточилась больше на изматывании российских войск артиллерией и ракетами дальнего радиуса действия, чем на лобовых атаках на вражеские минные поля, — пишет News York Times. В результате этого в последующие недели «контрнаступления» уровень потерь техники снизился примерно до 10%.
Потери уменьшились, потому что замедлилось само «контрнаступление». А местами вообще полностью остановилось. Украинский сержант рассказал в интервью News York Times, что командование ВСУ скрывает истинный размер потерь. Беспилотник его подразделения заснял кадры полудюжины западных бронированных машин, попавших под артиллерийский обстрел к югу от города Великая Новоселка.
— Они все сгорели, — цитирует американское издание украинского сержанта.
Хуже всего пришлось Bradley, которые вообще не предназначены для движения по таким плотно заминированным местностям. Броневики весят около 34 тонн и созданы для перевозки пехоты по районам, подверженным артиллерийскому обстрелу.
Противостоять артиллерии M2 Bradley могут, а вот против мин они беспомощны. По подсчетам исследовательского проекта Oryx, ВСУ потеряли не менее 35 американских бронемашин.
Украинская 47-я механизированная бригада должна была получить 99 Bradley. Данные Oryx свидетельствуют, что как минимум 15 бронемашин были сожжены или брошены под Малой Токмачкой 8 и 9 июня, когда бригада была атакована вертолетами и застряла на минном поле.
Ну а 33-я бригада потеряла треть всех Leopard (всего западные страны поставили ВСУ 32 танка).
The Telegraph: к осени «контрнаступление» ВСУ закончится неудачей, а Россия еще больше укрепит оборону
Точное количество оружия и бронетехники, которые были уничтожены в ходе «контрнаступления», — военная тайна НАТО. Официальные лица США даже анонимно не называют точных цифр.
У России было много месяцев, чтобы подготовиться к «контрнаступлению», и основные его направления усеяны минами ТМ-62. Сами украинцы говорят, что степи Запорожья просто устланы минами — их сотни, если не тысячи. При этом российские войска успешно используют ударные беспилотники и вертолеты.
Пентагон уверен, что поставка кассетных боеприпасов ВСУ позволит ускорить «контрнаступление», выяснил News York Times. Правда, не совсем понятно, каким образом кассетные бомбы позволят преодолеть минные поля.
Ну а пока что натовские генералы на публику успокаивают сами себя. «Контрнаступление пока не катастрофически отстает от графика», — заявил министр обороны Великобритании Бен Уоллес.
А ведь даже западные эксперты заранее предупреждали, что первые 20 км «контрнаступления» будут самыми трудными, поскольку атакующим войскам обычно требуется в 3 раза больше сил, чем обороняющимся.
Камилла Гранд из Европейского совета по международным отношениям и бывший помощник генерального секретаря НАТО говорит, что гигантские потери ВСУ заранее были прогнозируемы.
Ведь у Украины нет превосходства в воздухе и современных средств ПВО. И Запад не собирается помогать Украине авиацией: Валерий Залужный продолжает ныть, что США не хотят предоставлять самолеты F-16. Правда, публично критиковать США Залужный боится: это в адрес других западных стран на Банковой улице могут безнаказанно сыпать проклятия.
А осенью боевые действия на Запорожье неизбежно затихнут, прогнозирует военный эксперт Роберт Кларк в The Telegraph. И это даст России больше времени для дальнейшего укрепления своей обороны, как это было прошлой зимой. И уже если ВСУ понадеются что-то отвоевать будущей весной или летом, то потери будут еще больше.