Сценарий украинского «контрнаступления» с самого начала был провальным. Не спасли ВСУ даже информационные атаки ЦИПсО и реальные вылазки украинских прокси в Белгородскую область (якобы для отвлечения российских резервов).
Ореховское направление удара было выбрано от безысходности. Прорвать российские линии обороны ВСУ не смогли и увязли в локальных позиционных боях под Работином и Старомайорским.
OSW: самые страшные бои идут под Работином и Приютным
В Запорожской области продолжаются ожесточенные бои, особенно на участках между Работином и Вербовым (Ореховское тактическое направление, в 25 км к северо-востоку от Токмака) и между Приютным, Старомайорским и Урожайным (Времьевский выступ, 35 км к западу от Угледара), пишет польский Центр восточноевропейских исследований (OSW).
Однако бои идут не только на Запорожье, но и под Авдеевкой и Артемовском/Бахмутом (на подступах к Клещевке и Курдюмовке), а также на участке фронта между украинско-российской границей и рекой Северский Донец (особенно в районе Новоселовского и южнее вдоль реки Жеребец).
ВСУ активно используют артиллерию и беспилотники, которые нацелены на логистические и командные центры российской армии, констатирует OSW. Это разительно отличается от тактики укровермахта в начале «наступа», когда ставку делалась исключительно на натовскую бронетехнику.
Даже вездесущий Зе-советник Михаил Подоляк признал, что «контрнаступление» продвигается «медленнее, чем хотелось бы». И если раньше все генерал-атаманы грешили исключительно на мощность российской обороны (особенно протяженность минных полей), то Подоляк первым признал проблемы с тыловым обеспечением, особенно с поставками вооружения. Советник заявил, будто Украине необходимо дополнительно не менее 200−300 натовских танков. Только кто ж их даст!
Запорожье защищают от ВСУ 244 километра оборонительных укреплений
Атаки диверсантов на Брянскую и Белгородскую область, по мнению издания Eurasian Times, были попыткой прощупать российские линии обороны. ВСУ пытались понять, где именно будет их «шверпункта» — точка приложения основных усилий. К 7 июня Киев определился и сосредоточил свое внимание на оперативной оси «Орехов — Токмак — Мелитополь».
Eurasian Times получил доступ к оперативным планам ВСУ. Они заключались в том, чтобы прорвать российскую оборону напротив Орехова, достичь дорожной развязки и логистического узла в Токмаке, а затем окружить Мелитополь. Поддержать наступление должны были силы, переброшенные со стороны Херсона на левый (восточный) берег Днепра. Они должны были бы двинуться в сторону Каланчака и Армянска. Все это дало бы Киеву желанный доступ в северное Приазовье, а затем напрямую поставило бы под угрозу удержание Россией Крымского полуострова.
Правда, все эти планы остались существовать лишь во влажных подростковых мечтах Залужного и его компании.
Несколько укомплектованных НАТО бронетанковых бригад одновременно выдвинулись в сторону Орехова, с гигантскими потерями заняв несколько заброшенных сел и хуторов. Украинские атаки разбились еще на подступах к первой линии обороны, протяженность которой составляет 127 км от Днепра до Новопетриковки в ДНР. Первый эшелон прикрыт глубокими позициями дальнобойной артиллерии, расположенными вдоль второй линии обороны, примерно в 30 км южнее.
Вторая линия начинается к юго-западу от Новопетриковки, недалеко от Бильмака, в районе шоссе, ведущего в Мариуполь. Это сделано для того, чтобы заблокировать любое обходное движение ВСУ с северо-востока, если украинские войска каким-то чудом все же прорвут российскую оборону в ДНР. Второй эшелон имеет протяженность 117 км.
Киев чуть сам не сварился во Времьевском «котле» и потерял Пятихатки
Даже поверхностный анализ человеку, далекому от военного дела, позволяет понять беспомощность ВСУ. Выбор Орехова в качестве «шверпункта» оказался фатальным. Продвижение ВСУ составило не более 4−5 км, причем на нескольких участках уже ликвидировано благодаря локальным контратакам, пишет Eurasian Times
На Работино были брошены 3 украинские мехбригады (47-я, 65-я и 117-я), успеха не добились. Почти ежедневно поступают сообщения об уничтоженной натовской технике. Так что даже ЦИПсО уже вынуждено преуменьшить прежнюю шумиху вокруг эффективности западной бронетехники.
К западу и востоку от Орехова ВСУ предприняли попытку фланговых атак. Например, со стороны Пятихаток, которые несколько раз переходили из рук в руки и тут же интенсивно обстреливались артиллерией. В своей последней попытке захватить село два подразделения 128-й горной бригады ВСУ понесли гигантские потери.
Одновременно с этим сразу 5 бригад были брошены на Времьевский выступ, где российские позиции сильно вдавались к северу от основной линии соприкосновения. Причем именно это и создавало угрозу создания «котла».
В целом же, как пишет Eurasian Times, Украина бросила на Южный театр военных действий не менее 12 бригад. Еще 7 бригад и несколько более мелких подразделений дислоцируются на стационарных позициях вдоль линии боевого соприкосновения. Причем 9 из этих штурмовых бригад были обучены и оснащены НАТО.
«Украина продолжает утверждать, будто основные силы ее группировки пока не задействованы. Возможно, это и было правдой в первые пару недель наступления. Но не сейчас. Мы видим, как все больше и больше украинских формирований вступают в бой», — констатирует Eurasian Times.
Отсутствие резервов у ВСУ лишь приближает бесславный финал «контрнаступления». Но, увы, пока не всей спецоперации.