Варшава объявила о создании саперного батальона, который разместится на северо-востоке Польши. Об этом заявил министр обороны Польши Мариуш Блащак.
По его словам, основной задачей батальона будет укрепление восточной границы и обеспечение так называемого Сувалкского коридора.
«Подразделение в Августове будет создано в рамках пакета усиления Вооруженных сил Польши на 2023−2025 годы, принятого Советом министров в 2022 году, в котором говорится об укреплении уже существующих тактических соединений на восточном фланге НАТО», — говорится в сообщении правительства Польши.
По Сувалкскому коридору проходит граница Польши и Литвы, а кроме того, этот участок длиной около 100 км мог бы соединить Белоруссию и Калининградскую область России.
Блащак также заверил, что это не последняя военная часть, которую Польша строит с нуля, и призвал поляков служить в армии.
Несколько дней назад представитель правительственного комитета по вопросам безопасности Збигнев Хоффман рассказал о решении Минобороны Польши передислоцировать войска из западной части страны в восточную, ближе к границе с Белоруссией, из-за сообщений о планах провести совместные маневры белорусской армии и ЧВК «Вагнер», что, по мнению польских властей, является «несомненной провокацией».
Волнения полякам явно добавляет и заявление главы Белоруссии Александра Лукашенко о том, что вагнеровцы «просятся на запад».
«Я говорю: вам зачем на запад, туда? Ну и втихую [говорят] - мы же контролируем, что происходит: ну сходим на экскурсию в Варшаву и Жешув. А Жешув для них — неприемлемо. Они воевали под Артёмовском и знают, откуда шла военная техника, и у них вот это внутри сидит: Жешув — это беда», — рассказал он на встрече с президентом России Владимиром Путиным.
При этом белорусский лидер отметил, что ему не хотелось бы передислоцировать туда вагнеровцев. Вместе с тем он сообщил, что привез карту о переброске Вооруженных сил Польши к границам Союзного государства и что одна из польских бригад расположилась в 40 км от Бреста, тогда как ранее стояла в 500 км, еще одна перебрасывается на расстояние примерно 100 км от Гродно. Кроме того, в Жешуве «активизируется аэродром, куда американцы и другие перебрасывают технику, и затем она перебрасывается на территорию», а также подключают наемников. Все это вызывает беспокойство белорусских властей.
В свою очередь Владимир Путин на совещании с постоянными членами Совбеза напомнил, что Белоруссия является частью Союзного государства. Он не исключил, что польские власти претендуют не только на западноукраинские земли, но мечтают и о белорусских.
«Развязывание агрессии против Белоруссии будет означать агрессию против Российской Федерации. На это мы будем отвечать всеми имеющимися у нас средствами», — предупредил он.
Как считает ведущий эксперт РИСИ Олег Неменский, Польша использует события на Украине и миф о якобы угрозе России в адрес всей Европы, чтобы нарастить не только свои вооруженные силы, но и силы стран НАТО и США на своих восточных границах.
— Осуществляются большие программы по усилению восточного фланга НАТО и переброске военных США в Польшу. Делается это с различными целями. Конечно, польские политики прекрасно понимают, что Россия не собирается вторгаться в Польшу и тот же Сувалкский коридор — это надуманная проблема, которая во многом создается Польшей совместно с Литвой.
На деле у Польши могут быть и агрессивные планы в отношении восточных соседей — и Украины, и Белоруссии. Военные силы могут в обозримом будущем использоваться для введения на территорию соседних государств.
«СП»: То есть поляки готовы зайти не только на Украину, но и в Белоруссию?
— Военная операция против Белоруссии разрабатывается, о ней немало говорят. Собственно, о ней говорил и Лукашенко в своем недавнем обращении к народу. Идея прийти с якобы гуманитарной миссией на помощь восставшей белорусской оппозиции в случае, если удастся организовать внутреннюю дестабилизацию в этом государстве, действительно очень популярна в польских политических кругах.
«СП»: Какова вероятность, что в случае захода Польши на Западную Украину и тем более в Белоруссию НАТО окажет поддержку Варшаве? Ведь 5-я статья НАТО здесь вряд ли применима будет.
— Все выглядит так, что НАТО как организация постарается не вмешиваться в этот конфликт. В нем будут участвовать лишь отдельные страны НАТО.
«СП»: Рассказом о стремлении «Вагнера» сходить на «экскурсию» в Польшу Лукашенко хотел понервировать польские власти или предостеречь от необдуманных шагов?
— Польша очень обеспокоена прибытием «Вагнера» в Белоруссию, так как это действительно очень боеспособные силы с большим опытом. Думаю, тут имеет место желание охладить пыл польских мечтателей об успешном военном походе на восток.
«СП»: Россия, на ваш взгляд, готова будет применить в случае нападения Польши и союзников на Белоруссию серьёзное, может даже ядерное, оружие в отношении Варшавы?
— Не берусь сказать, готова или нет Россия применить. Любое оружие существует для того, чтобы у страны, которая им владеет, была возможность его применения, но несомненно, что Россия не может остаться в стороне в случае польских военных действий на территории Украины или Белоруссии.
Научный сотрудник Центра украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, к.и.н., Дмитрий Степанов отмечает, что Польша выступает как самостоятельный игрок в нынешних событиях в Восточной Европе, на Украине
— Это более-менее самостоятельный, суверенный игрок, правда, скрепленный обязательствами перед Североатлантическим блоком. С другой стороны, надо считать, что договоренности, которые скрепляют страны НАТО, не являются чугунным абсолютом и их можно нарушить, потому что накаливание ситуации происходит. Происходит эскалация уже общепризнанного гибридного конфликта между Россией и странами НАТО. В принципе, какое-либо участие, именно чисто военное, Польши в событиях в Восточной Европе не стоит исключать.
Я бы добавил еще страны Прибалтики, которые не обладают той суверенностью, которой обладает Польша, но выступают как ее внешнеполитические партнеры.
Важно отметить, что если мы в России наблюдали возрастание на Украине ненависти ко всему русскому, которое лошадиными дозами подавалось украинскому населению, то мы совершенно не обращали внимание на аналогичный процесс, который происходит в Польше.
Все польское самосознание, которое включает историческую часть, основано во многом на противостоянии с востоком, а в узком смысле — на противостоянии с Россией. Подобная идеологическая подготовка шла в Польше гораздо дольше, чем на Украине. Это еще с 80-х годов, со времен «Солидарности» Леха Валенсы. И в отличие от Украины, Польша имела богатый многовековой опыт собственной самостоятельной государственности. Это малое государство, которое обладает менталитетом большой нации и, если представится случай, может оттяпать чьи-то земли.
«СП»: Какой сигнал хотел подать Лукашенко словами о желании вагнеровцев сходить «на экскурсию в Жешув»? Это предостережение Варшаве и ее союзникам?
— Лукашенко — политик, который, по сравнению с соседями, обладает самым богатым политическим опытом. Если он что-то говорит, то это подразумевает некий контент. Насчет предостережения не могу сказать, но его слова — это отголосок того процесса, что гибридная война может перерасти во вполне реалистичную.
«СП»: НАТО поддержит Польшу и союзников, если они решатся на вторжение в Белоруссию?
— Поддержка будет в любом случае, вопрос в ее масштабах. Может, это будет, например, поддержка техникой и каким-то контингентом, может, что-то другое.