Штурмовые подразделения ВСУ практически выдохлись. Например, на Времевском участке (Южно-Донецкое направление) украинцы могут атаковать уже лишь группами по 15 человек, пишет американский Институт изучения войны (ISW).
За последние дни ВСУ провели несколько таких малочисленных атак в районе Приютного, Ровнополя и Новомайорского (от 10 до 18 км к юго-западу от Великой Новоселки). При этом российские войска успешно контратакуют близ Урожайного и села Завитне Бажання (Заветное Желание — укр.).
30 сентября появилась информация, что российская авиация нанесла удар по мосту через реку Шайтанка в Великой Новоселке.
С самого начала украинского контрнаступления ВСУ неоднократно пытались форсировать эту реку непосредственно к северо-востоку от оперативной линии «Новодонецк — Новомайорское» и создать плацдарм на левом берегу, пишет в очередной обзоре американский Центр национальной безопасности имени генерала Джека Кина. Однако все попытки форсировать Шайтанку и создать украинский плацдарм Россия пресекла.
Профессор О’Брайен: само НАТО толкает ВСУ на проведение «войны на истощение»
Позиционная война на истощение без значительных территориальных завоеваний — именно в такую фазу перешло украинское контрнаступление на Запорожье. New York Times подсчитал, что с начала 2023 года ВСУ захватили около 1300 квадратных километров. Однако закрепиться украинцы смогли примерно лишь на трети от этой площади (она примерно соответствует площади Вены), а остальную территорию покинула.
— Оборонительные рубежи русских преодолеваются с гигантскими потерями, и настоящего прорыва линии обороны так и не произошло, — заявил агентству DPA военный эксперт, полковник в отставке австрийской армии Маркус Рейснер. — НАТО должно было бы забить тревогу, ведь после 120 дней контрнаступления оперативного прорыва еще не наступило.
По словам Рейснера, в то время как США прекрасно осведомлены о катастрофической ситуации внутри ВСУ, в Евросоюзе восприятие происходящего неадекватно.
— Европа скоро упустит момент, когда мы больше не сможем контролировать ситуацию, и она окончательно изменится в пользу русских, — сказал полковник, имея в виду, что европейские члены НАТО не выполняют собственные обещания по поставкам военной техники.
Филлипс О’Брайен, профессор стратегических исследований в Шотландском университете Сент-Эндрюс, пишет, что Запад фактически поставил только такие системы вооружения, которые толкают украинцев на позиционную «войну на истощение». Это танки и другие бронированные машины.
— Танки не бесполезны, они просто имеют ограниченную ценность, — говорит профессор О’Брайен.
Ракеты большой дальности (Storm Shadow и SCALP EG) поставлены украинцам в ограниченном количестве. Поставки истребителей (МиГ-29) прошли еще в апреле и мае, однако абсолютно никакого перевеса на поле боя не создали.
Сейчас идут переговоры по срокам поставок F-16, которые по тактико-техническим характеристикам мало отличаются от уже поставленных МиГ-29. Так что и натовские самолеты, вопреки заявлениям ЦИПсО, никак не повлияют на улучшение позиций ВСУ.
Эмиль Кастехельми: даже прорыв линий обороны уже ничего не изменит для ВСУ, их потери слишком высоки
В США споры о провале украинского «контрнаступления» разгорелись еще в середине августа, когда The Washington Post сообщила, что в Пентагоне крайне скептически относятся к заявлениям Валерия Залужного. Он обманул американцев и НАТО, пообещав продвинуться в сторону Азовского моря у Мелитополя.
Многие западные эксперты изначально считали заявления Залужного бредом и фантазией. Быстрое наступление, исходя из канонов военной науки, было крайне рискованным. Российские оборонительные рубежи состоят из траншей и минных полей. Мины крайне трудно обезвредить — существует риск обстрела во время разминирования.
Именно после того, как командование НАТО поставило Залужного на место, ВСУ изменили тактику. Сейчас украинская артиллерия ведет контрбатарейную борьбу против российской, прикрывающей минные поля. Такая борьба крайне изнурительная и долгая — и уже абсолютно очевидно, что украинцы даже с такой тактикой не добьются успеха до зимних холодов.
ЦИПсО пыталось распространить фейки о том, что украинские штурмовые подразделения якобы преодолели не то что первую, но и вторую линии обороны. Естественно, никаких прорывов в реальности не было.
— Даже прорыв оборонительных рубежей — это еще не прорыв. Более существенным фактором являются потери, — пишет финский военный аналитик Эмиль Кастехельми.
Так что теперь ЦИПсО начинает разгонять слухи якобы о новой мобилизации в России. Министерство обороны РФ уже официально разъяснило, что никакой мобилизации не будет. В ней действительно нет никакой необходимости. Заместитель секретаря Совбеза Дмитрий Медведев назвал цифры контрактников: с начала года контракты для участия в СВО подписали 325 тысяч человек. Это примерно соответствует по численности 70 натовским сухопутным бригадам.
Для контрнаступления ВСУ, напомним, НАТО сумело подготовить всего 12 украинских бригад (в каждой около 4 тысяч бойцов) — но даже они ничего не сумели добиться. А численный перевес, который является решающим в позиционном противостоянии, все сильнее склоняется в сторону России.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине читайте в теме «Свободной Прессы».