Китайские истребители отжали небо у американцев
«Могучий дракон» стал страшной грозой Пентагона
Всего несколько стран на планете располагают истребителями пятого поколения. Такие самолеты — символ технологической мощи. Такой же, как, например, сверхбыстрые сети связи 5G, искусственный интеллект или электромобили.
Истребители пятого поколения есть у России (Су-57), Китая (Chengdu J-20, он же «Могучий дракон») и США (F-35). Разрабатывается еще несколько таких же самолетов.
У России, например, будет Су-75 («Шах и мат»), который должен подняться в воздух уже в будущем году. Разрабатывают собственные истребители пятого поколения Индия, Турция и Евросоюз.
Китайцы планируют поднять в воздух новейшую машину Shenyang FC-31 («Кречет»), которая методично разрабатывается с 2011 года. Ну а пока новый самолет не встал на боевое дежурство, Китай модернизирует свой лучший истребитель-невидимку «Могучий дракон».
Американская госпропаганда заявляла, будто «Могучий дракон» был разработан Китаем в качестве ответа на F-22 Raptor ВВС США. Было опубликовано даже несколько отчетов Пентагона о том, что народно-освободительная армия Китая (НОАК) постоянно проводит новые модернизации своих самолетов, чтобы сократить технологический разрыв между J-20 и F-22.
Очередной такой доклад вышел на днях и предназначается для слушаний в Конгрессе. В нем говорится, что китайские ВВС готовят самую масштабную в истории модернизацию «Могучего дракона». Она будет включать увеличение количества ракет класса «воздух-воздух», которые истребитель может нести в своей стелс-конфигурации, установку сопел двигателей с изменяемым вектором тяги и добавление сверхкрейсерских возможностей за счет установки двигателей WS-15 с большей тягой.
2400 китайских боевых самолетов поднимутся в воздух по первому взмаху Си
Пентагон всерьез обеспокоен растущей мощью китайской авиации. В докладе Конгрессу говорится, что китайские ВВС располагают уже как минимум 3150 самолетами, из которых не менее 2400 — боевые (включая истребители, стратегические бомбардировщики, тактические бомбардировщики и штурмовики).
Китайские ВВС крупнейшие в регионе и третьи по величине в мире — после российских и американских, разумеется.
В отчете Пентагона подробно описываются различные военные самолеты, включая бомбардировщики и транспортные самолеты, которые изменили китайскую военно-воздушную мощь. И особое место занимает именно «Могучий дракон» — венец инженерной мысли конструкторов.
В октябре 2021 года Китай представил двухместный вариант самолета-невидимки (теперь это единственный в мире двухместный истребитель пятого поколения). Китайские военные чиновники сообщили государственному изданию Global Times, что сбор и обработка информации самолетами J-20 будут синхронно и безупречно выполняться двумя пилотами.
Впрочем, авиационные аналитики тут же просекли, что дело вовсе не в сборе информации. Поскольку во всем мире набирает силу новый тренд — объединение пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов — то, скорее всего, он затронет и модернизированный Chengdu J-20.
Разберемся, что это значит.
Создавая свои дроны будущего, китайцы вдохновлялись «Ланцетами» и «Орланами»
Ян Вэй, главный конструктор самолета, уже намекнул: важной ролью двухместного истребители будет координация с беспилотниками. Ведомые дроны будут пилотироваться вторым пилотом: таким образом истребитель и беспилотники смогут выполнять широкий спектр задач — от разведки до тактических ударов.
Беспилотный рой может увеличить огневую мощь истребителя, превратив его в совершенное оружие. Каждый Chengdu J-20 несет в бою от 4 до 6 видов оружия (в зависимости от конфигурации самолета). А каждый ведомый дрон может нести еще от 4 до 10 высокоточных управляемых ракет.
Ранее Китай анонсировал концепцию беспилотника Feihong FH-97 большой дальности действия с несколькими видами оружия. У такого дрона будут возможности вести РЭБ и создавать рой для скоординированных атак. Впервые Китай представил прототип дрона в сентябре 2022 года, однако небывалые успехи российских беспилотников в зоне СВО (ударные «Герань-2» и «Ланцет», разведывательные «Орлан-10») заставили китайцев ускорить разработки.
Американские базы ВМФ по всему Тихому океану теперь лишились защиты
В отчете Пентагона также упоминается, что J-20, вероятно, модернизируется, чтобы нести больше ракет класса «воздух-воздух». Для американцев это особенно опасно, поскольку, как отмечает журнал Air and Space Force, модернизированный истребитель может нести PL-15, китайскую версию ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120.
Еще одно направление модернизации китайских истребителей — это более мощный двигатель, говорится в отчете Пентагона. В отчете подчеркивается, что ВВС сосредоточились на увеличении тяги.
Эти утверждения согласуются с предыдущими отчетами, в которых сообщалось, что Китай тестировал истребители Chengdu J-20, оснащенные совершенно новым и более совершенным двигателем Xian WS-15. Сообщается, что самолет совершил полет с двумя WS-15 полностью китайского производства в июле 2023 года.
Предполагается, что новый двигатель, который заменит устаревший Shenyang WS-10, обеспечит увеличенную скорость и дальность полета. Это также обеспечит сверхзвуковой полет без расходующих топливо форсажных камер, что, как предупреждают военные эксперты, может привести к тому, что американские базы на Гуаме, в Японии и Южной Корее окажутся в пределах досягаемости «Могучего дракона».