Одномоторный сверхзвуковой штурмовик Checkmate (Су-75) стал неожиданным гостем на выставке Dubai Airshow-2023, которая открылась 13 ноября. До последнего момента оставалось неясным, есть ли смысл представлять военный самолет, предназначенный исключительно для экспорта, в ситуации, когда его вероятные покупатели могут попасть под вторичные санкции. Производство всей остальной военной летающей техники, которую Россия покажет в Дубае, гарантировано, в первую очередь, внутренним заказом.
Участие в выставке коммерческого самолета объяснил «Ростех», сообщив через пресс-службу, что завод-изговоитель приступает к выпуску многоцелевых истребителей пятого поколения Checkmate независимо от того, поступят ли зарубежные заказы на него.
Стало очевидно, что Минобороны теперь рассматривает этот самолет не только как коммерческий продукт, но он может использоваться и в зоне СВО.
Не случайно на этот раз в Дубае представлен уже не макет, как это было на МАКС-2021 и Dubai Airshow — 2021, а прототип.
Checkmate — первый в России однодвигательный самолет пятого поколения. Он разработан компанией «Сухой», которая входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию» «Ростеха». Особенности машины — малозаметность и малая стоимость летного часа, но при этом самолет может нести 7 тонн боеприпасов и развивать скорость 1,8 маха при боевой дальности 3 тысячи км.
В ходе первых презентаций в 2021 году сообщалось, что серийное производство начнется в 2026 году, однако теперь очень похоже, что сроки сдвигаются влево. Впрочем, это, вероятно, уже военная тайна.
О неожиданных переменах в истории летающей военной машины «Свободной Прессе» рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий, издатель журнала «Экспорт вооружений» Руслан Пухов.
— Изначально этот самолет разрабатывался как экспортный продукт. Наше Министерство обороны говорило, что ему однодвигательный самолет не нужен, — вспоминает Руслан Пухов. — А на мировом рынке такие самолеты очень востребованы.
Они могут быть на треть дешевле, чем двухдвигательные, при этом имеют вполне приличные боевые характеристики. Примером того, как охотно покупают однодвигательные военные самолеты, могут служить и американский Ф-16, самый продаваемый в мире, и пакистанский JF-17.
Пакистанцы совместно с Китаем сделали этот самолет для своих ВВС, а теперь уже и экспортируют его. Важно, что двигатель — российского производства — РД-93 (модификация РД-33, установленного на Миг- 29).
— И нормально они на одном российском двигателе летают, никто не жалуется, что бы там ни говорили о недостаточной надежности наших по сравнению с американскими, — подчеркивает эксперт.
По мнению Пухова, как раз опыт пакистанского JF-17 и натолкнул военное руководство России на мысль о том, что одномоторный самолет — это не так уж и плохо.
— Кроме того, утверждения о том, что российским ВВС и ВКС нужны только двухдвигательные машины, были утверждениями мирного времени, когда мы не несли боевых потерь, — говорит специалист.
— А сейчас идет затяжной вооруженный конфликт, и мы, к сожалению, тоже несем в нем потери. Да и просто для военного времени требуется больше боевой авиации, чем в мирное. Поэтому осваивать производство самолета, который требует меньше двигателей, а сам по себе производится дешевле и быстрее, чем двухдвигательные, — самое время. Тем более, что Су-75 Checkmate хорошо унифицирован с самолетом пятого поколения Су-57, который уже стоит в производстве, это ускоряет внедрение новой машины.
Руслан Пухов рассказал и о такой опции Checkmate, как работа в беспилотном режиме.
— Этот самолет изначально проектировался, как беспилотный носитель высокоточного оружия. Потом было решено создать три версии: беспилотный, а также с одним пилотом или экипажем из двух человек, — рассказывает оружейный эксперт. — По всей видимости, за основу взят одноместный вариант, который может использоваться и в беспилотном режиме.
В частности, Checkmate может работать в тандеме с пилотируемым Су-57, управляться с земли, или действовать по заранее заложенной программе, которая корректируется по ситуации искусственным интеллектом.
На открытии выставки Dubai Airshow-2023 российскую делегацию возглавляли глава Минпромторга Денис Мантуров и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Как сказал журналистам вице-премьер, российская авиатехника вызывает большой интерес, в особенности — в Индии и Вьетнаме, а Чемезов добавил, что наиболее устойчивым спросом на мировом рынке пользуются российские специализированные вертолеты: Ми-171А3 — для обслуживания шельфовых буровых платформ, который способен садиться на воду, и санитарный «Ансат», предназначенный для срочной эвакуации больных и пострадавших.
Особый интерес вызвал представленный впервые пожарный Ка-32А11М с водяной пушкой, способный тушить огонь на последних этажах небоскребов.
А на стенде Checkmate и возле тяжелого транспортного Ил-76МД-90А (Э) толпились, в первую очередь, представители США.