Владимир Зеленский и Валерий Залужный, несмотря на взаимную ненависть, все же нашли одну общую позицию: оба хотят провести дополнительную, жесткую волну мобилизации. Только так якобы можно избежать катастрофы на фронте: восполнить кадровый дефицит и воссоздать воинские соединения, понесшие самые большие потери.
Эксперты Центра восточноевропейских исследований (OSW) отмечают, что Зеленский пока колеблется, боясь общественных протестов. Поэтому и пытается спихнуть с себя ответственность, чтобы окончательное решение принимал парламент (Верховную Раду возглавляет Руслан Стефанчук от «Слуги народа», у президентской партии 235 из 450 мандатов).
Для новой волны мобилизации, однако, нет не только политической воли, но и финансовых возможностей.
Перепуганный угрозой протестов Зеленский заявил, что не подпишет закон, разрешающий обязательную мобилизацию женщин. Он также оговорился, что решение о снижении мобилизационного возраста с 27 до 25 лет будет принято после рассмотрения «всех аргументов».
Укрофюрер был вынужден признать, что командование ВСУ предложило ему мобилизовать до полумиллиона человек. Правда, это якобы потребует более 500 млрд гривен (более $13 млрд).
Словом, Зеленский умыл руки: обратился к премьеру Денису Шмыгалю и министру финансов Сергею Марченко, чтобы оценить, способна ли страна потянуть такие расходы. По мнению Зеленского, необходимо «четко спланировать» мобилизацию и обеспечить «правила ротации военнослужащих» на фронте.
На вопрос журналистов, намерен ли он уволить главкома Залужного, который и отвечает за мобилизацию, Зеленский уклончиво ответил, что «поддерживает с ним контакты».
После президента отдуваться пришлось министру обороны Рустему Умерову. 16 декабря на заседании Конгресса местной и региональной власти он заявил, что отвечающие за призыв чиновники плохо подготовлены, в ВСУ перестали поступать добровольцы — их не заманишь гривной на верную смерть в Крынках или Авдеевке.
При этом Умеров обвинил во всем… Россию. Якобы это она проводит кампанию по дискредитации ВСУ, рассказывая украинцам правду про гигантские потери их армии. Вот поток добровольцев и иссяк.
Затем Умеров на свою голову дал интервью немецкой газете Bild. И сделал столь сенсационные заявления, что перепугал всю многомиллионную армию украинских беженцев.
Во-первых, пообещал, что все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет (в том числе находящиеся за пределами страны) должны получить повестку для немедленной явки в военкоматы.
Во-вторых, пригрозил уголовным наказанием за неявку в военкомат. Причем электронная повестка будет считаться врученной уже по факту отправки.
Правда, на следующий день после интервью Bild пресс-служба оборонного ведомства была вынуждена опровергнуть слова министра. Якобы Умеров призвал в военкоматы лишь всех годных к службе в армии, а меры наказания за неявку на данный момент не рассматриваются.
Но сколько бы политики и генералы в Киеве ни грозили кулаками, мужчины продолжают валить с Украины. 20 декабря представитель Западного регионального управления украинской Госпогранслужбы (Львов) Игорь Матвийчук заявил, что ежедневно границу страны пересекают 6000 человек. В том числе мужчины призывного возраста, из которых не менее 200 — водители грузовиков.
Матвийчук заявил, что «аномально» увеличилось количество мужчин, вступающих в брак с многодетными матерями или ухаживающими за инвалидами, что позволяет им покинуть страну.
Большой процент уезжающих признаны негодными к военной службе. Кстати, еще в сентябре этого года журналисты-расследователи вскрыли очередную схему бегства от мобилизации. Более 2000 мужчин, получив разрешения Львовской областной администрации, пересекли границу как водители-дальнобойщики. Большинство из них в страну не вернулись.
Украинские власти обратились к соседям, куда слиняло большинство мужчин призывного возраста. Но европейцы, как правило, не горят желанием ловить уклонистов, констатирует OSW. Начальник Департамента пограничной и миграционной политики МВД Эстонии Янек Мяги прямо заявил: у Украины нет законных оснований, чтобы запрашивать данные по этим гражданам.
Украинские терзания о мобилизации резко контрастируют с российскими реалиями, пишет OSW. Во время «Прямой линии» Владимир Путин рассказал, что из 300 тыс. мобилизованных в зоне СВО находится 244 тыс., а 41 тыс. уволена со службы. Перевыполнен план набора контрактников: за год планировалось привлечь 412 тыс., однако уже к началу декабря контракты подписали 486 тысяч. Всего же в СВО принимает участие 617 тыс. человек.
Абсолютно убийственная для ВСУ цифра, которую киевские власти тут же попытались опровергнуть. Пресс-секретарь Главного управления разведки (ГУР) Андрей Юсов заявил, будто в боевых действиях задействовано 450 тыс. человек. Занижение численности нужно Киеву, чтобы не распугать последних добровольцев.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».