Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск готовится к войне, но воевать не хочет.
«Никому не верьте, что мы хотим воевать. Мы готовимся к войне, я об этом говорю откровенно. „Хочешь мира — готовься к войне“ — не я это придумал. Это очень правильно сказано», — отметил белорусский лидер. Лукашенко также добавил, что в стране ведется необходимая подготовка соответствующих подразделений, в войска поставляются различные виды вооружений и техники.
Стоит также напомнить, что в Белоруссии находится российское ядерное оружие, решение о применении которого, конечно, будет принимать Москва, но сам факт его наличия должен охладить «горячие головы» на Западе.
При этом на Западе отрицают подготовку к нападению на Белоруссию. В частности, представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано, комментируя слова Александра Лукашенко, заявил, что Европейский союз «принимает меры предосторожности», чтобы лучше подготовиться к возможным угрозам, но сам нападать ни на кого не собирается, поскольку не является «агрессивным союзом».
Ну, а НАТО? Стоит ли ждать попыток нападения со стороны Польши или Литвы для открытия «второго фронта» против России? Или такой сценарий: с польских аэродромов начнут взлетать якобы украинские F-16 для нанесения ударов по России, если им прилетит «ответка» — по этому самому аэродрому, чем ответит Варшава?
Бить по Калининграду бессмысленно (он слишком хорошо защищен), да и чревато большой войной. А как насчет ударов по Белоруссии, где тоже есть наши войска?
Впрочем, нужно иметь в виду, что белорусский президент подобные заявления делает регулярно.
— Данный посыл обращен к НАТО, Польше, Литве, Украине, — уверен доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.
— Александр Лукашенко всегда подчеркивает, что его страна миролюбивая, и не желает не то, что нападать на какую-то страну, но даже участвовать в различных контртеррористических операциях.
ак он высказывал свою мысль во время ведения Россией борьбы с международными террористами в Чечне, перед началом нашей военной операции в Сирии. Глава Республики Беларусь с пониманием отнесся к проведению СВО на Украине, но и в этом случае он подчеркнул, что белорусские военнослужащие не перейдут границу, и останутся на своей территории.
Если же будет нападение на Республику Беларусь со стороны любого государства Россия примет все меры по защите нашей общей с белорусами территории Союзного государства. А вероятность нападения на Белоруссию исключать нельзя.
«СП»: Кто может напасть? Насколько реальная угроза со стороны Украины?
— С территории Украины может быть осуществлена агрессия войсками НАТО под «видом/"брендом» ВСУ. Ведь недаром со стороны официального Парижа идет речь о переброски французских войск на север Украины, якобы для того, чтобы киевский режим мог высвободившиеся войска бросить против наступающей российской армии на юго-восток. А ведь французская армия может выступить объединительной силой для других европейских армий, став, по сути, лидером НАТО в Европе.
«СП»: Украина, надо понимать, тоже опасается, что наши войска с территории Белоруссии могут в наступление пойти, потому и войсковую группировку там держат. Насколько оправданы эти опасения? Такое может произойти?
— Здесь надо признать, что мы не отказываемся от наступающих действий на Киев со стороны Республики Беларусь. В особенности, когда шайка Зеленского развернула против России полномасштабную диверсионно-террористическую войну. Недаром, глава комитета Госдумы Андрей Картаполов освобождение Киева назвал необходимым условием для прекращения ударов по нашей территории беспилотниками, обстрелов мирных российских жителей, совершения других военных преступлений в отношении наших граждан.
«СП»: Варианты с атаками на территорию Белоруссии той же Польши в ответ на наши удары по их аэродромам, по-вашему, можно рассматривать? Ведь там же российское ядерное оружие находится?
— Эти варианты вполне вероятны. Поэтому Александр Лукашенко и заявил о подготовке своей страны к любым негативным сценариям.
Что касается ЯО, то это оружие на самый крайний случай, который заключается в угрозе существованию Республики Беларусь.
— Слова Лукашенко — это обращено к недружественным странам, т.е. к Западу, — также убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Это не первое заявление такого рода, они делаются периодически. Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути — таково международное позиционирование Белоруссии, если вкратце.
Ожидать прямого военного вторжения в Белоруссию из Польши, Прибалтики или с Украины все же вряд ли стоит. А вот проникновение диверсионных групп — вполне, причем приходят они именно с территории Украины. Недавно одна такая группа была обезврежена в Гомельской области. На Украине также действует так называемый полк Калиновского, который укомплектован белорусскими боевиками и воюет на стороне киевского режима. Однако особо не скрывается, что боевиков готовят для установления «демократии» в Белоруссии, в более отдаленной перспективе.
«СП»: Вот вы говорите, не стоит ожидать удара со стороны Украины. Это совершенно исключено?
— Вряд ли это возможно. У киевского режима просто нет сил для этого. Более того, президент Франции Макрон недавно говорил о возможности размещения контингента НАТО на границе с Белоруссией, чтобы высвободить находящуюся там группировку ВСУ и перебросить ее на юг.
«СП»: А сама Белоруссия при каком условии может вступить в СВО? Лукашенко сам как видит будущее Украины?
— Теоретически это возможно в случае совершения какой-то особо громкой диверсии или теракта на территории Белоруссии. Но в целом Минск очень не хотел бы втягиваться в СВО и предпочитает быть в роли «бронепоезда на запасном пути». Что касается будущего Украины, то в Минске хотели бы видеть ее в качестве дружественной или нейтральной страны, при этом, с точки зрения белорусских властей, Украина должна сохраниться как суверенное государство.
«СП»: Но если территория Белоруссии будет использована нашими войсками как плацдарм, неизбежно ли втягивание НАТО?
— Если с территории Белоруссии начнется новое наступление, это будет означать качественно новый уровень эскалации конфликта, и тут уже все будет возможно.
Сама по себе Белоруссия вряд ли может стать причиной конфликта России и НАТО. Нынешний статус Белоруссии является своего рода компромиссом. Она союзник России, но в СВО напрямую не участвует.
Запад, со своей стороны, пока не пытается дестабилизировать Белоруссию и свергнуть Лукашенко, заменив его своими марионетками. Российское ТЯО в Белоруссии — это скорее фактор сдерживания и элемент психологической войны.
Война на территории Белоруссии может начаться разве что в случае неконтролируемой эскалации на Украине. Тогда уже вся балто-черноморская дуга может превратиться в театр боевых действий.
— Белорусские земли находятся на стыке миров — России и Запада — и поэтому готовиться к войне даже для самого миролюбивого правителя Белоруссии в высшей степени оправданно, — полагает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Правда, вряд ли наши геополитические противники будут предпринимать что-либо против западного союзника России, зная его любовь сидеть на двух стульях, и требовать высокую цену даже за молчаливое присутствие в одном блоке. Длительное время обсуждался сценарий удара из Белоруссии западнее Киева. Подобная операция могла бы привести к безоговорочной победе Москвы, поскольку перерезала бы линии поставок киевским нацистам из Европы.
Другое дело, что для успеха подобной вылазки с разрезанием Житомирской и Винницкой области и выходом на границу с Приднестровьем требуется разворачивание в короткий срок огромных войск. Ничего подобного в ходе нынешнего конфликта даже близко не было.
Подобное станет возможным, когда у врага окончательно закончатся ресурсы и фронт рассыплется. Россия показала себя крайне осторожным игроком и ждать от нее подобной дерзости мы не привыкли. Более вероятно постепенное давление по существующим линиям соприкосновения. Правда, эта тактика сможет довести Россию до Днепра с последующим признанием оставшихся земель Украины независимыми.
Удар из Белоруссии смог бы поставить точку в существовании нацистского режима, но пока мало что указывает на его вероятность.
«СП»: А рассматриваете ли вы вероятность удара по Белоруссии со стороны Запада? Что тогда?
— Я такой вариант всерьез не рассматриваю. Белоруссия молчаливый союзник России. Европа не станет вовлекать в войну тех, кто и без того желает остаться с краю.